В конце XVII века, когда англичане основали Торговую компанию Гудзонова залива в Канаде, они столкнулись не только с суровым климатом и отсутствием условий для сельского хозяйства, но и с острой нехваткой женщин. Представьте себе: форты, где мужчины в поте лица добывают мех, а в гости к ним — ни одной красотки с румяными щёчками и пышной… рыжей косой!
Запрет на дам
В 1670 году король Англии Карл II пожаловал принцу Руперту и компании Гудзонова залива земли современного северо-запада Канады. Казалось бы, всё для торговли и процветания, но... беда в том, что дамы сердца в этих краях не водились.
Запрет на женщин был настолько строгим, что служащие компании могли только мечтать о том, как однажды в их форт приплывёт корабль с прекрасными леди на борту. Но пока что... ну да ладно, будем реалистами: пока что приходилось довольствоваться тем, что есть.
Индианки — единственный выход?
Единственными доступными «дамами» были индианки. Но и тут не всё было гладко. В 1682–1683 годах в крепости ввели запрет на допуск индейских женщин. Почему? Да всё просто: боялись, что служащие станут слишком увлечены этими красотками, а те начнут присваивать товары и истощать запасы.
И правда, кто знает, что могло произойти, если бы служащие начали строить отношения с индианками? Может, они бы стали настоящими покорителями сердец и освоили бы новые тактики ведения переговоров — не с мехами, а с улыбками и комплиментами! Но, увы, начальство боялось «распущенности» и предпочитало держать всё под контролем.
А служащие Гудзонова залива, наверное, вздыхали и думали: «Эх, где же ты, прекрасная леди с веснушками из Англии, которая согреет нас своим теплом и сделает нашу жизнь чуточку ярче?» Но пока что приходилось довольствоваться суровым климатом, запретами и мечтами о далёкой родине.
Встреча двух миров, или как не запутаться в традициях
Французские колониальные чиновники из Новой Франции были возмущены свободой coureur des bois в вопросах внебрачных связей с индианками. Они считали, что эти торговцы ведут себя как настоящие волки в овечьей шкуре, пользуясь добродушием и «сексуальной свободой» индейских племён.
Миссионер Габриэль Сагард был в ужасе от безнравственности торговцев, которые, по его словам, «порочили честь и скромность женщин». Он был уверен, что вместо того, чтобы служить примером для индейцев, эти «благородные» европейцы разрушали все попытки воспитания и обращения местных жителей в христианство.
Компания Гудзонова залива пыталась бороться с этой проблемой, издав приказ в 1683 году, запрещающий женщинам посещать аванпосты после получения зарплаты. Но, как говорится, запретный плод сладок, и правила компании о связях с индианками нарушались с самого начала.
Представьте себе Генри Келси, сироту, служившего компании, который после экспедиции представляет губернатору индианку как свою жену. Что это было — попытка обойти правила или просто хитрость? Кто знает...
А вот Джозеф Адамс — более понятный случай. В его завещании от 1737 года упоминается дочь Мэри, родившаяся от индианки. Интересно, как это повлияло на его карьеру в компании? Наверное, не слишком сильно, раз он всё же успел оставить завещание.
Роберт Пилигрим, служивший в форте Черчилль, жил с двумя индианками и их детьми. В 1750 году он уехал с женой Руэхеган и сыном. Интересно, как Руэхеган отнеслась к тому, что её муж уезжал не один? Наверное, это было что-то вроде «ну, раз уж ты решил, то ладно».
Несмотря на запреты, компания признавала существование таких отношений. «Мы не властны над этим, но компания не должна нести ущерб», — ответил директор в 1739 году. И действительно, кто мог устоять перед такой «неформальной» частью колониальной жизни?
Но что же насчёт «аренды жён»? Индейцы Канады практиковали это для заключения торговых соглашений или получения выгод. Для них это было знаком дружбы и гостеприимства, а не проституцией. Представьте себе: европейцы селятся у аванпостов, и индейцы предлагают им «одолжить» жену на время. Что могло пойти не так?
Оказывается, многое зависело от желания женщин и их мужей. Если женщина изменяла, муж официально мог её убить, но жёны часто одалживались на время. Видимо, это был такой своеобразный способ ведения бизнеса.
Так что, если вы когда-нибудь окажетесь в Канаде XVIII века, помните: здесь действуют свои правила, и «аренда жён» — это не то, что вы думаете. Но кто знает, может быть, это и есть ключ к пониманию канадской культуры того времени.
Женщины между… или как не замёрзнуть в снегах и выжить в компании с европейцами!
Итак, представьте себе: заснеженные просторы, где каждый шаг может стать последним, если не умеешь выживать в таких условиях. И вот тут-то и появляются индианки — настоящие героини того времени!
Эти дамы были не только мастерами на все руки, но и отличными дипломатами. Например, «рабыня» чипевайан Танадельтур в 1714 году спасла губернатора Джеймса Найта. А потом, как заправский дипломат, в 1715–1716 годах заключила мир между кри и чипевайан вместе с Уильямом Стюартом.
Но зачем же индианки выходили замуж за европейцев? Всё просто: они искали лёгких путей! Представьте себе: тяжёлый труд по хозяйству, охота, собирательство — и всё это в условиях, где каждый день — борьба за выживание. А тут — европейский муж, который, возможно, будет кормить тебя пирожками, освободит от некоторых забот, а главное будет бить тебя раза в два-три реже, чем какой-нибудь соплеменник.
Или вот ещё причина: возможность занять высокое положение в обществе! Мадам Ламаллис, например, благодаря своему статусу переводчика, обладала значительным влиянием. В трудную зиму 1820–1821 годов она убедила Джорджа Симпсона сохранить её семью в форте, показав свою находчивость и бережливость. Представляете, какая это была картина: индианка убеждает губернатора, что её семью нужно спасти!
А некоторые индианки просто-напросто были в восторге от европейских ухажёров. Александр Росс из Компании Гудзонова залива заметил, что женщины племени чинук предпочитали жить с белыми мужчинами. И неудивительно! Ведь кто знает, может, эти джентльмены пели серенады под окнами или рассказывали увлекательные истории о далёких странах?
Так что, если вы хотите понять, почему индианки выходили замуж за европейцев, ответ прост: потому что это было выгодно! И не только с точки зрения быта, но и с точки зрения выживания в условиях, где каждый день — это реально тяжкая борьба за жизнь без всякой романтики в стиле увеселительной езды верхом на мустанге по необъятным прериям.
Брак в компании Гудзонова залива: как всё начиналось
В первые годы существования компании отношения между европейцами и индианками были довольно прозаичными. Партнёршу называли «моя женщина», «подруга по постели» или «помощница». Но не женой! Ха-ха!
Кто бы мог подумать, что эти временные помощницы и подруги по постели превратятся в жён? Ну, почти жён. К началу XIX века сотрудники компании стали воспринимать своих партнёрш более серьёзно.
Представьте себе Хамфри Мартен из компании, который описывает в журнале форта Олбани смерть своей «помощницы» Поупич: «За 10 минут до 3 часов ночи ушла из жизни индианка по имени Поупич… Мой ребёнок останется без матери. Если ваша честь не согласится на его отъезд в Англию, он станет сиротой».
Хамфри был настоящим романтиком! Он сохранил верность Поупич и описал её смерть как потерю любимого человека. Ну, почти любимого.
А вот Джон Томас был более прагматичен. Он писал в журнале Муз-Фэктори: «Тридцать первого декабря 1813 года умерла от подагры миссис Томас, оставив безутешного мужа и большую семью». Ха-ха, вот это поворот! Оказывается, миссис Томас — это его «помощница»!
Но шутки в сторону, Джон Томас первым в компании назвал жену миссис. И это стало практикой.
А Джордж Глэдман в журнале Истмэйн-Фэктори 20 апреля 1811 года указал родителей как «Джордж Глэдман и Мэри Мур». Ну, кто бы мог подумать, что у Джорджа есть родители, а не только «помощницы»?
Индейцы тоже ценили брак, но без церемоний. Уильям Фальконер писал, что кри были целомудренны и соблюдали свои традиции. Ну, почти соблюдали.
В общем, законность браков крепла. Жёны сотрудников компании признавались жёнами, а их дети — законными наследниками. Правда, пришлось подождать, пока священники узаконят браки. Но даже без них всё было вполне серьёзно!
Из 17 главных факторов и торговцев Гудзонова залива 8 (47%) узаконили браки с жёнами-индианками после 1821 года. Ну что ж, прогресс налицо!
Александр Кеннеди, женатый на Аггатас без венчания, обеспечивал семью и завещал имущество жене и детям. Ну а что, кто бы стал спорить с таким решением?
В середине XIX века британский суд признал законность таких браков. Судья Томас Лефрой отметил, что отсутствие церемонии не препятствует законности союза. Ха-ха, ну кто бы сомневался!
Жизнь «после брака» в стиле сатиры
Сотрудники Компании Гудзонова залива порой устраивали такие семейные пертурбации, что даже самые опытные интриганы могли бы позавидовать. Представьте себе: мужья-купцы, разъезжающие по диким местам, и жёны-индианки, которые становятся частью их жизни... а потом и частью истории.
«Мадемуазель Цензолс», например, умудрилась сменить мужей восемь раз — неудивительно, что она стала настоящей звездой среди жён сотрудников. А прачка Бетси из Йорк-Фэктори решила, что лучше выйти замуж за овдовевшего бондаря Дэвида Манро, чем оставаться одной в ожидании возвращения мужа из Англии.
Уильям Браун вообще решил, что имущество должно делиться поровну между всеми его «внебрачными детьми» и мамой Жозетт Болье. И неважно, что среди наследников были и белые родственники — справедливость должна быть справедливостью!
Но не все были такими изобретательными. Джордж Кит, например, просто увез свою жену-индианку Нанетт Сазерленд в Шотландию, где они официально поженились. Классика, да и только!
В июле 1806 года Северо-Западная компания решила, что брать индейских женщин в жёны — это уже не модно. «Устарели вы, жёны-индианки, в торговых отношениях», — словно говорили они. Но в округе Колумбия некоторые продолжали верить в «классику», игнорируя запреты до 1813 года.
А потом Джордж Симпсон объединил Северо-Западную компанию и Компанию Гудзонова залива, и всё изменилось. Вернувшись из Англии с женой-европейкой, он подал пример, который, конечно же, все сразу приняли. Ну кто же откажется от жены-европейки после такого?
И вот, к концу XVIII века в Гудзоновом заливе уже было столько потомков от смешанных браков, что они, наверное, могли бы организовать свой собственный торговый дом. А в XIX веке дочери торговцев от индейских женщин стали такими важными кандидатками на роль жён, что их можно было бы назвать «эксклюзивным предложением». Приспособлены к жизни на фронтире, с английскими манерами — что ещё нужно для счастья?
Но время шло, аванпосты стали лучше снабжаться, а политические союзы с индейцами потеряли актуальность. И вот, дорогие друзья, необходимость в жёнах-индианках отпала. Кто бы мог подумать, что всё закончится так банально?
Если понравилась статья — ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на канал!
Если можете поддержать нас нужным реквизитом для фотостудии (да, конечно же, можете) — сделайте это разовым донатом. Это как сказать: «Ребята, мне нравится то, что вы делаете, продолжайте»!