Найти в Дзене

Мальчик с кибер-рукой отжимается 50 раз, играет в хоккей и ведет блог о жизни с протезом

Андрею Карабанову 13 лет, он — простой мальчишка, учится в обыкновенной школе, играет в хоккей и футбол, отжимается 50 раз подряд. От друзей и одноклассников он отличается только тем, что родился без левой кисти и части предплечья. С четырех лет Андрей носит протез. Пару лет назад он решил вести блог о жизни «мальчика с кибер-рукой». Родители поддерживают его и говорят, что главная цель сына — дать людям как можно больше информации о детях с особенностями и исключить жалость к ним, потому что никакие особенности не помешают человеку быть умным, добрым и сильным. Особенно, если он сам этого хочет. «Хорошие новости» узнали, какие сложности бывают у Андрея в повседневной жизни и кто помогает мальчику с ними справляться. Андрей пользуется протезами двух видов — тяговым и бионическим. Тяговый, работающий за счет сгибания локтя (сгибается локоть — сгибается кисть) был его первым протезом. В использовании он легче бионического, но и функционала дает меньше. Тяговые протезы Карабановы получают
Фото: личный архив Екатерины Карабановой / предоставлено для публикации hornews.com
Фото: личный архив Екатерины Карабановой / предоставлено для публикации hornews.com

Андрею Карабанову 13 лет, он — простой мальчишка, учится в обыкновенной школе, играет в хоккей и футбол, отжимается 50 раз подряд. От друзей и одноклассников он отличается только тем, что родился без левой кисти и части предплечья.

С четырех лет Андрей носит протез. Пару лет назад он решил вести блог о жизни «мальчика с кибер-рукой». Родители поддерживают его и говорят, что главная цель сына — дать людям как можно больше информации о детях с особенностями и исключить жалость к ним, потому что никакие особенности не помешают человеку быть умным, добрым и сильным. Особенно, если он сам этого хочет. «Хорошие новости» узнали, какие сложности бывают у Андрея в повседневной жизни и кто помогает мальчику с ними справляться.

Андрей с младшим братом. Фото: личный архив Екатерины Карабановой / предоставлено для публикации hornews.com
Андрей с младшим братом. Фото: личный архив Екатерины Карабановой / предоставлено для публикации hornews.com

Андрей пользуется протезами двух видов — тяговым и бионическим. Тяговый, работающий за счет сгибания локтя (сгибается локоть — сгибается кисть) был его первым протезом. В использовании он легче бионического, но и функционала дает меньше. Тяговые протезы Карабановы получают за счет государства. С дорогостоящими бионическими помогает челябинский благотворительный фонд «Бирюзовый», основанный врачами Антоном Рыжим и Кириллом Чиглинцевым.

Бионический протез работает за счет считывания специальными датчиками электрического потенциала мышц. Сигналы обрабатываются и преобразуются в двигательные команды — например, сжать или разжать пальцы. По мере взросления и роста ребенка протезы, хоть тяговые, хоть бионические, нужно регулярно менять на новые — в идеале, ежегодно.

Фото: личный архив Екатерины Карабановой / предоставлено для публикации hornews.com
Фото: личный архив Екатерины Карабановой / предоставлено для публикации hornews.com

Прошлого протеза Андрею хватило на 1,5 года, потом он стал маловат. Андрей растет медленно, поэтому смог пользоваться бионическим протезом чуть дольше стандартного срока.

— Первый наш бионический протез был обучающий. — рассказывает мама Андрея Екатерина Карабанова. — В плане привыкания дело шло тяжеловато. Но пользоваться им сын смог сразу: мышцы руки тут же всё «поняли», хоть и были слабыми, неподготовленными. Ребенок же до 10 лет ими фактически не пользовался.

Несмотря на свою особенность, Андрей всегда был обычным ребенком. Ходил в обыкновенный детсад, учится в обычной школе, увлекается хоккеем и футболом, с пяти лет играет за команду ФК «Торпедо» города Миасс, увлекается спортивным ориентированием. У Андрея два золотых значка ГТО. Первый он уже получил, второй должны выдать на днях. Сдавая норматив на вторую ступень, он отжался 50 раз — это сможет не только далеко не каждый ребенок, и даже не все взрослые!

— Когда мы растили Андрюху, никак его не выделяли и не прятали от трудностей. — продолжает Екатерина. — Он рос как абсолютно обычный ребенок. Конечно, когда Андрей был маленьким, задавал нам вопрос — «почему я такой»? Да и другие дети подходили к нему, спрашивали — «а что с тобой случилось?». Мы отвечали. Сейчас время этих вопросов закончилось, а если кто-то их все-таки задаст, мы уверены, что сын сам сможет ответить. Вообще, я бы сказала, что любить своего ребенка, не бояться принять его таким как он есть и поддерживать — это и есть главное в воспитании.
Андрей с мамой Екатериной. Фото: личный архив Екатерины Карабановой / предоставлено для публикации hornews.com
Андрей с мамой Екатериной. Фото: личный архив Екатерины Карабановой / предоставлено для публикации hornews.com

Чтобы развеять стереотип, что дети с особенностями как-то слишком отличаются от обычных ребят, Андрей стал вести блог. Карабановы уверены: так Андрей научится открыто говорить на любые, даже непростые темы, и помогать другим, ему будет легче идти по жизни.

— Вначале планировалось, что Андрей будет снимать короткие ролики только про протез — как он занимается, привыкает к нему, что может им делать. — говорит мама мальчика. — А потом он предложил: мам, а давай писать про то, что я обычный? Может, другие дети и родители посмотрят на меня и начнут относиться к детям с особенностями иначе? Пока помогаю Андрею с блогом, но скоро он все будет делать самостоятельно — вижу, что хорошо справляется. Цели набрать огромное число подписчиков у нас нет. Скорее, дать как можно больше информации и исключить жалость. Многие люди нас жалеют, не понимая, что наш случай далеко не самый тяжелый и ребенок может делать очень многое. Будем рассказывать о разных житейских ситуациях — как Андрей одевается, или, к примеру, завязывает шнурки. Недавно ходили на рыбалку. Или, к примеру, с прошлым протезом Андрей не мог пользоваться теркой. А с помощью «киберруки» может крепко зафиксировать ее и что-нибудь натереть. Казалось бы, мелочи, но это важно: ребенок растет, надо привыкать к взрослой жизни.
Фото: личный архив Екатерины Карабановой / предоставлено для публикации hornews.com
Фото: личный архив Екатерины Карабановой / предоставлено для публикации hornews.com

Кстати, все протезы, которыми пользовался Андрей — отечественные, разработанные резидентом Сколково, компанией «Моторика». Карабановым нравится, что производитель постоянно контактирует с родителями детей, которые пользуются протезами «Моторики», и совершенствует продукцию с учетом их просьб и пожеланий.

— «Моторика» создала чат таких родителей по России, там помогают решать все вопросы на тему протезов. — делится Екатерина. — Мало того, нам даже звонят и спрашивают, как ребенок справляется, что нравится, а что нет. И на основе наших мнений вносят улучшения. Например, у одного из протезов ломались пальчики — он же пластиковый. В «Моторике» это учли, усилили пальцы, накладочки, механизмы. Я ощущаю, что люди действительно хотят помочь и сделать лучше.

Также Андрея поддерживает хоккейный клуб «Трактор». Недавно Андрей делал вбрасывание шайбы на одном из матчей в Ледовой арене и смог лично пожать руку капитану «Трактора» Сергею Калинину и капитану казанского «Ак Барса» Александру Радулову. Даже протез в 2024 году Андрею сделали с символикой любимой команды.

Андрей на льду, вбрасывает шайбу на матче любимой команды. Фото: предоставлено для публикации hornews.com
Андрей на льду, вбрасывает шайбу на матче любимой команды. Фото: предоставлено для публикации hornews.com