Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Забрались на территорию полигона, где испытываются новые поезда. Показываю новинки, а также спрятанных там советских динозавров!

Дело было 22 августа далёкого 2007 года, когда мы с другом вместо того, чтобы ехать на детскую железную дорогу в Кратово, решили прогулять смену и отправились в местечко более интересное - на железнодорожный полигон в Подмосковной Щербинке, где и по сей день проводятся испытания новых локомотивов, рождённых отечественной промышленностью, которая, кто бы что ни говорил, всё ещё полностью не уничтожена - во всяком случае, локомотивная отрасль. В два часа дня я уже был Курском вокзале, с которого тогда пассажирские поезда пачками уезжали в Крым, в Донецкую, Луганскую и другие области Украины, а возили их зелёные ЧС7 вперемешку с остатками "Чебурашек" ЧС2. Но вместо того, чтобы сразу поехать в Щербинку, я сперва вышел в Царицыно, чтобы встретиться со своим другом. Он ещё не успел туда приехать, так что я немного прогулялся в сторону Москвы и совершенно случкайно щёлкнул ещё один украинский поезд с зелёным ЧС7-277. Приехав в Щербинку, мы сразу пошли на испытательное кольцо, где немедленно с

Дело было 22 августа далёкого 2007 года, когда мы с другом вместо того, чтобы ехать на детскую железную дорогу в Кратово, решили прогулять смену и отправились в местечко более интересное - на железнодорожный полигон в Подмосковной Щербинке, где и по сей день проводятся испытания новых локомотивов, рождённых отечественной промышленностью, которая, кто бы что ни говорил, всё ещё полностью не уничтожена - во всяком случае, локомотивная отрасль.

В два часа дня я уже был Курском вокзале, с которого тогда пассажирские поезда пачками уезжали в Крым, в Донецкую, Луганскую и другие области Украины, а возили их зелёные ЧС7 вперемешку с остатками "Чебурашек" ЧС2.

ЧС7-238 с украинским поездом на Курском вокзале, 23.08.2007
ЧС7-238 с украинским поездом на Курском вокзале, 23.08.2007

Но вместо того, чтобы сразу поехать в Щербинку, я сперва вышел в Царицыно, чтобы встретиться со своим другом. Он ещё не успел туда приехать, так что я немного прогулялся в сторону Москвы и совершенно случкайно щёлкнул ещё один украинский поезд с зелёным ЧС7-277.

ЧС7-277 на станции Царицыно
ЧС7-277 на станции Царицыно

Приехав в Щербинку, мы сразу пошли на испытательное кольцо, где немедленно сфотографировали местный ВЛ80Т-829, который использовался, чтобы гонять испытуемые вагоны по кольцу. В тот момент испытания не проводились, а электровоз стоял около административного здания института, именуемого в шутку "Пентагоном".

-3

Неподалёку от Пентагона на кольце стоял первый эксклюзив - электричка ЭД4МКМ-АЭРО-0001, построенная специально для Аэроэкспресса. Представляете, как мы обрадовались, увидев вживую самый-самый первый экземпляр в серии, который работники института даже не успели распечатать после получения с завода?

-4

Всего с 2007 по 2009 год было построено 7 таких поездов, сейчас они катаются на маршруте Москва - аэропорт Домодедово, а раньше ездили и в другие подмосковные аэропорты.

Далее мы прошли внутрь территории. Она была открыта, нас никто не остановил, только уже внутри к нам подошёл охранник, проверил наши удостоверения юных железнодорожников, пожелал соблюдать правила техники безопасности и дал нам спокойно осмотреть другие экспонаты. Кроме него, больше никто нам на территории не попался.

А вот экспонатов была просто уйма! Например, ржавый ВЛ8-1642 1967 года выпуска. В 2012 его привели в порядок и он стал экспонатом динамической экспозиции, несколько раз участвовал в торжественных мероприятиях на испытательном кольце. А в 2022 его вместе с некоторыми другими раритетами отправили в Екатеринбургский музей локомотивов. Надеюсь, что ходовые качества он по дороге не потерял и сможет ещё поездить на будущих железнодорожных фестивалях.

Рядом оказался ТЭП10-205, построенный в 1965 году на Харьковском заводе, который при жизни работал на Горьковской железной дороге в депо Красноуфимск, а в 1993 году оказался в Щербинке, где занимался тем, что стоял и гнил. Его так и не восстановили, а в 2022 году отправили в Екатеринбург вместе с ВЛ8. Может, хоть уральцы смогут его вновь запустить?

-7

Здесь же был найден гнилой ТЭ2-088 1951 года выпуска, который до середины 1990-х работал в хозяйственном движении на Курском направлении, после чего попал сюда. В 2022 его не стали отдавать в Екатеринбург: злые языки говорят, что он слишком сильно сгнил для столь длительного путешествия, и теперь его судьба туманна. Остаётся лишь надеяться на сознательность работников института, которые догадаются, что столь редкий тепловоз, ещё и построенный при жизни Сталина, обязательно должен быть если не восстановлен до ходового состояния, то хотя бы стать памятником на какой-нибудь железнодорожной станции или в локомотивном депо. Желаю!

-8

Голову рижской электрички ЭР22-49 1968 года выпуска зачем-то пригнали в Щербинку из Минеральных вод в конце 1990-х годов, когда тамошнюю железнодорожную сеть переводили с постоянного тока на переменный. Вагон сразу привели в приличное состояние, но к нашему приходу он успел изрядно потрепаться.

ЭР22-49 в августе 2007
ЭР22-49 в августе 2007

В том же 2007 году Щербинка проводила выставку Экспо-1520, к которой электричку покрасили и прикрепили на её физиономию огромный знак Рижского вагоностроительного завода. Это была последняя покраска, и с тех пор вагон, до сих пор остающийся на территории института, всё больше начинает напоминать корабль капитана Салазара из "Пиратов Карибского моря" - тоже выглядит жутко, и при этом ещё способен самостоятельно передвигаться. В 2023 вагон зачем-то катали по кольцу своим ходом.

ЭР22-49 в сентябре 2007
ЭР22-49 в сентябре 2007

Осмотрев советский металлолом, уже тогда оставляющий желать лучшего, мы переключились на новинки отечественного машиностроения. Весьма интересной показалась дизельтричка ДТ1-001 - сразу и дизель и электричка. Этот поезд способен часть пути проезжать под контактной сетью и часть - по не электрифицированной линии благодаря установленному в одном из вагонов дизелю. Хорошая штука для Ленинградской области, и по сей день богатой такими маршрутами!

-11

Первый такой поезд, получивший кликуху "Дятел", был построен в 2005 году на Торжокском вагоностроительном заводе, а всего их собрали 13 штучек. 12 ушли работать в Петербург, а один оказался в Нижнем Тагиле, где его до сих пор не изуродовали корпоративной окраской РЖД. Ну а самый первый "Дятел" в 2017 году был списан, после чего отправлен на базу запаса Торжок, где, вероятно, и находится до сих пор.

ДТ1-005 в Луге. Март 2014.
ДТ1-005 в Луге. Март 2014.

Экспериментальная электричка ЭД6-0001 так и не пошла в серию. Её построили в 2000 году, сделали ей новые тележки, красивую окраску, ещё какие-то доработки, но самое главное - это асинхронный тяговый привод, позволяющий отказаться от устаревшего коллекторного двигателя в пользу трёхфазного и от контакторной системы управления в пользу полупроводниковой. Эксперимент оказался неудачным, и вплоть до появления Иволг российская промышленность продолжила массово выпускать поезда с ископаемым тяговым приводом, а на новеньких электричках ЭП2ДМ он применяется и по сей день. Сама же ЭД6 была разделена на две части. Одна отдана Омскому ЖД колледжу, который изуродовал её корпоративной окраской, а вторую половину получил Тайгинский ЖД университет.

-13

Увидели мы и первый экземпляр электровоза Э5К, который также проходил в Щербинке испытания. Локомотив представляет собой укороченную версию "Ермака" и сейчас используется в хозяйственном движении на БАМе, всего их построено 32 штучки. Из них красивую заводскую окраску сохранили ноль штук, а несколько последних машин имеют идентичную кабину с электровозом ЭП1М, так что отличить их можно только по длине кузова и количеству тележек (ЭП1М длиннее и тележек у него три).

-14

А это ЭД4МКМ-0155, построенный в 2006 году, и такой поезд существует в единственном экземпляре. Если, конечно, считать ЭД4МКМ-АЭРО в идентичном кузове за отдельную серию. От ЭД4М его отличает новая физиономия, вклеенные окна, прислонно-сдвижные двери, естественно, окраска, и, наверное, имеются не видные обывателю отличия в электрической схеме.

-15

При жизни поезд работал экспрессом на маршруте Москва - Владимир, в 2014 его даже успели изуродовать корпоративной окраской РЖД, а с 2020 года данный пепелац не эксплуатируется.

Ещё одно красивое, современное на тот момент - это неопознанная ЭД9М в голубой заводской окраске. Вот бы сейчас взять и всем ЭД9М её вернуть! Тогда наша Россия сразу же станет сильно более приятной, ведь ЭД9М есть везде, где на железной дороге используется переменный ток.

-17

Закончив осмотр железнодорожных ништяков, мы вернулись на станцию Щербинка, чтобы поехать в Москву. И вот тут я совершенно случайно с пешеходного моста сделал фотографию "Чебурашки" - электровоза ЧС2-737! Она так и осталась моей единственной фотографией некапиталеннного электровоза ЧС2 из депо Орёл на Курском направлении.

-18

А на сегодня это всё. С вами был Блог ЖД Фотографа. Пишите в комментариях, как вам фотографии, как вам цветовое разнообразие локомотивов и как вам такой формат статей, где вместо длинной простыни я пишу небольшую заметку. Также я буду рад вашим пальцам вверх, которые вместе с комментариями помогут моим статьям пробраться в ленту к новым читателям. И не забудьте прочитать рассказ с кучей фотографий о выставке Экспо-1520 2007 года.

Новинки 2007 года. Как сложилась судьба локомотивов, представленных на первой выставке Экспо 1520.
Блог ЖД фотографа31 августа 2021

До скорого!