Найти в Дзене
Остров-град Свияжск

Искусство в миниатюре: фотографический «кабинетный портрет» как отражение эпохи. За семью печатями

В собрании нашего музея – множество сокровищ, каждое из которых рассказывает свою уникальную историю. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с жанром фотографии, который завораживает своей интимностью и глубиной - миниатюрным портретом. Этот жанр начал формироваться в Европе в XVII-XVIII веках в живописи и графике. Небольшие по размеру портреты предназначались для личных кабинетов, библиотек и гостиных. Эти произведения отличались тонкой проработкой деталей, изысканностью исполнения и часто служили демонстрацией статуса, образования и утонченного вкуса владельца. С появлением и развитием фотографии в XIX веке, портрет обрел новое измерение. Фотография, будучи более доступной, позволила запечатлеть не только представителей высшего общества, но и широкий круг людей. В фотографических ателье мастера света и тени создавали произведения, призванные украсить домашнее пространство и сохранить память о близких. «Кабинетные портреты» (с франц. Cabinet Portrait) в фотографии имели стандартный

В собрании нашего музея – множество сокровищ, каждое из которых рассказывает свою уникальную историю. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с жанром фотографии, который завораживает своей интимностью и глубиной - миниатюрным портретом. Этот жанр начал формироваться в Европе в XVII-XVIII веках в живописи и графике. Небольшие по размеру портреты предназначались для личных кабинетов, библиотек и гостиных. Эти произведения отличались тонкой проработкой деталей, изысканностью исполнения и часто служили демонстрацией статуса, образования и утонченного вкуса владельца.

С появлением и развитием фотографии в XIX веке, портрет обрел новое измерение. Фотография, будучи более доступной, позволила запечатлеть не только представителей высшего общества, но и широкий круг людей. В фотографических ателье мастера света и тени создавали произведения, призванные украсить домашнее пространство и сохранить память о близких.

«Кабинетные портреты» (с франц. Cabinet Portrait) в фотографии имели стандартный размер около 17х11 см. На них мог быть запечатлен один человек, двое или группа людей, чаще всего это были члены семьи. Снимки делались как в студиях, так и на пленэре, но всегда отличались вниманием к композиции, освещению и передаче индивидуальности модели. Жанр портрета – Cabinet Portrait  нередко указывали на паспарту (картонной основе) фотографии.

В коллекции нашего музея есть фотография, которая является прекрасным примером такого портрета начала XX века. На старинной фотографии – семейство, которое фотограф расположил в строгой композиции. Черно-белая гамма добавляет ностальгии и элегантности. Данная фотография является частью большого архива семьи Артемьевых-Слободских, который хранится в нашем музее с 2012 года.

В центре внимания четверо людей, представляющих два поколения семьи. Глава семьи, Василий Федорович Слободской, восседает в резном кресле по левую сторону небольшого стола. Справа расположилась его супруга Анна Артемьевна. За столом, в центре, сидит молодая женщина, дочь Слободских Елизавета. За ними стоит, слегка опираясь на спинку кресла, муж Елизаветы – Александр Георгиевич Артемьев. Фон условный, с элементами декора, добавляющими торжественности. Стол, как символ семейного единства, напоминает о связи поколений и организует композицию. Фотография выполнена в известном казанском фотоателье А. Вяткиной в Черноозерском общественном саду (ныне – парк Чёрное озеро), ее размер 16,3х11см.

«Кабинетный портрет» – это застывший момент времени, отражение личности, социального положения людей и эстетических предпочтений эпохи. Фотографии такого рода служили не только для сохранения памяти, но и для представления определенного имиджа, для демонстрации своего места в обществе.

В нашем музее мы стремимся сохранить и представить эти ценные свидетельства прошлого, чтобы каждый посетитель мог прикоснуться к истории, почувствовать дух времени и увидеть, как менялись представления о красоте, стиле и человеческой индивидуальности.

Публикацию подготовила хранитель фондов Гарифуллина Н.Н.