Сильная, харизматичная, непреклонная — Галина Волчек стала самой известной женщиной-режиссёром страны и многолетним худруком одного из лучших театров. Её жизнь всегда существовала на пересечении большого искусства и сильных чувств. Какие мужчины сыграли главную роль в её судьбе.
Детство среди легенд и первая трещина
Галина Волчек появилась на свет в семье знаменитого оператора и режиссёра Бориса Волчека и сценариста Веры Майминой. Дом её родителей был открыт для театральной элиты: актёры, режиссёры, сценаристы — всё это окружало девочку с младенчества, формируя ощущение богемной свободы и близости к искусству. Именно в этом кругу начал складываться жёсткий, почти нордический характер Гали, но родители, особенно мать, предпочитали этого не замечать. Главное — чтобы дочь хорошо училась. И Галя старалась: приносила одни пятёрки, получала грамоты и не пыталась выделяться.
Пока однажды семья не распалась.
Подростковый бунт и смена фамилии
Развод родителей стал для Галины переломным моментом. На мать, которая так долго отказывалась признавать в ребёнке самостоятельную личность, она затаила глубокую обиду. С отцом девочка осталась жить, но и он оказался бессилен перед её внезапно прорвавшимся резким нравом. В знак протеста будущий режиссёр даже сменила фамилию — стала Волчок, подчёркивая, что отныне не принадлежит никому.
Впрочем, и этот демонстративный жест, и подростковая буря довольно быстро сошли на нет: впереди маячило поступление.
Отец, понимая, что воспитал тихую внешне, но сложную по характеру дочь, предложил попробовать силы в Литературном институте имени Горького.
Но он опоздал с советами.
Выбор МХАТа и неловкий костюм
Галина уже точно знала: только Школа-студия МХАТ. Так и вышло. Она поставила отца перед фактом — на вступительные экзамены нужно обновить гардероб. Тот отвёл её к портному, который сшил для закомплексованной девушки странный костюм с громоздкими плечами. В этом нелепом наряде Волчек прошла два тура, прежде чем о её мечтах узнала мать.
Испугавшись за будущее дочери, та настояла: подстраховаться и отнести документы ещё и в «Щуку».
В приёмной комиссии были уверены, что перед ними очередная провинциалка, и сначала даже позволили себе насмешки. Но после прослушивания объявили: принята. Галина расплакалась и убежала, выкрикнув: «Я не хочу в “Щуку”! Меня мама заставила!». В МХАТ она тоже поступила — и выбрала, разумеется, его.
Евстигнеев: любовь как вызов
К тому времени Волчек уже была заметной студенткой. Она расцвела, научилась одеваться и краситься — и вдруг обратила внимание на нескладного провинциала Женьку Евстигнеева с крупным носом и вечно тяжёлым взглядом. Позже скажут, что этот брак был очередным бунтом: выйти замуж за самого невзрачного, пусть и самого талантливого парня курса.
Женька неделями ходил в одной и той же рубашке и нелепых костюмах из плохой ткани. Но Галина рано поняла: счастье не в одежде. После свадьбы она буквально «переодела» своего гения — и курс ахнул.
Модные вещи преобразили Евстигнеева: исчезла провинциальность, появилась уверенность, походка стала другой, а лёгкая небрежность придала шарм.
Брак наперекор семье и развод
Родителей Волчек эти метаморфозы не обрадовали. Жених был старше на семь лет, успел поработать слесарем и фрезеровщиком, за душой — ничего, перспективы туманны. Молодые жили у родителей Галины, но конфликтов избежать не удалось. После очередного скандала они просто собрали вещи и ушли.
Два дня ночевали на вокзалах, потом нашли крошечную дешёвую комнату.
Девять лет Волчек и Евстигнеев прожили в любви. Родился сын Денис. Но удержать мужа не получилось — у Евгения появилась другая женщина. Развод дался Галине тяжело, особенно потому, что им приходилось вместе играть любовь в кино. И всё же она нашла в себе силы сохранить тёплые отношения с бывшим мужем до конца его жизни.
Профессор и уютная клетка
Когда «Современник» начал гастролировать, в Мурманске Волчек случайно услышала резкую критику спектакля от зрителя — московского профессора Марка Абелева. В Москве он дружил с Игорем Квашой и был приглашён на ужин.
Галина готовилась к словесной дуэли, но быстро остыла: интеллигентный, ироничный, чем-то напоминавший Пьера Безухова, Марк очаровал её. Он ухаживал щедро и тепло, дарил цветы, поддерживал, купил дорогую каракулевую шубу, подружился с маленьким Денисом.
Она согласилась выйти за него замуж. Но вместе с заботой пришли и уколы ревности. Абелев подозревал её постоянно. Однажды, застав Галину в ресторане с Георгием Товстоноговым, он просто увёл жену домой.
Владимир: любовь без будущего
Измученная ревностью, Волчек ушла к учёному Владимиру. У него тоже была семья, но оба решили пожертвовать прошлым ради счастья. По словам друзей, Галина любила его по-настоящему.
Однако Владимир не мог разорвать связь с прежней семьёй. Его мать тяжело болела, встречи были редкими. Волчек мучилась от мысли, что любимый лжёт, говоря о больной матери, а едет к жене. В конце концов она сама поставила точку: запретила звонить и приходить, предсказав, что он всю жизнь будет расплачиваться за своё решение.
Говорят, так и случилось.
Театр как единственный выбор
Галина Борисовна говорила, что продала себя в рабство театру — и это была правда. Блистательные постановки «Современника», плеяда великих артистов — её заслуга. В 60 лет она объявила сыну, что будет жить одна, и потребовала уважать это решение. Режиссёру нужно уединение, чтобы снова и снова возвращаться к зрителю.
26 декабря 2019 года Галины Волчек не стало.
«Современник» осиротел.
Автор Александра Петрухина