Ещё в 2022 году Казахстан анонсировал строительство полноценной материально-технической базы для своих вооружённых сил, включая стрелковое вооружение, беспилотники и боевые машины. И вот уже в декабре этого года страна приступила к реализации проекта ASPAN. В соответствии с которым предполагается целых 4 завода по производству различных боеприпасов, включая мины, снаряды НАТОвского образца.
Казахстан - союзник России?
Формально, Казахстан - один из ближайших союзников нашей страны. Государство является участником не только СНГ, но и таких интеграционных проектов как Евразийское экономическое сообщество и Организация договора о коллективной безопасности с момента их основания. То есть, у Астаны, с юридической стороны вопроса, примерно те же обязательства перед Москвой, которые есть, к примеру у Германии к Франции в рамках НАТО и ЕС.
Однако, по факту, Казахстан правильнее будет охарактеризовать как нейтральное к нам государство. Он, как та же Турция или Грузия, помогает нам в обходе антироссийских санкций и параллельном импорте. Параллельно с этим выстраивая глубокие отношения в сфере энергетики, добычи полезных ископаемых, правовой системе и военном сотрудничестве со всеми остальными заинтересованными игроками.
К примеру, количество военных учений этой среднеазиатской страны с членами НАТО уже сравнялось с учениями в рамках ОДКБ. Стратегическое военное партнёрство с РФ не мешает заключать Астане военные соглашения по обучению офицерского корпуса с Турцией и Великобританией.
США получили права на разработку месторождений вольфрама, крайне необходимого элемента в производстве современных ракет. Притом, что Россия по очень льготным тарифам, как соблюдающий обязательства союзник, поставляет Казахстану ту же электроэнергию и даже построит АЭС.
Исходя из логики военно-политического союзничества, Казахстан должен был всецело занять сторону России на СВО. Однако, мы регулярно видим случаи посадок в тюрьмы не только добровольцев из числа граждан республики, но и мирных общественных активистов, придерживающихся пророссийской позиции. Наиболее яркие случаи - это Ермек Тайчибеков и Аслан Толегенов.
Почему Россия не реагирует?
Вопрос, закономерно возникающий при откровенных демаршах Астаны: где же реакция России помимо выражения озабоченности отдельными депутатами ГосДумы? Официального объяснения данному бездействию нет.
Но логически это вполне объяснимо. Россия, испытывая на себе всю тяжесть санкционного режима при высоко возросшей потребности в импортных комплектующих для различных сфер народного хозяйства, должна иметь некие формальные двери, окна и форточки на Запад, во многом сохраняющим позиции монополиста в сфере высоких технологий.
Для этой задачи как раз нужны государства, с одной стороны, находящиеся в крепких политических и экономических взаимосвязях с Россией, с другой, сохраняющие доброжелательные отношения с технологически развитыми, но недружественными России государствами. Третьим дополнительным параметром можно также отметить общую сухопутную границу, снижающую до минимума логистические трудности.
По первому параметру не подходит, к примеру, Грузия или Азербайджан. Второму параметру не соответствуют Белоруссия и КНДР. По третьему условию выпадают Армения, Киргизия, Таджикистан. Казахстан своей многовекторностью демонстрирует рукопожатность с Западом, параллельно находясь под определённым контролем России. Здесь всё же вспомним спасение российской армией режима Токаева от фактической утраты власти и сползания страны в гражданскую войну в ходе январских событий 2022 года. И часть нынешних казахских элит всё же осознаёт это.
На первый взгляд, здесь всё выглядит вполне логично и даже работоспособно. Но необходимо заглянуть несколько дальше.
Чем грозит данный подход?
Стройность такого подхода исходит из его реактивности и ориентации на краткосрочную перспективу. Грубо говоря, сейчас мы имеем такую ситуацию - делаем это, а что делать через 3,5,10 лет - это уж потом решать будем. Ничего не напоминает?
Это похоже на украинские грабли. Ведь там мы тоже поддерживали одних олигархов против других, мотивируя это тем что первый кандидат в президенты обещал больше платить за транзит газа. До какого-то момента ведь и такая схема выглядела рабочей. Пока у нас не осталось другого выхода, как начать масштабнейшую общевойсковую операцию со времён Великой Отечественной.
Стратегическая ошибка наших элит - нежелание играть вдолгую. Это может происходить от страха ответственности за принятие решения, банальной лени или откровенного вредительства. Не суть важно, итогом мы имеем отсутствие долгосрочной стратегии нашей политики по жизненно важному для нас региону, постсоветскому пространству.
Пока мы отдаём всё на авось с комментариями (увы, исходящим от вполне реальных лиц): "Никуда они от нас не денутся, они же наши соседи!", другие державы подходят комплексно, постепенно выбивая у нас почву из-под ног в том или ином государстве. Мало захватить рынки сбыта или поставить военную базу, надо завладеть умами и душами граждан.
Британцы подмяли под себя практически весь арбитраж в стране, и теперь наиболее крупные дела между компаниями судят в специально созданном суде отставные британские судьи. Турция выстраивает сеть турецко-казахских лицеев, с ранних лет взращивая пантюркистские настроения у граждан республики. Всё это формирует должные идеологические нарративы и выстраивает образ привлекательности той или иной державы.
При таком халатном отношении к ближайшим соседям неудивительно, что в один прекрасный момент мы обнаружим у себя под боком ещё один проект "Анти-Россия". Никто в здравом уме не желает повторения украинского сценария для нашей страны, в этом мы не сомневаемся. Но для этого придётся полностью перестраивать и сложившуюся систему отношений с бывшими советскими республиками, и, что ещё важнее, менять сложившиеся подходы к разработке надлежащих концепций и системе их реализации.
Реконкиста в Телеграм