Важная информация.
Уважаемые родители!
В связи с тревожным событием, которое произошло в одной из школ Подмосковья и широко освещается в СМИ, хотим предложить вам алгоритм разговора с ребенком о тревожных новостях.
Как психологи, мы рекомендуем не избегать разговора, даже с самыми маленькими школьниками. Если ребенок задает вопросы или вы видите изменения в его поведении, молчание может усилить тревогу. Ребенок додумает ситуацию сам, и его фантазии могут быть страшнее реальности.
Ключевые принципы подобного разговора:
- Убедитесь, готовы ли вы говорить сейчас на эту тему
- Спросите у ребенка, что он знает об этой новости
- Говорите коротко с учетом возраста ребенка
- Признайте чувства ребенка
- Проговорите правила безопасности в подобной ситуации
- Продолжайте наблюдать за состоянием ребенка - реакция может проявиться через какое-то время.
Поговорим подробно о каждом принципе.
1. Начните с себя. Оцените свое состояние.
Дети считывают наши эмоции. Если вы в панике, сначала успокойтесь. Позвольте себе пережить свои чувства. Только тогда вы сможете стать опорой для ребенка.
2. Инициируйте разговор. Спросите, что ребенок уже знает.
- Для младших школьников (7-10 лет): «Ты, возможно, слышал, что в одной школе случилось очень грустное и страшное событие. Давай поговорим об этом? Что ты знаешь?»
- Для подростков (11+ лет): «Эта новость всех потрясла. Как ты себя чувствуешь? Что думаешь об этом?»
3. Говорите честно, но дозированно, в соответствии с возрастом.
- Не вдавайтесь в шокирующие подробности. Не нужно описывать детали. Достаточно сказать: «Произошел страшный конфликт, один мальчик причинил смертельный вред другому. Это недопустимо и является преступлением».
- Подчеркните, что это редкое, исключительное событие. «Такое случается крайне редко. В нашей стране тысячи школ, где дети учатся в безопасности. Это ЧП, о котором все говорят именно потому, что оно выходит за рамки обычной жизни».
- Акцент на безопасности: «В нашей школе есть правила поведения. Учителя и администрация делают все, чтобы школа была безопасным местом».
4. Признавайте и нормализуйте чувства ребенка.
- «Это нормально — чувствовать страх, грусть или злость из-за такой новости».
- «Многие сейчас переживают такие же чувства».
- Избегайте фраз: «Не думай об этом», «Не бойся». Они обесценивают переживания.
5. Сфокусируйтесь на том, что можно контролировать.
- Обсудите, как можно действовать в сложной или опасной ситуации: сразу обратиться к взрослому (учителю, охраннику, любому сотруднику школы), позвать на помощь, выйти из помещения.
- Напомните о важности доброты и поддержки друг друга. Трагедия часто случается на фоне буллинга и одиночества. Обсудите, как можно быть внимательнее к одноклассникам, как важно говорить, если тебя или кого-то другого обижают.
- Ограничьте поток новостей. Особенно для подростков, которые «сидят в телефоне». Бесконечный скроллинг новостей и обсуждений усиливает тревогу. Предложите «информационную диету».
6. Наблюдайте за состоянием ребенка.
Признаки, что ребенку может понадобиться помощь специалиста (школьного психолога или внешнего):
- Стойкие нарушения сна, кошмары.
- Резкие изменения в поведении (замкнутость, агрессия, плаксивость).
- Навязчивые мысли, постоянные разговоры о произошедшем.
- Страх идти в школу, который не проходит через несколько дней.
Если вам или вашему ребенку нужна поддержка, вы всегда можете обратиться к школьным психологам). Мы готовы помочь.
Давайте поддержим друг друга и наших детей. Ваше спокойствие, открытость и готовность выслушать — главное лекарство от тревоги.
Психологи парк-школы «Перемена»: Алина Талызина и Лиза Ветрова.
#разговорысдетьми
#помощь #новости #разговорыоважном #детямотревоге