Найти в Дзене
Системы безопасности

ОТиПБ: реальные истории из практики лектора

Как заставить аудиторию отложить телефоны и начать слушать по-настоящему? Ответ прост: рассказывать реальные истории. В этой статье эксперт делится своим главным секретом эффективного обучения охране труда, подкрепляя его рядом ярких случаев из собственной практики. Здесь вы не найдете сухих ссылок на законы, но узнаете, как открытый люк, пустой ящик с песком или укус комара могут обернуться серьезными последствиями. Каждая история не просто забавный или поучительный эпизод, а готовый инструмент для изменения сознания сотрудников. Андрей Лаптев Член Координационного совета негосударственной сферы безопасности РФ, руководитель Совета по формированию культуры безопасного поведения Эта история произошла в охранном предприятии Москвы сразу после вступления в силу печально известного закона 421-ФЗ1. Того самого, который многократно увеличил штрафы за нарушения в сфере охраны труда. Сначала в организацию пришла комиссия, проверяющая соблюдение квоты на трудоустройство инвалидов. Комиссия ук
Оглавление

Как заставить аудиторию отложить телефоны и начать слушать по-настоящему? Ответ прост: рассказывать реальные истории. В этой статье эксперт делится своим главным секретом эффективного обучения охране труда, подкрепляя его рядом ярких случаев из собственной практики. Здесь вы не найдете сухих ссылок на законы, но узнаете, как открытый люк, пустой ящик с песком или укус комара могут обернуться серьезными последствиями. Каждая история не просто забавный или поучительный эпизод, а готовый инструмент для изменения сознания сотрудников.

Андрей Лаптев
Член Координационного совета негосударственной сферы безопасности РФ, руководитель Совета по формированию культуры безопасного поведения

Эта история произошла в охранном предприятии Москвы сразу после вступления в силу печально известного закона 421-ФЗ1. Того самого, который многократно увеличил штрафы за нарушения в сфере охраны труда. Сначала в организацию пришла комиссия, проверяющая соблюдение квоты на трудоустройство инвалидов. Комиссия указала, что при численности работников 200 человек (а именно такая была в ЧОПе) четыре рабочих места должно быть отдано инвалидам.

– У нас же охранная деятельность, – сказало руководство, – какие тут инвалиды?

– Тогда делайте отчисления в фонд поддержки маломобильных граждан, – ответила комиссия и дала месяц на устранение нарушения.

В итоге фирма нашла четырех инвалидов и оформила их на ставку. Конечно же, им было разрешено не ходить на работу и оставаться дома.  Назначать их охранниками побоялись и предпочли должность водителя, тем более что у одного даже права были. Комиссия нанесла повторный визит, сняла свои претензии и попрощалась.

Как известно, две бомбы в одну воронку не падают, но две проверки подряд случаются. Не прошло и недели, как пришел еще один инспектор, теперь уже трудовой. И, как назло, он оказался очень дотошным. Пролистал 20 страниц штатного расписания, увидел на каждой по 20 охранников, не прекратил старания и перешел на следующую. А там четыре строчки: водитель, водитель, водитель, водитель! Последовал диалог с администрацией:

– Ага, водители. Они прошли медосмотр?

– Ой! Нет.

– А СИЗы им выдавались?

– Тоже нет.

– А обучение, положенное рабочим профессиям? Снова нет? Выписываю вам штраф по каждому пункту и умножаю на четыре.

С этими словами инспектор удалился. Позже суд подтвердил его правоту.

Именно эту историю рассказываю каждый раз, когда провожу обучение по охране труда и аудитория спрашивает: "Зачем нам это нужно?". Она (история) работает лучше любых ссылок на законодательство. Все вопросы тут же отпадают, слушатели берутся за блокноты и начинают записывать. А у меня с самого первого раза сложилось правило: хочешь, чтобы слушали, хочешь, чтобы запомнили, – перемежай рассказ реальными историями. Иначе всю лекцию будут смотреть в окно. Или в телефоны.

Ключевое слово здесь – реальные. Слушатели каким-то удивительным образом отличают их от придуманных, даже если придумывал профессиональный писатель. За долгие годы работы у меня их накопилось множество, делюсь некоторыми.

Обязательно сделаем

Читал лекцию по пожарной безопасности в вахтовом поселке, расположенном в великолепном сосновом лесу. Лекция понравилась, и меня попросили проверить состояние территории. Учитывая накопленный опыт, сразу же направился к ящику с песком. Он оказался пуст. Обратился к сопровождающим:

– Посмотрите на эти сосны. Они так и светятся смолой. Произойдет возгорание, чем тушить будете?

– Виноваты. К следующему вашему приезду обязательно сделаем!

После этой фразы вся аудитория дружно улыбается. И, предположу, начинает понимать, что полный ящик, как и прочие обязательные требования, должны быть в порядке не к приезду инспектора, а постоянно.

Не моя зона ответственности

В километре от аэропорта Шереметьево-1 есть довольно обширная промзона. Довелось работать с одним из расположенных там предприятий. У них в аренде два здания: в одном офис, в другом производство. Работники постоянно ходят туда и обратно, и кратчайший маршрут проходит в паре шагов от вечно открытого люка (рис. 1). Сделать случайный шаг в сторону и провалиться можно элементарно.

Рис. 1. Открытый люк в зоне массового движения людей
Рис. 1. Открытый люк в зоне массового движения людей

При всем этом на фирме очень толковый специалист по охране труда. Все приказы, инструкции и прочие документы у него в полном порядке. Но вместе с тем – такое безобразие.

Попытался обратить его внимание:

– Тимур, если до сих пор никто не пострадал – твое счастье. Но это может произойти в любой день.

Реакция грамотного и добросовестного человека меня просто убила. Он гордо выпятил грудь и, медленно выговаривая каждое слово, произнес:

– Это не моя зона ответственности!

Да, в аренде у них только здания, а за территорию отвечает хозяин. Немного поспорили, но все без толку. Но! Прошло два месяца, приехал снова – люк закрыт. И для страховки огорожен барьерами с хорошо видимыми красными флажками. У меня аж дыхание перехватило:

– Тимур, неужели кто-то упал?

– Тьфу-тьфу, нет. Но у соседа за забором загорелась бытовка. Обошлось без пожарных, взяли огнетушитель и потушили. Но до меня дошло, что несчастные случаи все же иногда происходят.

Здесь, как и в большинстве случаев, не надо ничего комментировать. Правильные выводы делаются сами собой.

Укус насекомого

На лекции в районной поликлинике подмосковного поселка Вороново упомянул, что укус насекомого считается несчастным случаем, связанным с работой. И мне рассказали, что прошлым летом в окно залетела оса и укусила медсестру. А у той началась аллергическая реакция с отеком легких. Врачи подчеркнули:

– Ее спасло только то, что кругом опытные специалисты и препараты под боком. Иначе несколько минут, и она задохнулась бы.

Этот случай с тех пор упоминаю постоянно. И по лицам видно – запоминается. Потому что, как уже говорил, основан на реальных событиях. И он в моем арсенале не единственный, связанный с насекомыми. Еще один имел место в Новосибирске.

Шел по улице, увидел на витрине киоска местную газету. А там на первой странице крупный заголовок: "Укус комара признан несчастным случаем на рабочем месте".

Единственный раз в жизни полез без очереди (а она была, три человека), всех подвинул, извинился, но газету добыл. Оказалось, все серьезно. Комар был малярийный, работник-строитель долго лечился и после этого не смог выполнять тяжелую работу. Потерял в заработке. Пошел за компенсацией в ФСС, ему отказали, но последующий суд принял его сторону. Потому что таково требование Трудового кодекса.

В середине рассказа меня иногда перебивают: "И что, мы теперь должны сетку над стройкой натягивать?" Объясняю, что если случай связан с работой, это еще не означает вины работодателя. Это важно в первую очередь для работника, так как влияет на размер компенсации, что и имело место в данном примере.

Включайте голову!

Короткая реплика от главного инженера пятизвездочного отеля вблизи Арбата звучала так: "Моя бы воля, я бы отменил все инструкции и оставил бы только одну, универсальную, на все случаи жизни: "Включайте голову!" С тех пор эта фраза украшает все мои выступления. Предлагаю составить инструкцию из двух слов, цитирую гостиничного инженера и перехожу к разбору конкретных ситуаций. Таких, как на рис. 2.

Рис. 2. Неправильное расположение груза
Рис. 2. Неправильное расположение груза

На лекции нарушение – отсутствие доступа к рубильнику видят сразу. Во время работы не всегда, голова занята другим. Но после занятия это "не всегда" снижается до минимума.

Эффект края

Практически у каждого из нас есть однофамильцы. А еще они бывают у научных законов. В том числе у эффекта края. Известны два закона с этим названием. Один гласит, что при чтении большого текста лучше всего запоминается начало, на втором месте конец, а все остальное быстро забывается. Второй закон-однофамилец имеет прямое отношение к охране труда. Он утверждает, что событие с малой вероятностью человек считает невозможным совсем, то есть округляет вероятность до нуля. В том числе если речь идет о несчастном случае.

Рис. 3. Препятствие на пути движения
Рис. 3. Препятствие на пути движения

Посмотрим на рис. 3. По следам на снегу хорошо видно, где проезжают машины и где проходят люди. Опасную ситуацию создают два поддона на переднем плане: объезжая их, водитель может заехать в зону движения пешеходов и совершить наезд. Вероятность такого события действительно мала, но не равна нулю. Поэтому поддоны лучше убрать.

Много подобных примеров показывал на лекциях. И чувствовал – не убеждают. Для мозга закон понятен, но до сердца не доходит. Нужен был убедительный пример маловероятного события, все же случившегося и имевшего большие последствия. И подарил мне его футбол. После одной лекции подошел слушатель: "Мне из-за вашего эффекта края чуть машину не сломали". И рассказал историю, ставшую для меня находкой. С тех пор иллюстрирую эффект края именно так.

Дело было в 2018 г. В России проходил чемпионат мира. Сборная Германии, считавшаяся фаворитом, первый матч проиграла, второй еле выиграла, и впервые в истории ей грозил невыход из группы. В последнем матче надо было обязательно побеждать Корею, иначе – национальный позор. В победе были уверены все, в мощи немецкой машины никто не сомневался. Ставка на победу была всего лишь 1,02.

Сосед моего рассказчика работал на какой-то фирме менеджером по закупкам. В день матча он получил на руки 4 млн руб. и должен был на следующий день приобрести на эту сумму товар и привезти его на работу. Будучи уверенным в победе немцев, он отнес их букмекерам в расчете наварить 80 тыс. руб. – как раз свою месячную зарплату. Но немцы проиграли, и неудавшийся игрок выскочил во двор и в ярости стал крушить все автомобили. "Ауди" рассказчика была следующей на очереди, когда разрушителя остановили.

Слепое пятно

Эффект замыленности хорошо известен всем, кто связан с охраной труда. Если человек каждый день видит одну и ту же опасную ситуацию, он вскоре перестает ее замечать. Она перемещается в слепую зону, и мозг перестает на нее реагировать. В итоге – несчастный случай.

Рис. 4. Провода на полу "невидимы" для постоянных сотрудников
Рис. 4. Провода на полу "невидимы" для постоянных сотрудников

И снова пример из практики убеждает лучше развернутой теории. На рис. 4 – стол главного бухгалтера крупного автосервиса на западе Москвы. К нему ежедневно подходят от 15 и более человек, и все встают ногами на провод. Несчастный случай буквально висит в воздухе, но этого никто не замечает – слепое пятно! Понадобился визит человека с незамыленным взглядом (в данном случае – меня), чтобы исправить ситуацию.

Нарушения порождают друг друга

Когда чувствую, что аудитория утомилась и внимание к лекции ослабевает, на помощь приходит вопрос-выручалочка: может ли брошенный фантик стать причиной несчастного случая? Все сразу включаются и начинают фантазировать: поскользнуться, споткнуться, нагнуться, чтобы убрать, и потерять равновесие и т.д. Версии неправдоподобные, но и правильный ответ неочевиден. Смысл вопроса – показать, что любое нарушение, даже такое мелкое, как неубранный фантик на полу, порождает в подсознании логическую цепочку: другие нарушают, значит, и мне можно. Конец этой цепочки один и тот же: несчастный случай.

Рис. 5. Пустой стенд хуже, чем отсутствие стенда
Рис. 5. Пустой стенд хуже, чем отсутствие стенда

На рис. 5 – пустой стенд. Оформить его до конца руки у хозяев не дошли. При этом руководство понимает, что травм при таком стенде меньше не станет, а вот то, что их будет больше, потребовалось разъяснить. В качестве благодарности мне разрешили сделать фото, теперь использую его как пример.

Огнетушители-провокаторы

На лекциях по пожарной безопасности советую демонтировать все таблички "Запасной выход", если схема эвакуации изменена и выход заперт. И еще – убрать с глаз долой все неработающие огнетушители. Когда начнется пожар, человек не будет рассматривать все находящиеся в поле зрения огнетушители, он бросится к первому попавшемуся. И если это будет такой огнетушитель, как на рис. 6, то понадобится минимум 30 сек., чтобы понять, что нужен другой. А 30 сек. на пожаре – это очень-очень много, любой пожарный подтвердит.

Рис. 6. Бесполезный огнетушитель
Рис. 6. Бесполезный огнетушитель
Рис. 7. Иллюстрация к нарушению
Рис. 7. Иллюстрация к нарушению

В заключение повторю главную мысль: маленький пример из практики лучше большой теории. Это путеводная звезда любого преподавателя. И предлагаю упражнение для самостоятельного анализа. В каких лекциях можно использовать фото, приведенное на рис. 7?

1 Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"

Иллюстрации предоставлены автором.

Оригинал публикации >>

Иллюстрация к статье сгенерирована @gigachat_bot

Следите за новыми материалами на наших ресурсах:

ТелеграмДзенВКонтакте