Дело было 22 августа далёкого 2007 года, когда мы с другом вместо того, чтобы ехать на детскую железную дорогу в Кратово, решили прогулять смену и отправились в местечко более интересное - на железнодорожный полигон в Подмосковной Щербинке, где и по сей день проводятся испытания новых локомотивов, рождённых отечественной промышленностью, которая, кто бы что ни говорил, всё ещё полностью не уничтожена - во всяком случае, локомотивная отрасль.
В два часа дня я уже был Курском вокзале, с которого тогда пассажирские поезда пачками уезжали в Крым, в Донецкую, Луганскую и другие области Украины, а возили их зелёные ЧС7 вперемешку с остатками "Чебурашек" ЧС2.
Но вместо того, чтобы сразу поехать в Щербинку, я сперва вышел в Царицыно, чтобы встретиться со своим другом. Он ещё не успел туда приехать, так что я немного прогулялся в сторону Москвы и совершенно случкайно щёлкнул ещё один украинский поезд с зелёным ЧС7-277.
Приехав в Щербинку, мы сразу пошли на испытательное кольцо, где немедленно сфотографировали местный ВЛ80Т-829, который использовался, чтобы гонять испытуемые вагоны по кольцу. В тот момент испытания не проводились, а электровоз стоял около административного здания института, именуемого в шутку "Пентагоном".
Неподалёку от Пентагона на кольце стоял первый эксклюзив - электричка ЭД4МКМ-АЭРО-0001, построенная специально для Аэроэкспресса. Представляете, как мы обрадовались, увидев вживую самый-самый первый экземпляр в серии, который работники института даже не успели распечатать после получения с завода?
Всего с 2007 по 2009 год было построено 7 таких поездов, сейчас они катаются на маршруте Москва - аэропорт Домодедово, а раньше ездили и в другие подмосковные аэропорты.
Далее мы прошли внутрь территории. Она была открыта, нас никто не остановил, только уже внутри к нам подошёл охранник, проверил наши удостоверения юных железнодорожников, пожелал соблюдать правила техники безопасности и дал нам спокойно осмотреть другие экспонаты. Кроме него, больше никто нам на территории не попался.
А вот экспонатов была просто уйма! Например, ржавый ВЛ8-1642 1967 года выпуска. В 2012 его привели в порядок и он стал экспонатом динамической экспозиции, несколько раз участвовал в торжественных мероприятиях на испытательном кольце. А в 2022 его вместе с некоторыми другими раритетами отправили в Екатеринбургский музей локомотивов. Надеюсь, что ходовые качества он по дороге не потерял и сможет ещё поездить на будущих железнодорожных фестивалях.
Рядом оказался ТЭП10-205, построенный в 1965 году на Харьковском заводе, который при жизни работал на Горьковской железной дороге в депо Красноуфимск, а в 1993 году оказался в Щербинке, где занимался тем, что стоял и гнил. Его так и не восстановили, а в 2022 году отправили в Екатеринбург вместе с ВЛ8. Может, хоть уральцы смогут его вновь запустить?
Здесь же был найден гнилой ТЭ2-088 1951 года выпуска, который до середины 1990-х работал в хозяйственном движении на Курском направлении, после чего попал сюда. В 2022 его не стали отдавать в Екатеринбург: злые языки говорят, что он слишком сильно сгнил для столь длительного путешествия, и теперь его судьба туманна. Остаётся лишь надеяться на сознательность работников института, которые догадаются, что столь редкий тепловоз, ещё и построенный при жизни Сталина, обязательно должен быть если не восстановлен до ходового состояния, то хотя бы стать памятником на какой-нибудь железнодорожной станции или в локомотивном депо. Желаю!
Голову рижской электрички ЭР22-49 1968 года выпуска зачем-то пригнали в Щербинку из Минеральных вод в конце 1990-х годов, когда тамошнюю железнодорожную сеть переводили с постоянного тока на переменный. Вагон сразу привели в приличное состояние, но к нашему приходу он успел изрядно потрепаться.
В том же 2007 году Щербинка проводила выставку Экспо-1520, к которой электричку покрасили и прикрепили на её физиономию огромный знак Рижского вагоностроительного завода. Это была последняя покраска, и с тех пор вагон, до сих пор остающийся на территории института, всё больше начинает напоминать корабль капитана Салазара из "Пиратов Карибского моря" - тоже выглядит жутко, и при этом ещё способен самостоятельно передвигаться. В 2023 вагон зачем-то катали по кольцу своим ходом.
Осмотрев советский металлолом, уже тогда оставляющий желать лучшего, мы переключились на новинки отечественного машиностроения. Весьма интересной показалась дизельтричка ДТ1-001 - сразу и дизель и электричка. Этот поезд способен часть пути проезжать под контактной сетью и часть - по не электрифицированной линии благодаря установленному в одном из вагонов дизелю. Хорошая штука для Ленинградской области, и по сей день богатой такими маршрутами!
Первый такой поезд, получивший кликуху "Дятел", был построен в 2005 году на Торжокском вагоностроительном заводе, а всего их собрали 13 штучек. 12 ушли работать в Петербург, а один оказался в Нижнем Тагиле, где его до сих пор не изуродовали корпоративной окраской РЖД. Ну а самый первый "Дятел" в 2017 году был списан, после чего отправлен на базу запаса Торжок, где, вероятно, и находится до сих пор.
Экспериментальная электричка ЭД6-0001 так и не пошла в серию. Её построили в 2000 году, сделали ей новые тележки, красивую окраску, ещё какие-то доработки, но самое главное - это асинхронный тяговый привод, позволяющий отказаться от устаревшего коллекторного двигателя в пользу трёхфазного и от контакторной системы управления в пользу полупроводниковой. Эксперимент оказался неудачным, и вплоть до появления Иволг российская промышленность продолжила массово выпускать поезда с ископаемым тяговым приводом, а на новеньких электричках ЭП2ДМ он применяется и по сей день. Сама же ЭД6 была разделена на две части. Одна отдана Омскому ЖД колледжу, который изуродовал её корпоративной окраской, а вторую половину получил Тайгинский ЖД университет.
Увидели мы и первый экземпляр электровоза Э5К, который также проходил в Щербинке испытания. Локомотив представляет собой укороченную версию "Ермака" и сейчас используется в хозяйственном движении на БАМе, всего их построено 32 штучки. Из них красивую заводскую окраску сохранили ноль штук, а несколько последних машин имеют идентичную кабину с электровозом ЭП1М, так что отличить их можно только по длине кузова и количеству тележек (ЭП1М длиннее и тележек у него три).
А это ЭД4МКМ-0155, построенный в 2006 году, и такой поезд существует в единственном экземпляре. Если, конечно, считать ЭД4МКМ-АЭРО в идентичном кузове за отдельную серию. От ЭД4М его отличает новая физиономия, вклеенные окна, прислонно-сдвижные двери, естественно, окраска, и, наверное, имеются не видные обывателю отличия в электрической схеме.
При жизни поезд работал экспрессом на маршруте Москва - Владимир, в 2014 его даже успели изуродовать корпоративной окраской РЖД, а с 2020 года данный пепелац не эксплуатируется.
Ещё одно красивое, современное на тот момент - это неопознанная ЭД9М в голубой заводской окраске. Вот бы сейчас взять и всем ЭД9М её вернуть! Тогда наша Россия сразу же станет сильно более приятной, ведь ЭД9М есть везде, где на железной дороге используется переменный ток.
Закончив осмотр железнодорожных ништяков, мы вернулись на станцию Щербинка, чтобы поехать в Москву. И вот тут я совершенно случайно с пешеходного моста сделал фотографию "Чебурашки" - электровоза ЧС2-737! Она так и осталась моей единственной фотографией некапиталеннного электровоза ЧС2 из депо Орёл на Курском направлении.
А на сегодня это всё. С вами был Блог ЖД Фотографа. Пишите в комментариях, как вам фотографии, как вам цветовое разнообразие локомотивов и как вам такой формат статей, где вместо длинной простыни я пишу небольшую заметку. Также я буду рад вашим пальцам вверх, которые вместе с комментариями помогут моим статьям пробраться в ленту к новым читателям. И не забудьте прочитать рассказ с кучей фотографий о выставке Экспо-1520 2007 года.
До скорого!