Найти в Дзене
Ирбит. Егоршино. Урал.

Ирбитский завод между двух революций.

С момента завершения Первой русской революции и до Февральской, в Российской империи был сначала резкий взлет, а потом и падение, в связи с участием в 1-й Мировой войне. Давайте посмотрим, что в это время было сделано в Ирбитском заводе. После А.И. Сафонова, в октябре 1907 года управителем завода был назначен И.В. Котов. Он сначала рьяно принялся за дело. В 1908-1910 годах была построена новая дорога Алапаевск - Ирбитский завод. Дорога была сделана для подвоза железа, а название она в народе получила довольно интересное - «Новый телефон», это связано с тем, что вдоль нее были протянута телефонная линия, соединяющая Ирбитский завод с Алапаевском. В поселке было установлено 10 телефонов. В цехах и на площадке завода было оборудовано газо-керосиновое освещение, до этого цеха освещались дровяными кострами. Для улучшения производства при Котове были построены нагревательные печи и установлены три новых прокатных стана. Продолжилось строительство нового больничного комплекса Земской больницы

С момента завершения Первой русской революции и до Февральской, в Российской империи был сначала резкий взлет, а потом и падение, в связи с участием в 1-й Мировой войне.

Давайте посмотрим, что в это время было сделано в Ирбитском заводе.

После А.И. Сафонова, в октябре 1907 года управителем завода был назначен И.В. Котов. Он сначала рьяно принялся за дело.

В 1908-1910 годах была построена новая дорога Алапаевск - Ирбитский завод. Дорога была сделана для подвоза железа, а название она в народе получила довольно интересное - «Новый телефон», это связано с тем, что вдоль нее были протянута телефонная линия, соединяющая Ирбитский завод с Алапаевском. В поселке было установлено 10 телефонов.

В цехах и на площадке завода было оборудовано газо-керосиновое освещение, до этого цеха освещались дровяными кострами. Для улучшения производства при Котове были построены нагревательные печи и установлены три новых прокатных стана.

Продолжилось строительство нового больничного комплекса Земской больницы в заречной части поселка, и стал проводиться праздник «Белого цветка».

В 1909 году движущую силу воды на Ирбитском металлопрокатном заводе стали заменять паровой. По настоянию управителя И.В. Котова была куплена немецкая паровая машина (локомобиль) системы Вольфа мощностью 600 лошадиных сил, которую по железной дороге доставили в г. Камышлов. По легенде, из Камышлова до Ирбитского завода ее везли 33 тройки лошадей на особых санях. С базарной площади до места установки машины, на берег реки возле плотины, механизм тянули канатами 500 человек.

Но в конце 1910 года И.В. Котов изменил свою позицию и сумел убедить главную контору Алапаевских заводов в нерентабельности Ирбитского металлопрокатного завода и добился демонтажа оборудования. Пять прокатных станов и паровые машины были увезены на Алапаевский и Верхне-Синячихинский заводы. На Ирбитском заводе остался один прокатный стан с одной нагревательной печью и один маломощный генератор. Завод омертвел, людям пришлось искать новое место работы. Вместо Котова контора прислала нового управителя – Глухих.

В 1911 году завод вновь забастовал.

В 1913 году начали строить железную дорогу Екатеринбург-Тавда. Рабочие, не уехавшие на другие заводы, стали ломать камень в карьерах и подвозить его к будущим котлованам. Молодежь выполняла земляные работы по устройству насыпи и выемок. Часть рабочих заготовляла и вывозила шпалы. Были построены вокзал и жилые дома железнодорожников станции Боярской. В 1916 году с нее отправился первый поезд.

Весь этот период в поселке продолжал работать театр, библиотека (возможно даже две или три: общественная, церковная и техническая). Было 2-х классное министерское училище и женская церковно-приходская школа. На Больше-Боярском источнике работала водолечебница. Была Земская больница и аптека. Еще в начале века жители создали Ирбитско-заводское потребительское общество.

В Ирбитском заводе действовал Свято-Троицкий храм, при больнице была срублена часовня.

Крестьяне и рабочие на строительстве дороги.
Крестьяне и рабочие на строительстве дороги.
Заречная часть Ирбитского завода. 1910-е годы.
Заречная часть Ирбитского завода. 1910-е годы.

Использование материалов, только, с разрешения автора!

Поддержать автора можно нажав соответствующую кнопку ниже. Денежные средства пойдут на написание книги "Хроники Ирбитского завода: от империи до революции".