Мы уже выяснили, что термин варварский, или готический ввел в обиход флорентиец Джорджо Вазари в знаменитой книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Однако, справедливости ради нужно вспомнить и Рафаэля, который приблизительно в 1518 – 1520 гг. в письме Папе Льву X, Джованни Медичи использует термин «stile tedesco», варварский, по отношению к Римским постройкам после 410 года, указывая на их сходство с готическими хижинами. А еще раньше римский писатель-панегирист, историк и экзегет, государственный деятель эпохи короля остготов Теодориха Великого и его преемников Кассиодор жаловался, что его работодатели, то есть остготские короли, так неважно владеют латынью, что это уже не латынь, а какая-то готика. И вот, наконец, в 1610 г. иезуит Карл Скрибаний, описывая архитектуру Антверпенской биржи, употребляет выражение «оpus gothicum», что является прямым переводом «stile tedesco».
В начале XIII века из ранней готики вырастает высокая готика и более утонченная лучистая готика . В этот период было построено много изысканных и богато украшенных соборов исключительной высоты. Окна становятся больше, витражи ажурнее, широко используются окна-розы, скульптуры стали более реалистичны, декор богаче и ярче.
Окна-розы становятся самым узнаваемых архитектурным элементом готического собора этого времени. По сравнению с ранним периодом розы поздней готики имеют более богатый узор и невероятно сложную конструкцию каменного орнамента. Огромное круглое витражное окно размещалось как правило в центре западного фасада собора и выглядело в высшей степени великолепно. Узорчатые каменные переплеты, украшенные цветными стеклами, действительно напоминают огромный цветок. Проникая сквозь эти стекла в собор, свет наполнял внутреннее пространство радужным сиянием.
Окно-роза – это не просто проем в стене для освещения храма, оно имеет глубокую символику и заключает в себе духовное послание, это разговор Бога с человеком. В каждом отдельном храме эти окна могли иметь свою особую интерпретацию. Запад, там где заходит солнце, для христианина считался местом обитания демонов, поэтому одним из распространенных сюжетов в окне-розе был Страшный суд.
Но широко использовались и другие библейские сюжеты, а так же изображения святых и даже абстрактные картины. В центре композиции часто помещали Иисуса Христа, указывая на его беспредельную власть над миром, почетное место занимал образ Девы Марии. Один из основоположников упомянутого в 1-й части цистерцианского ордена Бернард Клервовский называл Деву Марию «Мистической розой», поэтому окно-роза иногда ассоциируется с Богоматерью.
Тщательно продуманная архитектурная структура окна-розы символизирует вездесущность и бесконечность Бога в мире, круглая форма ассоциируется с колесом фортуны, мимолетностью и цикличностью человеческой жизни. Кроме того, важную смысловую функцию несли и цвета: синий ассоциировался с небом, Богом, вечностью; красный олицетворял пролитую за людей кровь Христа; зеленый был цветом надежды; желтый напоминал о вечно сияющем золотом Солнце.
Средневековый человек грамотностью не владел, читать не умел и уж тем более не знал латынь, а именно латинский перевод Библии – Вульгата – использовался священнослужителями в средневековой Европе, поэтому библейские сцены на окнах и внутри собора это еще и возможность «чтения» Святого писания, это своеобразная иллюстрированная Библия.
Кстати, Джорджо Вазари сильно удивился бы, узнав, что один из первых переводов Библии на национальный язык сделали именно готы, варвары, еще в 4 веке. Традиционно считается, что перевод сделал готский епископ Вульфила (311-383 гг.), хотя современные исследования доказывают, что над переводом работала группа товарищей под руководством Вульфилы. Для перевода епископ даже разработал готский алфавит, до этого у готов была руническая письменность. Так что человек эпохи Возрождения, к которой принадлежал Вазари, был заносчив, самонадеян, самовлюблен, при этом фантастически талантлив. Но все же предшественников он напрасно не дооценивал.
Эпоха высокой готики подарила нам Амьенский собор, собор Святого Стефана в Бурже во Франции,
Кёльнский собор (правда его строительство завершилось только в 1880 г.) и Утрехтский собор в Германии,
Даремский собор в Англии и множество других замечательных храмов, разбросанных по всей Европе.
Это было время потрясающих архитектурных изобретений, смелых воплощений и незаурядных решений.
Продолжение следует