Найти в Дзене
Журнал 4x4Club

Jeep Cherokee XJ – нестареющий король бездорожья

В начале 1980-х крошечная по меркам индустрии American Motors Corporation (AMC) совершила невозможное – создала автомобиль, перевернувший мир внедорожников.

Под влиянием французского партнёра Renault и меняющихся вкусов публики, родился новый Jeep Cherokee. По американским меркам он считался компактным и сочетал нарочитую простоту форм с уникальной платформой. Но главное, не предавал своего предназначения: ехать куда угодно и делать всё, что угодно. Дебютировавший в 1984 году Cherokee XJ за семнадцать лет производства превратился в культурный феномен и икону офф–роуда. Больше того, его влияние вышло далеко за рамки сроков выпуска. XJ вошёл в автомобильную историю как один из самых доступных и универсальных внедорожников. Даже после снятия с производства его популярность продолжала расти. Так что же сделало этот автомобиль легендой и почему он актуален даже в 2025 году? Давайте разберёмся.

-2

Революция от AMC с французским акцентом

У компании AMC не было огромных бюджетов «Большой тройки», зато были амбиции и смекалка. Спасительным кругом в конце 1970-х для неё стал альянс с французской Renault, которая взамен за долю в компании принесла свежие идеи и инвестиции. Одна из таких идей родилась из желания Renault продавать Cherokee в Европе, где полноразмерный SJ считался слишком громоздким и прожорливым. Работу над проектом возглавили три ключевые фигуры: Дик Тиг – визионер от дизайна, веривший, что компактность не должна являться синонимом компромисса, Франсуа Кастен – инженер из Renault, который следил за тем, чтобы машина оставалась лёгкой и эффективной, и Рой Ланн – гений, ранее создавший Ford GT, и занимавшийся несущим кузовом. Результатом их работы стала инновационная платформа Uniframe – комбинация сварного кузова и интегрированной в него рамы. Это решение сделало новый Cherokee почти на полтонны легче SJ, короче на 60 см, уже на 15 см и ниже на 10, сохранив при этом почти 90% его внутреннего пространства. Автомобиль предлагался в двух- или четырёхдверной версиях, оснащался неразрезными мостами и надёжным полным приводом. Так, угловатый функциональный дизайн и экономичный 2.5-литровый мотор Renault положили начало новой эре.

-3

Семнадцать лет эволюции

Долгий жизненный цикл XJ – доказательство продуманности его изначальной концепции. Дизайн, прочная подвеска и удачная компоновка не менялись годами, а главным направлением эволюции стала силовая гамма. Стартовая карбюраторная четвёрка на 2.5 литра развивала 105 л. с. и обеспечивала впечатляющую для своего класса экономичность – около 11 литров на сто километров в смешанном цикле. К концу производства этот двигатель (уже с впрыском) выдавал 125 л. с. Были и менее удачные варианты. Например, капризный 2.8-литровый V6 от Chevrolet и маломощный, но экономичный 2.1-литровый турбодизель Renault.Но в конце концов сердцем легенды стал 4.0-литровый рядный шестицилиндровый мотор AMC Powertech, появившийся в 1987 году, после поглощения AMC корпорацией Chrysler. Простой и неубиваемый, как молоток, он был наследником двигателей 1950-х. К концу производства его мощность достигала 190 л. с., а крутящий момент 305 Нм. Он заслужил репутацию одного из самых надёжных и выносливых бензиновых двигателей в истории. И сегодня это самый желанный мотор под капотом подержанного XJ.

К концу 1990-х Cherokee получил осторожный рестайлинг – скруглённые углы кузова и слегка обновлённый салон. Для кого-то это пик его эстетики, для других – отход от канона. Но именно эти поздние модели чаще всего ищут для повседневной эксплуатации сегодня.

За время производства по всему миру было продано почти три миллиона Jeep Cherokee XJ. Его покупали все, от студентов до бизнесменов, от домохозяек до закалённых офф–роудеров. В нём была какая-то магия: один автомобиль мог быть и семейным тружеником, и покорителем бездорожья. Компактность, вместительность, неубиваемая конструкция, умеренный аппетит и неприхотливость, сделали его идеальным инструментом для жизни. Тысячи XJ работали в почтовых департаментах, скорой помощи и коммунальных хозяйствах, безропотно перенося тяготы службы на любом ландшафте. Массовость обеспечила ему доступность на вторичном рынке. Долгие годы Cherokee XJ был самым бюджетным способом попасть в мир внедорожного тюнинга. Его считали почти расходным материалом. Ломается – не страшно, купим другой. Это породило гигантскую индустрию запчастей и аксессуаров, но и безжалостно проредило ряды оригинальных «живых» машин.

-5

Эпоха одноразовых Cherokee прошла

Ещё десять-пятнадцать лет назад цены на XJ были на дне. Но времена изменились. Волна интереса к ретро-автомобилям, «цифровая усталость» и сокращение числа хорошо сохранившихся машин сделали своё дело. В идеальном состоянии Cherokee уже не найти. Анализ рынка показывает, что состояние теперь важнее пробега. За экземпляр с пробегом под 250-300 тысяч километров на родном для внедорожника американском рынке просят от 5 тысяч долларов (около 400-500 тысяч рублей). А цены на ухоженные машины с пробегом менее 130 тысяч начинаются от 15 тысяч долларов (1,2 млн рублей). Особенно ценятся ранние двухдверные версии и безупречные поздние Limited. Но есть и те, что могут стоить от 20 тысяч долларов (в районе 1,6 млн рублей), однако найти идеальный автомобиль с пробегом в несколько десятков тысяч километров почти невозможно. Такой рост цен – закономерный итог. В мире, наполненном сложной электроникой и обезличенным дизайном, Cherokee XJ олицетворяет эпоху простых, честных и невероятно харизматичных машин. При этом, он не живёт воспоминаниями о славном прошлом, а по-прежнему готов к приключениям, оставаясь эталоном настоящего внедорожного духа.

Jeep
242,7 тыс интересуются