С 1 января 2026 года начинает действовать новая редакция ГОСТ Р 52289-2019. В этом стандарте прописан порядок установки светофоров, знаков и разметки.
Обращаю внимание - в ПДД изменений пока нет, изменяется только ГОСТ!
В новой редакции содержится много изменений разного масштаба, начну с крупных (на мой взгляд).
Большие изменения
Знак, запрещающий движение на средствах индивидуальной мобильности (СИМ).
Сам знак был и раньше, а теперь для него прописан порядок установки - на каждом въезде на участок дороги или территории, где запрещается движение (СИМ). То есть теперь он работает так же, как и знаки 3.2-3.9 (запрещающие движение грузовиков, тракторов, мотоциклов и т.д.).
Маршрутные ТС следуют предписывающим знакам
Знаки 4.1.1 - 4.1.6, разрешающие водителю двигаться в определенных направлениях, теперь не делают исключений для маршрутных ТС. По крайней мере, исключён абзац, в котором было написано, что требования этих знаков не распространяются на маршрутные ТС.
Направления движения по полосе
Так же, как и для предписывающих знаков 4.1.1 - 4.1.6, для знаков 5.15.1 - 5.15.2 из исключений убрали маршрутные ТС.
Кроме того, раньше, если знаки 5.15.1 - 5.15.2 разрешали поворот налево из крайней левой полосы, то из этой полосы разрешался ещё и разворот. Теперь этот абзац исключен! Неужели теперь, при наличии таких знаков, развернуться можно будет только если на знаке есть стрелка на разворот? А если нарисована только стрелка налево, то можно только налево?.. Впрочем, это ГОСТ, это не ПДД.
Зона действия знаков
Эти 3 знака раньше действовали до ближайшего перекрестка. Про знак 4.6 было также написано, что в населенном пункте при отсутствии перекрестка он действует до конца населенного пункта. Теперь соответствующие абзацы исключены. А до какого места теперь действуют эти знаки? Похоже, ответ кроется в следующем изменении ниже:
Таблички "Зона действия"
Эти две таблички раньше использовались только со знаками 6.4 (Парковка) и 3.27-3.30 (запрет остановки и стоянки). Табличка 8.2.3 обозначала конец зоны действия знака. Табличка 8.2.4 информировала о нахождении в зоне действия. Теперь эти таблички могут использоваться и с другими знаками. И место, где заканчивается зона действия знаков 4.6 и 6.2 (см. выше) теперь должно быть обозначено с помощью таблички 8.2.3.
Таблички 8.2.5 и 8.2.6 тоже раньше использовались только со знаками, обозначающими парковку, или запрещающими остановку/стоянку. Теперь эти таблички тоже могут использоваться и с другими знаками.
Кстати, изменилось изображение табличек 8.1.3 и 8.1.4, которые называются "Расстояние до объекта":
Казалось бы, изменение незначительное. Видимо, это сделано, чтобы не путать эти таблички с ооочень похожими на них табличками 8.2.5 и 8.2.6, которые обозначают зону действия знака (о них речь шла выше). Раньше отличить их было проблематично. А теперь, если стрелка указывает НА цифры, то это расстояние до объекта. Если стрелка указывает ОТ цифр, то это зона действия:
Вид ТС
Из этого набора табличек только для нескольких штук было прописано, какие ТС к ним относятся. Теперь прописано для всех. И да, ещё появилась табличка 8.4.3.3, раньше её не было.
- 8.4.3.3 - на транспортные средства, используемые в качестве легкового такси;
- 8.4.4 - на автобусы;
- 8.4.5 - на тракторы и самоходные машины;
- 8.4.6 - на мотоциклы;
- 8.4.7.1 - на велосипеды и мопеды;
- 8.4.7.2 - на средства индивидуальной мобильности;
Возможно, для кого-то это было очевидно, но так лучше. Для порядка)
Налево по стрелке без конфликта
Появился новый пункт, который запрещает включать зеленый свет встречному транспорту, если Вам включенная дополнительная секция светофора разрешает поворот налево и/или разворот. То есть, если горит стрелка налево (или на разворот), то для встречных теперь не должен гореть разрешающий сигнал.
Это не про то, что теперь можно не уступать встречным при повороте! Это пункт не для водителей! Это для тех, кто рассчитывает режимы светофорного регулирования.
Ещё новые знаки
Начало полос
Новые знаки, которые устанавливают в местах, где полосы добавляются сразу и справа, и слева. Ну это, вроде, интуитивно понятно.
Рекомендуемая скорость при проезде искусственной неровности
Новый знак обозначает искусственную неровность и при этом сразу информирует о скорости, с которой рекомендуется её проезжать.
Вертикальная стоп-линия
Вертикальный вариант знака "Стоп-линия". Он будет меньше мешать пешеходам (по сравнению с классической горизонтальной версией) и его можно будет использовать в узких местах, где горизонтальный вариант установить проблематично.
Парковка со способом постановки
Знак "Парковка" теперь есть не только с монетками и со значком "инвалид", но и со способом постановки ТС на стоянку.
Зона с ограничением остановки
Значение новых знаков интуитивно понятно. Применяются так же, как и старые знаки "Зона с ограничением стоянки", только новые, соответственно, запрещают ещё и остановку.
Несколько табличек
Таблички 8.3.4 и 8.3.5 указывают дорогу или проезжую часть, либо сторону дороги или проезжей части, на которую распространяется действие знака.
Табличка 8.5.8 обозначает, что действие знака распространяется только в определенные месяцы. Раньше были только часы и дни.
Известная табличка 8.15 "Слепые пешеходы" устанавливается на переходах вблизи объектов, которые посещают слепые и слабовидящие. Аналогично, новая табличка - 8.15.1 "Глухие пешеходы" используется со знаками "Пешеходный переход" на пешеходных переходах вблизи от объектов, которые посещают глухие и слабослышащие.
Новая табличка 8.16.2 "Влажное, заснеженное (обледенелое) покрытие" используется аналогично знакомой табличке "Влажное покрытие": устанавливается вместе со знаками 1.15 (Скользкая дорога), 3.20 (Обгон запрещен), 3.22 (Обгон грузовым запрещен) и 3.24 (Ограничение максимальной скорости). Обозначает, что знаки действуют только тогда, когда покрытие проезжей части влажное, заснеженное (обледенелое).
Табличка 8.27 используется со знаками 3.1 (Въезд запрещен (который "кирпич"), 3.2 (Движение запрещено), 3.3 (Движение механических ТС запрещено), 3.4 (Движение грузовых автомобилей запрещено), 3.11 (Ограничение массы), 3.12 (Ограничение массы на ось), 3.34 (Движение автобусов запрещено). Табличка значит, что знак действует, если Вы без пропуска. А с пропуском, полученным в соответствующем государственном учреждении, дальнейшее движение будет разрешено.
Новая разметка
Линии, представленные на рисунке выше, теперь можно наносить желтым цветом, но только если они разделяют встречные транспортные потоки. Можно и белым цветом, как раньше. Но можно и желтым.
Новая разметка 1.24.6 дублирует знак 5.39 "Велосипедная зона"
Новая цветная разметка 1.24.7 дублирует табличку 8.9.3 "Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса". Используется при обозначении парковочных мест.
В вертикальной разметке теперь тоже добавлено жёлтых красок. Линии 2.1.1 - 2.1.3 раньше были только бело-чёрные, теперь могут быть ещё и жёлто-чёрные.
И ещё некоторые мелочи
Новая информационная секция
Раньше были информационные секции со стрелками вправо и влево. Теперь появилась совмещенная. Информирует водителя, что при повороте в любую сторону придется встретиться с пешеходами, которым горит разрешающий сигнал.
Новые временные знаки
Раньше ко временным знакам относились только те, которые имеют жёлтый фон, или которые установлены на переносной стойке. Теперь к числу временных знаков относятся также те, которые отображаются на знаках
переменной информации или табло переменной информации.
Можно зачеркивать
Раньше, если нужно было отменить действие уже установленного знака, его зачехляли (видели знаки, которые как будто черным пакетом закрыли?). Однако было не очень удобно заклеивать отдельные названия на указателях направлений. Теперь неактуальные называния можно зачеркивать двумя красными полосами:
Количество табличек под знаком
Раньше под одним знаком можно было применять не более двух табличек (кроме знака "Парковка"). Теперь из "двухтабличного ограничения" вывели ещё 4 знака: запрещающий остановку, запрещающий стоянку, а также запрещающие стоянку по четным и по нечетным дням. Под ними теперь можно размещать большее количество табличек. Если понадобится.
Заключение
Это, конечно, далеко не полный перечень изменений. Их там ещё несколько десятков. Однако здесь приведены те, которые, по мнению автора статьи, важно знать водителю. И которые, вероятно, найдут отражение в ПДД РФ (рано или поздно).
Ну а желающие ознакомиться с остальными изменениями технического и юридического плана, полагаю, предпочтут прочитать полный текст обновленного документа)
Спасибо, что дочитали до конца. Удачи!)