Обнажённые женские натуры широко распространены на протяжении всей истории искусства. Существуют древние мифологические богини, библейские Евы и Сусанны, а также женские обнажённые фигуры, изображения которых лишены какого-либо образа и костюма – нет ни мифологического, ни буквального смысла.
Для этих обнажённых натур формула, по своей сути, та же: прекрасная женщина, лежащая в расслабленной позе на кровати. Её всегда создаёт художник-мужчина непосредственно для мужских глаз. Художница Сюзанна Валадон (годы жизни 1865-1938) привнесла в изображение обнажённой натуры нечто новое – женский взгляд на персонажа.
Какая обнажённая натура приходит вам на ум первой? «Венера Урбинская» кисти Тициана (годы жизни 1488-1576)?
Или «Большая Одалиска» Жана-Огюста-Доминика Энгра (годы жизни 1780-1867)?
Или, быть может, «Олимпия» от Эдуарда Мане (годы жизни 1832-1883)?
Вас можно простить, если вы так и подумали, ведь они по праву считаются одними из важнейших произведений искусства в истории мировой живописи. Но что насчёт этого творения?
Знакомьтесь, Сюзанна Валадон
Не случайно, что это произведение искусства с такой реалистичной обнажённой женщиной было завершено кистью женщины, которая жила полной жизнью и никогда не искала оправданий. Сюзанна Валадон родилась в 1865 году и выросла на Монмартре – самом центре парижского искусства и развлечений конца XIX столетия. С юных лет девушка успела сменить сразу несколько профессий, в том числе она работала гимнасткой на трапеции, а затем стала натурщицей для таких художников, как Пьер-Огюст Ренуар (годы жизни 1841-1919) и Анри де Тулуз-Лотрек (годы жизни 1864-1901), который и нарёк её просто «Сюзанной». Работая моделью, будущая художница также внимательно наблюдала за творцами. Она освоила навыки и приёмы, которые затем применила в своих собственных творениях. Валадон подружилась с Эдгаром Дега (годы жизни 1834-1917), который к тому времени уже был весьма известным и популярным художником. По сути, именно он утвердил её как художницу, когда стал самым первым клиентом, купившим работу мастерицы.
В своей картине от 1928 года под названием «Лежащая Обнажённая» Валадон вновь обратилась к теме женской обнажённой натуры и сделала это сразу на нескольких уровнях.
Первое: Поза
Тициан, Энгр и Мане контролировали то, как будут выглядеть их обнажённые женщины, и намеренно выставляли своих героинь на всеобщее обозрение. Обнажённые женщины размещены на кроватях, застеленных мятыми простынями, словно подчёркивая их социальную роль в обществе. Между художником и объектом присутствует некий дисбаланс сил.
Сюзанна Валадон выбрала нечто иное. Вместо того, чтобы изобразить на холсте гибкое вытянутое тело, Валадон как бы сложила модель, ограничивая и контролируя то, что можно было бы увидеть зрителю. Кроме того, в такой позе она словно бы прижата к дивану. Подняв и скрестив ноги, героиня реагирует на это, создавая складку на своём животе. Очень естественный ответ, в отличие от совершенно неестественных дополнительных позвонков, которые Энгр решил включить в «Большую Одалиску», поскольку это было более эстетично. К тому же, если бы модель Валадон вытянулась полностью, как её коллеги, её ноги свисали бы с подлокотников дивана, что, безусловно, выглядело бы уже не так сексуально. Её поза больше похожа на позу субботнего утра, когда ещё нет настроения принимать освежающий душ.
Второе: Выражение Лица
Созданные художниками-мужчинами для мужского взгляда, первые три женщины подвергаются лишь беглому взгляду зрителя. В ответ они оглядываются на нас, и каждая с разным выражением лица. Венера с кокетливо наклонённой головой; Одалиска оглядывается для того, чтобы убедиться, что мы за ней наблюдаем; а Олимпия, можно назвать её просто дерзкой. Модель Валадон выглядит довольно усталой и даже немного равнодушной по отношению к нам. Может быть, именно такова была позиция художницы, которая столько раз позировала, и проявилась в собственной картине? Не слишком ли мы проецируем жизнь мастерицы на это полотно? Возможно, но какое бы выражение лица у героини ни было, оно не обладает той неприкрытой привлекательностью, как у других.
И наконец: Стиль и Техника Валадон
Это не очень чистая и точная манера письма Тициана и Энгра, хотя мы (что вовсе неудивительно) видим родство с Мане. Чёрный контур Валадон неровный, но очаровательно подчёркивает собой сырость картины. Диван обрезан, его дизайн невнятен, словно он не важен, просто служит реквизитом. Однако важно то, что изгибы каркаса дивана полностью соответствуют изгибам тела женщины, а зелёный цвет подушек идеально сочетается с кожей, волосами и глазами модели, создавая тем самым прекрасное единство цветов.
Всегда интересно размышлять о выборе, который делает художник. Думала ли она о том, чтобы позировать в таком обнажённом виде после стольких лет работы моделью? Делились ли они с моделью историями о других живописцах? Сочувствовали ли они друг другу? Каково это было позировать много часов подряд?
Быть может, мы снова проецируем, но с такой картиной трудно не потеряться в различных исходах ситуации.