В условиях современного рынка успешность предприятия во многом зависит от эффективности его операционной деятельности. Достижение высокого уровня производительности напрямую связано с грамотной организацией логистики — системы управления всеми материальными, информационными и финансовыми потоками, которые сопровождают движение продукции от точки производства до конечного потребителя. Логистика уже вышла за рамки простого складирования и транспортировки; она представляет собой комплексный, стратегический инструмент, позволяющий компании снижать издержки, сокращать сроки выполнения заказов и повышать уровень клиентского сервиса. В статье разберемся, какие задачи решает логистика, каковы ее основные функции и какое значение она имеет для развития современной компании.
Виды логистики
Важно понимать, что логистика не является универсальной и неизменной системой. Она подразделяется на несколько видов, каждый из которых отвечает за определенный аспект движения товарно-материальных ценностей или ТМЦ.
- Закупочная или снабженческая: управляет материальными потоками, поступающими на предприятие (выбор поставщиков, заключение контрактов, организация доставки сырья и материалов, управление запасами).
- Производственная: управляет потоками внутри предприятия, связанными с процессом создания готовой продукции (оптимизация внутризаводских перемещений, управление незавершенным производством, синхронизация работы цехов).
- Сбытовая или распределительная: управляет потоками готовой продукции от предприятия до конечного потребителя (планирование транспортировки, управление складским хозяйством готовой продукции, выбор каналов распределения, выполнение заказов).
- Транспортная: организует и управляет перемещением товаров с помощью различных видов транспорта (выбор оптимального вида транспорта, разработка маршрутов, планирование загрузки, оформление транспортных документов).
- Складская: управляет всеми процессами, связанными с хранением и обработкой товаров на складах (оптимизация размещения, управление запасами на складе, комплектация заказов, инвентаризация).
- Информационная: управляет потоками данных, которые сопровождают движение ТМЦ (сбор, обработка, хранение и передача данных в логистической системе, внедрение IT-систем).
- Таможенная: обеспечивает соблюдение всех процедур при перемещении товаров через государственные границы (оформление таможенных деклараций, расчет и уплата пошлин, взаимодействие с таможенными органами).
Будущее логистики России: курс на Национальную платформу объединенных данных
Сергей Феоктистов
Функции и роль логистики в бизнесе
Значение логистики для развития современного бизнеса проявляется через выполнение нескольких функций, которые прямо влияют на финансовые результаты, конкурентоспособность и устойчивость компании на рынке.
- Создание конкурентного преимущества. Эффективная логистика позволяет получить превосходство над конкурентами, которое не связано напрямую с ценой продукта. Это достигается за счет своевременной реакции на рынок (быстрый вывод товаров в точки продаж), высокой надежности поставок (минимальный процент ошибок и нарушений сроков) и уникального уровня сервиса (например, бесплатная или сверхбыстрая доставка). В результате компания завоевывает большую долю рынка за счет удовлетворенности потребителей.
- Оптимизация финансового потока. Логистика управляет значительной частью оборотных средств компании, вложенных в запасы, транспорт и складскую инфраструктуру. Грамотное управление этими процессами позволяет повысить оборачиваемость капитала и оптимизировать совокупные издержки по всей цепи поставок, а не только в отдельных ее звеньях.
- Обеспечение стабильности цепи поставок. В условиях глобализации рынка логистика отвечает за устойчивость бизнеса. Она выполняет функцию прогнозирования и смягчения рисков (например, при сбоях у поставщиков, таможенных задержках или изменении спроса), а также организует обратную логистику для управления возвратами и утилизацией. Это обеспечивает непрерывность производственного цикла и минимизирует финансовые потери от непредвиденных событий.
- Информационная и системная интеграция. Логистика выступает в роли «информационного стержня» предприятия. Через нее проходят и обрабатываются данные от поставщиков, производителей, складов и клиентов. Организация сквозного информационного потока (например, через системы ERP) позволяет принимать решения, основанные на данных, в режиме реального времени, обеспечить прозрачность всех этапов движения товара для менеджмента и клиентов, а также синхронизировать работу всех подразделений компании.
Участники процесса грузовых перевозок: права и обязанности сторон
Александра Кадынцева
Цели и задачи логистики
Основная цель любой логистической деятельности — обеспечить максимальную эффективность и экономическую выгоду всех процессов, связанных с движением ТМЦ. Эта цель достигается при условии соблюдения нескольких ключевых критериев, определяющих успешность логистической системы:
- правильный товар (точное соответствие продукции заказу или специфике деятельности);
- точное количество (доставка такого объема продукции, какой необходим получателю, исключая дефицит или излишки);
- соответствующее качество (поддержание всех потребительских свойств продукции при хранении и транспортировке);
- точное время (строгое соблюдение сроков поставки и синхронизация процессов);
- точное место (передача товара в требуемый пункт назначения);
- минимальные затраты (достижение всех целей с максимальной оптимизацией сопутствующих расходов).
Для соответствия указанным критериям логистическая система должна решать ключевые операционные задачи:
Направление задач - Описание и цель
Управление запасами - Снижение уровня складских запасов до экономически обоснованного минимума, что позволяет высвободить капитал, но при этом избежать риска остановки производства или срыва поставок
Планирование закупок - Выбор надежных поставщиков, разработка оптимальных графиков поставок и эффективное управление входящими потоками сырья и комплектующих
Сокращение операционного цикла - Уменьшение общего времени, затрачиваемого на выполнение заказа, от момента его поступления до финальной доставки клиенту
Снижение издержек - Постоянный поиск путей минимизации расходов на хранение, транспортировку, упаковку, обработку и оформление товаров
Повышение качества обслуживания - Обеспечение высокой точности, надежности и своевременности поставок, а также эффективная обработка заказов, что укрепляет лояльность клиентов
Оптимизация транспортировки - Выбор наиболее подходящих видов транспорта и разработка оптимальных маршрутов для минимизации времени и затрат на перемещение продукции
Интеграция процессов - Обеспечение слаженного информационного и материального взаимодействия между всеми функциональными областями компании (снабжение, производство, сбыт) и внешними партнерами.
Управление логистикой
Управление логистикой — это комплексный процесс, планирования, организации, контроля и регулирования всего цикла движения ТМЦ внутри предприятия и за его пределами.
1. Планирование. Этап, на котором определяются долгосрочные и оперативные цели: прогнозирование спроса для определения необходимого объема ресурсов; планирование потребностей в материалах и мощностях; разработку стратегии мониторинга запасов; планирование транспортной и складской инфраструктуры. Результатом является создание четких логистических программ и бюджетов.
2. Организация. Этот этап фокусируется на создании структуры логистической системы и распределении ответственности. Сюда входит выбор структуры логистической службы (например, централизованная или децентрализованная); взаимодействие с внешними партнерами (поставщиками, 3PL-операторами); стандартизация и регламентация всех рабочих процессов (составление инструкций и процедур); формирование цепи поставок.
3. Контроль и регулирование. Контроль необходим для оценки эффективности текущих операций и своевременного внесения корректировок. Контроль включает мониторинг ключевых показателей эффективности (точность поставок, уровень запасов и логистические затраты на единицу продукции), анализ отклонений фактических результатов от запланированных, контроль качества логистического сервиса и принятие корректирующих мер для устранения выявленных проблем.
4. Внедрение информационных систем. Современное управление невозможно без развитой информационной системы. Подключение IT-технологий позволяет организовать сбор, обработку и хранение данных в режиме реального времени. Кроме того, можно автоматизировать рутинные операции, снизить влияние человеческого фактора и обеспечить прозрачность перевозок для всех участников логистических процессов.
Цифровизация логистики: актуальные вызовы и возможности
Дарья Алексеева
Основные документы в логистике
Движение товарно-материальных ценностей всегда сопровождается строгим документальным оформлением. Документы служат юридическим основанием для перевозки, подтверждают факт передачи и получения ТМЦ, а также фиксируют операции бухгалтерского и налогового учета. Перечислим основные формы.
- Транспортная накладная или ТН: основной документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. Он заполняется грузоотправителем и фиксирует условия транспортировки, маршрут и стоимость услуг. Форма этого документа утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200.
- Накладная ТОРГ-12: служит для учета товарных запасов, поскольку подтверждает факт отпуска продукции со склада продавца и ее приемку покупателем. Бланк утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.
- Товарно-транспортная накладная 1-Т: выполняет двойную функцию — подтверждает факт сделки (товарный раздел) и факт перевозки (транспортный раздел). Бланк утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В настоящее время накладная 1-Т часто заменяется связкой ТН и ТОРГ-12 или УПД.
- Счет-фактура: документ, оформляемый продавцом в момент отгрузки или в течение пяти дней после нее. Его основная задача — корректное ведение бухгалтерского учета и фиксация налога на добавленную стоимость. Форма регулируется Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
- Универсальный передаточный документ или УПД: документ, который может заменить сразу два других — счет-фактуру и ТОРГ-12. Продавец часто оформляет его в связке с транспортной накладной. Рекомендации по его применению даны в Письме ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@.
- Путевой лист: оформляется владельцем транспортного средства и служит подтверждением законности осуществляемой перевозки. В документе есть обязательные для заполнения поля о прохождении медосмотра водителя и техосмотра транспортного средства. Рекомендуемые бланки, предназначенные для разных видов транспорта, есть в Постановлении Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.
Тарифы 1С-ЭПД - Ознакомьтесь с актуальными тарифами сервиса 1С-ЭПД и подберите условия, подходящие для нужд вашего бизнеса. Подробнее
Цифровизация логистики: переход на ЭПД
Современная логистика активно внедряет цифровые технологии, что способствует лучшей оптимизации процессов. Внедрение электронных перевозочных документов позволяет участникам рынка легально оформлять перевозки в цифровом виде без дублирования информации на бумажных носителях. Юридическая значимость цифровых документов обеспечивается применением квалифицированной электронной подписи.
Многие документы, применяемые в логистике, уже имеют формализованный цифровой формат, который утвержден ФНС.
- Электронная транспортная накладная. Одно из важнейших преимуществ — это возможность моментальной передачи сведений о статусе доставки, а также, при необходимости, прикрепление дополнительных электронных данных для контроля особых условий перевозки. Формат утвержден Приказом ФНС России от 14.05.2024 № ЕД-7-26/383@.
- Универсальный передаточный документ. Цифровой универсальный передаточный документ эффективно объединяет функции как накладной ТОРГ-12, так и счета-фактуры. Он является ключевым инструментом для оперативного бухгалтерского и налогового учета, подтверждая факт передачи и приема ТМЦ. Формат утвержден Приказом ФНС России от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@.
- Электронный путевой лист. Главное преимущество этого документа — его универсальность для всех видов автомобильного транспорта и возможность оперативного внесения корректировок в маршрут или задание без необходимости возврата и перепечатки бумажных бланков. Вся обязательная информация, включая отметки о предрейсовом медицинском осмотре водителя и техническом состоянии ТС, фиксируется в электронном виде и заверяется электронными подписями медика и механика. Формат утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2023 № ЕД-7-26/116@.
- Электронный заказ-наряд. Документ служит для оформления заказа на выполнение транспортно-экспедиционных услуг. Его использование упрощает обработку и обмен информацией между участниками перевозки. Формат утвержден Приказом ФНС России от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@.
- Электронная сопроводительная ведомость. Этот документ предназначен для сопровождения груза, обеспечивая контроль его движения и соблюдение условий доставки. Формат утвержден Приказом ФНС России от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@.
Решения 1С-ЭПД: что выбрать
Дарья Алексеева
FAQ
Какие специалисты нужны для организации логистики?
Для эффективной организации логистической службы необходим комплекс специалистов, которые охватывают все направления потоков: менеджеры по закупкам (снабженцы), отвечающие за входящий поток сырья и материалов; специалисты по складской логистике, оптимизирующие хранение и грузопереработку; транспортные логисты (диспетчеры), которые планируют маршруты и управляют перевозками. Важную роль играют аналитики, которые занимаются прогнозированием спроса и контролем ключевых показателей эффективности (KPI), и IT-специалисты, обеспечивающие внедрение и поддержку логистических информационных систем.
Как задачи логистики меняются при масштабировании бизнеса?
При масштабировании бизнеса логистические задачи смещаются с тактического уровня на стратегический. Если на старте главный приоритет — минимизация расходов и быстрое исполнение разовых заказов, то при росте компания должна решать вопросы сетевого планирования (открытие новых складов и распределительных центров), централизации управления (внедрение единых стандартов) и аутсорсинга (передача части функций 3PL-операторам).
Какие ошибки чаще всего допускают при организации логистики?
Наиболее распространенные ошибки связаны с отсутствием системного подхода. Чаще всего это: недостаточное прогнозирование спроса, ведущее к дефициту или переизбытку запасов; отсутствие сквозного учета затрат, когда решение, выгодное одному отделу (например, самый дешевый склад), оказывается убыточным для компании в целом (из-за роста транспортных расходов); неэффективная IT-интеграция, когда данные из разных систем не согласованы, и выбор неквалифицированных поставщиков, что ставит под угрозу качество сервиса.