Найти в Дзене

От постели до жены: как сотрудники Гудзонова залива искали семейное счастье в Канаде

В конце XVII века, когда англичане основали Торговую компанию Гудзонова залива в Канаде, они столкнулись не только с суровым климатом и отсутствием условий для сельского хозяйства, но и с острой нехваткой женщин. Представьте себе: форты, где мужчины в поте лица добывают мех, а в гости к ним — ни одной красотки с румяными щёчками и пышной… рыжей косой! В 1670 году король Англии Карл II пожаловал принцу Руперту и компании Гудзонова залива земли современного северо-запада Канады. Казалось бы, всё для торговли и процветания, но... беда в том, что дамы сердца в этих краях не водились. Запрет на женщин был настолько строгим, что служащие компании могли только мечтать о том, как однажды в их форт приплывёт корабль с прекрасными леди на борту. Но пока что... ну да ладно, будем реалистами: пока что приходилось довольствоваться тем, что есть. Единственными доступными «дамами» были индианки. Но и тут не всё было гладко. В 1682–1683 годах в крепости ввели запрет на допуск индейских женщин. Почем
Оглавление

В конце XVII века, когда англичане основали Торговую компанию Гудзонова залива в Канаде, они столкнулись не только с суровым климатом и отсутствием условий для сельского хозяйства, но и с острой нехваткой женщин. Представьте себе: форты, где мужчины в поте лица добывают мех, а в гости к ним — ни одной красотки с румяными щёчками и пышной… рыжей косой!

-2

Запрет на дам

В 1670 году король Англии Карл II пожаловал принцу Руперту и компании Гудзонова залива земли современного северо-запада Канады. Казалось бы, всё для торговли и процветания, но... беда в том, что дамы сердца в этих краях не водились.

-3

Запрет на женщин был настолько строгим, что служащие компании могли только мечтать о том, как однажды в их форт приплывёт корабль с прекрасными леди на борту. Но пока что... ну да ладно, будем реалистами: пока что приходилось довольствоваться тем, что есть.

-4

Индианки — единственный выход?

Единственными доступными «дамами» были индианки. Но и тут не всё было гладко. В 1682–1683 годах в крепости ввели запрет на допуск индейских женщин. Почему? Да всё просто: боялись, что служащие станут слишком увлечены этими красотками, а те начнут присваивать товары и истощать запасы.

-5

И правда, кто знает, что могло произойти, если бы служащие начали строить отношения с индианками? Может, они бы стали настоящими покорителями сердец и освоили бы новые тактики ведения переговоров — не с мехами, а с улыбками и комплиментами! Но, увы, начальство боялось «распущенности» и предпочитало держать всё под контролем.

-6

А служащие Гудзонова залива, наверное, вздыхали и думали: «Эх, где же ты, прекрасная леди с веснушками из Англии, которая согреет нас своим теплом и сделает нашу жизнь чуточку ярче?» Но пока что приходилось довольствоваться суровым климатом, запретами и мечтами о далёкой родине.

-7

Встреча двух миров, или как не запутаться в традициях

Французские колониальные чиновники из Новой Франции были возмущены свободой coureur des bois в вопросах внебрачных связей с индианками. Они считали, что эти торговцы ведут себя как настоящие волки в овечьей шкуре, пользуясь добродушием и «сексуальной свободой» индейских племён.

-8

Миссионер Габриэль Сагард был в ужасе от безнравственности торговцев, которые, по его словам, «порочили честь и скромность женщин». Он был уверен, что вместо того, чтобы служить примером для индейцев, эти «благородные» европейцы разрушали все попытки воспитания и обращения местных жителей в христианство.

-9

Компания Гудзонова залива пыталась бороться с этой проблемой, издав приказ в 1683 году, запрещающий женщинам посещать аванпосты после получения зарплаты. Но, как говорится, запретный плод сладок, и правила компании о связях с индианками нарушались с самого начала.

-10

Представьте себе Генри Келси, сироту, служившего компании, который после экспедиции представляет губернатору индианку как свою жену. Что это было — попытка обойти правила или просто хитрость? Кто знает...

-11

А вот Джозеф Адамс — более понятный случай. В его завещании от 1737 года упоминается дочь Мэри, родившаяся от индианки. Интересно, как это повлияло на его карьеру в компании? Наверное, не слишком сильно, раз он всё же успел оставить завещание.

-12

Роберт Пилигрим, служивший в форте Черчилль, жил с двумя индианками и их детьми. В 1750 году он уехал с женой Руэхеган и сыном. Интересно, как Руэхеган отнеслась к тому, что её муж уезжал не один? Наверное, это было что-то вроде «ну, раз уж ты решил, то ладно».

-13

Несмотря на запреты, компания признавала существование таких отношений. «Мы не властны над этим, но компания не должна нести ущерб», — ответил директор в 1739 году. И действительно, кто мог устоять перед такой «неформальной» частью колониальной жизни?

-14

Но что же насчёт «аренды жён»? Индейцы Канады практиковали это для заключения торговых соглашений или получения выгод. Для них это было знаком дружбы и гостеприимства, а не проституцией. Представьте себе: европейцы селятся у аванпостов, и индейцы предлагают им «одолжить» жену на время. Что могло пойти не так?

Оказывается, многое зависело от желания женщин и их мужей. Если женщина изменяла, муж официально мог её убить, но жёны часто одалживались на время. Видимо, это был такой своеобразный способ ведения бизнеса.

-15

Так что, если вы когда-нибудь окажетесь в Канаде XVIII века, помните: здесь действуют свои правила, и «аренда жён» — это не то, что вы думаете. Но кто знает, может быть, это и есть ключ к пониманию канадской культуры того времени.

Женщины между… или как не замёрзнуть в снегах и выжить в компании с европейцами!

Итак, представьте себе: заснеженные просторы, где каждый шаг может стать последним, если не умеешь выживать в таких условиях. И вот тут-то и появляются индианки — настоящие героини того времени!

-16

Эти дамы были не только мастерами на все руки, но и отличными дипломатами. Например, «рабыня» чипевайан Танадельтур в 1714 году спасла губернатора Джеймса Найта. А потом, как заправский дипломат, в 1715–1716 годах заключила мир между кри и чипевайан вместе с Уильямом Стюартом.

-17

Но зачем же индианки выходили замуж за европейцев? Всё просто: они искали лёгких путей! Представьте себе: тяжёлый труд по хозяйству, охота, собирательство — и всё это в условиях, где каждый день — борьба за выживание. А тут — европейский муж, который, возможно, будет кормить тебя пирожками, освободит от некоторых забот, а главное будет бить тебя раза в два-три реже, чем какой-нибудь соплеменник.

-18

Или вот ещё причина: возможность занять высокое положение в обществе! Мадам Ламаллис, например, благодаря своему статусу переводчика, обладала значительным влиянием. В трудную зиму 1820–1821 годов она убедила Джорджа Симпсона сохранить её семью в форте, показав свою находчивость и бережливость. Представляете, какая это была картина: индианка убеждает губернатора, что её семью нужно спасти!

-19

А некоторые индианки просто-напросто были в восторге от европейских ухажёров. Александр Росс из Компании Гудзонова залива заметил, что женщины племени чинук предпочитали жить с белыми мужчинами. И неудивительно! Ведь кто знает, может, эти джентльмены пели серенады под окнами или рассказывали увлекательные истории о далёких странах?

Так что, если вы хотите понять, почему индианки выходили замуж за европейцев, ответ прост: потому что это было выгодно! И не только с точки зрения быта, но и с точки зрения выживания в условиях, где каждый день — это реально тяжкая борьба за жизнь без всякой романтики в стиле увеселительной езды верхом на мустанге по необъятным прериям.

-20

Брак в компании Гудзонова залива: как всё начиналось

В первые годы существования компании отношения между европейцами и индианками были довольно прозаичными. Партнёршу называли «моя женщина», «подруга по постели» или «помощница». Но не женой! Ха-ха!

Кто бы мог подумать, что эти временные помощницы и подруги по постели превратятся в жён? Ну, почти жён. К началу XIX века сотрудники компании стали воспринимать своих партнёрш более серьёзно.

-21

Представьте себе Хамфри Мартен из компании, который описывает в журнале форта Олбани смерть своей «помощницы» Поупич: «За 10 минут до 3 часов ночи ушла из жизни индианка по имени Поупич… Мой ребёнок останется без матери. Если ваша честь не согласится на его отъезд в Англию, он станет сиротой».

Хамфри был настоящим романтиком! Он сохранил верность Поупич и описал её смерть как потерю любимого человека. Ну, почти любимого.

-22

А вот Джон Томас был более прагматичен. Он писал в журнале Муз-Фэктори: «Тридцать первого декабря 1813 года умерла от подагры миссис Томас, оставив безутешного мужа и большую семью». Ха-ха, вот это поворот! Оказывается, миссис Томас — это его «помощница»!

Но шутки в сторону, Джон Томас первым в компании назвал жену миссис. И это стало практикой.

-23

А Джордж Глэдман в журнале Истмэйн-Фэктори 20 апреля 1811 года указал родителей как «Джордж Глэдман и Мэри Мур». Ну, кто бы мог подумать, что у Джорджа есть родители, а не только «помощницы»?

Индейцы тоже ценили брак, но без церемоний. Уильям Фальконер писал, что кри были целомудренны и соблюдали свои традиции. Ну, почти соблюдали.

-24

В общем, законность браков крепла. Жёны сотрудников компании признавались жёнами, а их дети — законными наследниками. Правда, пришлось подождать, пока священники узаконят браки. Но даже без них всё было вполне серьёзно!

Из 17 главных факторов и торговцев Гудзонова залива 8 (47%) узаконили браки с жёнами-индианками после 1821 года. Ну что ж, прогресс налицо!

-25

Александр Кеннеди, женатый на Аггатас без венчания, обеспечивал семью и завещал имущество жене и детям. Ну а что, кто бы стал спорить с таким решением?

В середине XIX века британский суд признал законность таких браков. Судья Томас Лефрой отметил, что отсутствие церемонии не препятствует законности союза. Ха-ха, ну кто бы сомневался!

-26

Жизнь «после брака» в стиле сатиры

Сотрудники Компании Гудзонова залива порой устраивали такие семейные пертурбации, что даже самые опытные интриганы могли бы позавидовать. Представьте себе: мужья-купцы, разъезжающие по диким местам, и жёны-индианки, которые становятся частью их жизни... а потом и частью истории.

«Мадемуазель Цензолс», например, умудрилась сменить мужей восемь раз — неудивительно, что она стала настоящей звездой среди жён сотрудников. А прачка Бетси из Йорк-Фэктори решила, что лучше выйти замуж за овдовевшего бондаря Дэвида Манро, чем оставаться одной в ожидании возвращения мужа из Англии.

-27

Уильям Браун вообще решил, что имущество должно делиться поровну между всеми его «внебрачными детьми» и мамой Жозетт Болье. И неважно, что среди наследников были и белые родственники — справедливость должна быть справедливостью!

Но не все были такими изобретательными. Джордж Кит, например, просто увез свою жену-индианку Нанетт Сазерленд в Шотландию, где они официально поженились. Классика, да и только!

-28

В июле 1806 года Северо-Западная компания решила, что брать индейских женщин в жёны — это уже не модно. «Устарели вы, жёны-индианки, в торговых отношениях», — словно говорили они. Но в округе Колумбия некоторые продолжали верить в «классику», игнорируя запреты до 1813 года.

-29

А потом Джордж Симпсон объединил Северо-Западную компанию и Компанию Гудзонова залива, и всё изменилось. Вернувшись из Англии с женой-европейкой, он подал пример, который, конечно же, все сразу приняли. Ну кто же откажется от жены-европейки после такого?

-30

И вот, к концу XVIII века в Гудзоновом заливе уже было столько потомков от смешанных браков, что они, наверное, могли бы организовать свой собственный торговый дом. А в XIX веке дочери торговцев от индейских женщин стали такими важными кандидатками на роль жён, что их можно было бы назвать «эксклюзивным предложением». Приспособлены к жизни на фронтире, с английскими манерами — что ещё нужно для счастья?

-31

Но время шло, аванпосты стали лучше снабжаться, а политические союзы с индейцами потеряли актуальность. И вот, дорогие друзья, необходимость в жёнах-индианках отпала. Кто бы мог подумать, что всё закончится так банально?

-32

Если понравилась статья — ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на канал!

Если можете поддержать нас нужным реквизитом для фотостудии (да, конечно же, можете) — сделайте это разовым донатом. Это как сказать: «Ребята, мне нравится то, что вы делаете, продолжайте»!