Найти в Дзене
Посматривай

Опере Чайковского «Пиковая дама» исполняется 135 лет

19 декабря 1890 года в Санкт-Петербурге в Мариинском театре с успехом состоялась премьера оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». Публику увлек сюжет с мистическими элементами, центральное место в котором занял таинственный секрет трёх выигрышных карт. Интересно, что композитор вначале отказался от предложения директора Императорских театров Ивана Всеволожского написать оперу на сюжет повести Александра Сергеевича Пушкина. Сюжет был подсказан Пушкину князем Голицыным. Он рассказал о том, как проигрался, но вернул всё назад, поставив на карты, которые ему посоветовала его бабка. Образ старой графини был вдохновлён княгиней Голицыной, которую называли «фрейлиной при дворе четырёх императоров». В повести Пушкин использует символику, например, параллель между Германном и Сен-Жерменом: немецкое написание Hermann перекликается с французским Saint-Germain. Чайковскому не понравился сюжет повести великого поэта, он считал, что в нем мало драматургии. Но брат композитора Модест предложи

19 декабря 1890 года в Санкт-Петербурге в Мариинском театре с успехом состоялась премьера оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». Публику увлек сюжет с мистическими элементами, центральное место в котором занял таинственный секрет трёх выигрышных карт. Интересно, что композитор вначале отказался от предложения директора Императорских театров Ивана Всеволожского написать оперу на сюжет повести Александра Сергеевича Пушкина.

Сюжет был подсказан Пушкину князем Голицыным. Он рассказал о том, как проигрался, но вернул всё назад, поставив на карты, которые ему посоветовала его бабка. Образ старой графини был вдохновлён княгиней Голицыной, которую называли «фрейлиной при дворе четырёх императоров». В повести Пушкин использует символику, например, параллель между Германном и Сен-Жерменом: немецкое написание Hermann перекликается с французским Saint-Germain.

Наталья Петровна Голицына, прототип графини в повести Пушкина, фотография из открытых источников Яндекса
Наталья Петровна Голицына, прототип графини в повести Пушкина, фотография из открытых источников Яндекса

Чайковскому не понравился сюжет повести великого поэта, он считал, что в нем мало драматургии. Но брат композитора Модест предложил свой вариант либретто по мотивам повести. Сюжет был творчески переработан. Герман, главный герой произведения Пушкина, в либретто был показан как влюбленный во внучку старой графини Лизу молодой человек, которому не повезло родиться в незнатной бедной семье.

В повести Александра Сергеевича Герман – эгоист, жаждущий денег и играющий на чувствах влюбленной в него воспитанницы старой графини по имени Лиза. В литературном произведении Лиза остается жива, Герман сходит с ума. В либретто оперы Лиза и Герман погибают, и появляется новый герой – князь Елецкий. Сюжет «Пиковой дамы», предложенный Модестом Чайковским, заинтересовал композитора. Он приступил к написанию оперы набело. Чтобы ему никто не мешал, Петр Ильич уехал в Италию. Во Флоренции за 44 дня была написана опера Чайковского.

Композитор писал: «Либо я ужасно ошибаюсь, либо эта опера - шедевр». Мистический сюжет не отпускал его. Чайковский признавался: «Я испытал такой ужасный страх и тревогу, что, несомненно, зрители должны будут разделить этот опыт». Интересно, что в наше время в Дании, а затем и в России были поставлены балеты на музыку из оперы «Пиковая дама» в жанре «хоррор». Композитор сам написал несколько текстов к ариям героев. А, умирая, говорил, что его преследует тень одинокого офицера.

Оперу «Пиковая дама» некоторые критики находили вторичной для композитора. Дескать, он повторяет самого себя, не забывая и о других композиторах. Действительно, старая графиня во втором действии поет французскую песенку композитора Гретри. А в ариях Лизы можно услышать мотивы русских народных песен.

Парадоксально, но с этими недостатками и был связан потрясающий успех «Пиковой дамы», в которой слушатели находили сочетание современности и фантастичности сюжета, а также разных музыкальных стилей: баллад, романсов, хоров и русских народных мелодий.

Лучшие артисты исполняли партии в «Пиковой даме». Николай Фигнер - первый исполнитель партии Германа, на которого Чайковский сочинял оперу. Он пел в подчеркнуто экспрессивной манере, заложив основы сценической трактовки. Интересна судьба певца. Покинув консерваторию, с формулировкой «за полным отсутствием голоса и таланта», певец отправился в Италию, где сделал головокружительную карьеру. Фигнер дебютировал в Неаполе в «Фаусте», затем с успехом пел в Италии, в Испании, Англии, в Южной Америке.

После триумфа Фигнер вместе с женой, итальянской певицей Медеей Мей, первой исполнительницей партии Лизы, был приглашен в Мариинский театр в Санкт-Петербурге.

Не забывайте про лайки и комментарии.