Найти в Дзене

Семнадцатилетняя выпускница и будущий император

В марте 1890 года в зале Императорского балетного училища царила торжественная атмосфера. На выпускном спектакле присутствовала вся императорская семья. Семнадцатилетняя Матильда Кшесинская, дочь польских артистов балета, завершала свое обучение. Среди августейших зрителей сидел застенчивый двадцатидвухлетний наследник престола Николай он скучал на очередном официальном мероприятии, даже не

В марте 1890 года в зале Императорского балетного училища царила торжественная атмосфера. На выпускном спектакле присутствовала вся императорская семья. Семнадцатилетняя Матильда Кшесинская, дочь польских артистов балета, завершала свое обучение. Среди августейших зрителей сидел застенчивый двадцатидвухлетний наследник престола Николай он скучал на очередном официальном мероприятии, даже не подозревая, что через несколько часов судьба устроит ему ловушку.

После спектакля, за праздничным ужином, Александр III совершил поступок, последствия которого никто не мог предвидеть. Грозный царь усадил юную выпускницу между собой и сыном, а затем произнес фразу, которая звучала одновременно как шутка и как искушение: «Смотрите только не флиртуйте слишком!»

Что это было? Отцовское озорство? Желание развлечь замкнутого сына? А может, хитрый расчет — дать наследнику возможность «нагуляться» перед предстоящим династическим браком? История не дает однозначного ответа, но результат превзошел все ожидания.

Николай в тот вечер не обратил на балерину особого внимания. А вот Матильда... Голубоглазый цесаревич с его аристократической застенчивостью и печальным взглядом запал ей в душу так глубоко, что она начала действовать. И действовала методично, как настоящая охотница.

Кшесинская не стала ждать милостей от судьбы. Она узнала маршруты прогулок наследника и начала «случайно» попадаться ему на пути. Раз, другой... Николай, воспитанный в строгих правилах приличия, не мог пройти мимо знакомой дамы, не поздоровавшись. Завязывались разговоры. Возникала привычка.

Лето 1890 года. Красное село. Театральный сезон в разгаре. 17 июля наследник оставляет в дневнике запись, которая меняет всё: «Кшесинская 2-я мне, положительно, очень нравится». Ловушка захлопнулась.

Через две недели, 30 июля, он уже признается: «Разговаривал с маленькой Кшесинской через окно». Эта деталь через окно удивительно трогательна. Два молодых человека, разделенных не только стеной театра, но и пропастью социального положения, тянутся друг к другу с наивностью подростков.

Но есть одна проблема. Точнее, одна женщина. Аликс Гессенская немецкая принцесса с серьезными серыми глазами и характером, который современники называли «трудным». Николай любил ее уже четвертый год. Любил той настоящей, глубокой любовью, которая не проходит от расстояния и времени.

Парадокс ситуации был в том, что Николай не скрывал этого от Матильды. Более того, 1 апреля 1892 года он делает в дневнике поразительное признание: «Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместимы в душе».

Он любит Аликс и мечтает жениться на ней. И одновременно «страстно полюбил (платонически)» Матильду. Какая честность! Какая наивность! Он даже добавляет слово «платонически», словно это может изменить суть происходящего.

События разворачивались как в драме. Зима 1892-1893 года. Николай и Аликс встречаются, и принцесса отказывает ему в замужестве. Официальная причина нежелание менять религию. Но современные исследователи видят другое: Аликс знала о гемофилии в своей семье. Она боялась обречь будущего сына на страшную болезнь. Этот страх оказался пророческим.

Николай подавлен отказом. И именно в этот момент, 8 января 1893 года, между ним и Матильдой происходит «серьезный разговор» о «более близком знакомстве». Балерина настаивает на том, чтобы их отношения вышли на новый уровень. Цесаревич не отказывается.

Что случилось 25 января 1893 года, история умалчивает. Но запись в дневнике Николая говорит сама за себя: «Вечером полетел к моей М. К. и провел самый лучший с нею вечер до сих пор. Находясь под впечатлением её перо трясется в руках!»

-2

Перо трясется в руках. Двадцатипятилетний наследник огромной империи, прошедший военную подготовку, участвовавший в манёврах, совершивший кругосветное путешествие и у него дрожат руки от охвативших его чувств.

С этого момента начинается самый яркий период их романа. Встречи становятся регулярными, почти ежедневными. Николай приезжает к «Малечке» (так он называл Матильду), остается у нее ночевать. Весь Петербург знает об их связи и обсуждает ее в салонах.

Для молодой балерины это был триумф. Она дочь простых артистов, пусть и талантливых стала любовницей будущего императора. Ее имя произносили шепотом в высшем свете. К ней относились с опаской и завистью.

Но Матильда не учла одного. Николай был слишком молод, слишком увлекающийся и слишком влюбленный в другую женщину. Уже к концу 1893 года его чувства начали остывать. Частые отъезды и командировки не давали их отношениям укорениться глубже.

Весна 1894 года поставила финальную точку. Аликс изменила решение она согласилась на брак. Религия, страхи, сомнения всё отступило перед силой чувства. В апреле состоялась помолвка.

-3

Для Матильды роман закончился. Но жизнь продолжалась. Блестящая карьера прима-балерины Мариинского театра, особняк на Кронверкском проспекте (подарок от Николая), романы с великими князьями, сын, рожденный в 1902 году, эмиграция после революции, долгая жизнь в Париже...

Она дожила до 99 лет и умерла в 1971 году, пережив всех участников той давней истории. До конца жизни она хранила письма цесаревича и воспоминания о том времени, когда была «Малечкой» будущего императора.

А Николай женился на своей Аликс в ноябре 1894 года. Их брак стал историей настоящей любви глубокой, трагической, прошедшей через революцию и смерть.