В завершение дореволюционной истории горноспасательного дела на Дону, приведем информацию о работе спасательных станций за последние два года существования Российской империи.
Второй год продолжалась Великая война. Несмотря на то, что до 1916 года добыча угля в Донбассе не падала, критические проблемы неуклонно нарастали на протяжении 3-х лет. Прежде всего, падал вывоз топлива по железной дороге, что привело зимой к сложной ситуации на топливных складах. Трудно решаемой проблемой стала нехватка рабочих на предприятиях, стали использовать военнопленных, пытались завозить рабочих из-за рубежа. Нарастал недостаток материалов, необходимых для обеспечения правильного хода работ горных предприятий. На Дону, да и в стране в целом, становилось холодно и голодно.
И, как снежный ком, стали нарастать внутренние политические катаклизмы, классовые противоречия, которые привели к полному краху созданной системы спасательного дела. Обо всем по порядку.
В 1916 году спасательные станции продолжали работу в прежнем режиме. Их деятельность протекала нормально, благодаря запасам, созданным до войны, а также приспособлением мастерских, прежде всего Макеевской спасательной станции, к изготовлению необходимых принадлежностей к спасательным аппаратам. Кроме этого было принято решение о создании нового учреждения – завода по изготовлению спасательного аппарата Дрегера при Макеевской спасательной станции. К уже приобретенным простым станкам, предложено докупить пресса, вальцовки и другие машины и начать переоборудование мастерских для производства главнейших частей аппарата.
Кислородный завод работал не только для нужд спасательных станций, но и для Лазарета Совета Съезда, а также для надобности заводов, работающих на государственную оборону. Завод работал в три смены, и часто останавливался из-за отсутствия запасных частей вынужденного ремонта.
Все остальные учреждения Макеевской станции (лаборатории, испытательные штольни, школы и т.д.) работали штатно.
Продолжалось строительство и оборудование Боково-Хрустальской станции при поселке Криндачевка, под руководством Радулова Федора Васильевича. Построены здания станции, конюшни, дымного штрека, кухни и сараев. Оставалось построить дом для заведующего и два дома для служащих и благоустройство уже построенных зданий.
Работа Грушевской спасательной станции шла обычным чередом. Новый заведующий горный инженер Юферов Александр Ионович, помимо станции принял заведывание вечерними курсами имени Авдакова при школе РОПиТ, которые работали уже два года. Советом был утвержден С.Г.Огуз в качества нового преподавателя. В этом году всех слушателей было 135 человек обоего пола, разделенных на два отделения. 26-28 мая под председательством Юферова состоялись выпускные экзамены одного из отделений. Из 75 человек сдать экзамены изъявили желание 25 человек (20 женщин и 5 мужчин). Которые успешно с ними справились и получили соответствующие удостоверения.
Летом 1916 года была открыта Криворогская спасательная станция, 5-я по счету центральная станция Совета Съезда и 2-я в Екатеринославской губернии.
Как и ранее, Советом оказывалась помощь групповым спасательным станциям, путем бесплатного отпуска необходимого количества кислорода. Напомним, что групповых станций было 4: Мариупольская на Вознесенском руднике наследников П.И.Карпова, Орлово-Еленевская на руднике Криворогского Общества, Берестовская на Берестово-Богодуховском руднике Голубовского Товарищества и Щербиновская на Нелеповском руднике.
В техническом отделе Совета Съезда велась работа по проекту новой Инструкции для деятельности спасательных станций, но видимо, эта работа так и не была завершена по причине прекращения деятельности Совета.
В 1916 году произошли кадровые изменения на Макеевской, а также Голубовской спасательных станциях. В июне 1916 года подал в отставку Дмитрий Гаврилович Левицкий с формулировкой – «по возрасту». 23 июня состоялось заседание технической комиссии Совета, на котором решился вопрос о приглашении Николая Николаевича Черницына на должность заведующего, ввиду ухода Д.Г.Левицкого. К осени он был допущен к исполнению обязанностей заведующего школой горных десятников и вечерней школы для рабочих. Биографии горных инженеров Левицкого и Черницына будет представлена в следующих статьях.
Помощником заведующего Макеевской станцией назначен Советом Съезда Лонгин Андреевич Холостов, рудничный инженер, выпускник Екатеринославского высшего горного училища 1909 года. До назначения помощником заведующего работал инженером в Техническом Отделе Совета Съезда, занимался вопросом динамитных складов, был постоянным членом пылевой Комиссии.
На Голубовской спасательной станции также произошли кадровые изменения и трагические события. Из отчета Совета на XLI-ом Съезде известно о следующих выездах указанной станции на аварии и происшествия:
- оказание помощи задохнувшемуся в шахте №6 Голубовского рудника рабочему;
- извлечение задохнувшегося в шахте Ирминского рудника мальчика;
- тушение пожара на Борисово-Валентиновском руднике Д.И.Бернштейна;
- 2 выезда на Максимовский рудник для тушения пожара.
При этом на станции произошло два трагических случая, о которых известно из отчета заседаний технической комиссии под председательством горного инженер Совета Съезда И.А.Крживицкого. 14 марта 1916 года обсуждалась смерть инструктора станции при тушении пожара, и 18 апреля обсуждался несчастный случай с инструктором станции. В книге памяти погибших шахтеров Донбасса упоминается спасатель Голубовской спасательной станции (Снесарев Иван Евстигнеевич) который погиб при ликвидации аварии на Борисово-Валентиновском руднике 26 марта 1916 года. Из этой противоречивой информации непонятно, об одном человеке идет речь или двух разных. Разрешить противоречия и конкретизировать представленную информацию, предлагаем местным любителям истории.
Возможно, эти случаи (или случай) послужили причиной замены Заведующего Голубовской спасательной станцией. Вместо горного инженера Алексея Ефимовича Косенкова был приглашен штейгер Болеслав Фридрихович Гриндлер. После окончания штейгерской школы С.С.Полякова, он служил горным надсмотрщиком в Юго-Восточном Горном Управлении, активно участвовал в развитии спасательного дела на рудниках. Был членом общества штейгеров, печатался в журналах с различными статьями. Им была написана простым языком, доступным для рабочих, брошюра: «Что нужно знать всем работающим в респираторах». Биография Гриндлера интересна, он сыграл большую роль в становлении советской школы горноспасательного дела, но, к сожалению, жизнь его закончилась трагически. Она достойна отдельного повествования и его биографию планируется опубликовать в статьях о следующем (советском) периоде истории горноспасательного дела, и уже не только на Дону.
В отчетный год (1915/1916) спасательные станции Дона совершили выезда на следующие аварии и происшествия,:
- тушение пожара на шахте №7 рудника «Ветка» Новороссийского Общества и извлечение трупа погибшего рабочего. На памятнике погибшим горноспасателям в Макеевке приведены фамилии двух членов спасательной артели Новороссийского Общества (Азаренко Алексея Моисеевича и Комягина Егора Фроловича), которые погибли 18 января 1916 года при спасении рабочих застигнутых пожаром. Вероятно, всё случилось при указанной выше аварии;
- обследование заполненных газами выработок при внезапном выбросе гремучего газа из кровли выработок лавы №7 на шахте «Иван» Русского Горного и Металлургического Униона Авария произошла 1 февраля 1916 года. Не успели покинуть рабочие места 10 рабочих. 6 рабочих погибли от удушения, фамилии их известны и приведены в газете «Приазовский край». 4 человека были извлечены в обморочном состоянии и остались живы. Взрыв не произошел, благодаря своевременно принятым мерам;
- извлечение и приведение в чувство 2-х пострадавших при пожаре на шахте «София» Русского Горного и Металлургического Униона. В апреле, на шахте София-Вертикальная РДО, вследствие повреждения кабеля возник пожар, который быстро распространился по сухой крепи на 3-ю южную и северную продольные. От угарного газа задохнулись 10 лошадей в конюшне около 5-ой южной продольной. В шахте находилось 800 человек, которые своевременно покинули шахту, кроме двух военнопленных австрийцев, которые потеряли сознание от отравления. Команда прибывших спасателей прошли по дыму вдоль 5-ой продольной, нашла пострадавших и вынесла их на свежий воздух. При помощи оживляющих аппаратов угоревших привели в чувство, и отравили в больницу. В тот же день пожар был потушен;
- тушение пожара на руднике Дронова в Чистяковском районе;
- обследование подземных выработок на шахте «Центральная» Новороссийского общества, заполненного продуктами горении от пожара в надшахтном здании;
- тушение пожара на Петропавловском руднике Донецко-Грушевского акционерного общества;
С такими итогами и результатами подходило спасательное дело на Дону к последнему году плановой и системной работы. По большому счёту, встал вопрос существования системы спасательного дела, созданной в Российской империи.