В статье представлены материалы для проведения внеклассного мероприятия, которое может быть ориентировано на учащихся старших классах, готовящихся к сдаче экзамена по литературе.
1. Информация о святочном рассказе
Задание: доказать, что тот или иной рассказ можно отнести к жанру святочного рассказа.
Святочный рассказ – жанр, действия рассказов приурочены к периоду Святок – от Рождества до Крещения.
Основателем жанра святочного (рождественского, новогоднего, крещенского) рассказа был Чарльз Диккенс, чья знаменитая «Рождественская песнь» была опубликована в 1843 году. Однако еще в 1826 году первый энциклопедический российский журнал «Московский телеграф» опубликовал в декабрьском выпуске несколько святочных рассказов, с которых и началось зарождение нового жанра в отечественной литературе.
Первая разновидность.
Рассказы похожи на сказки. Завязка – герой повел себя неосторожно, последствия поступка он должен осознать в полной мере. Из подобных рассказов можно узнать, как праздновали Святки в разных уголках страны. Авторы старались не только рассказать занимательную историю, но и передать характеры персонажей, обрисовать мотивацию их поступков. Авторы старались реалистично объяснить все сверхъественное.
Пример - Гоголь «Ночь перед Рождеством».
Вторая разновидность
В центре – рождественское чудо, которое помогает герою в безнадежном положении.
Пример – А. Куприн «Чудесный доктор»
Третья разновидность
На первое место писатель выдвигает духовно-нравственные проблемы, темы потерянности и бескрайнего одиночества, которые перемежаются с мечтами об уюте семейного очага, идеями добра и сострадания.
Примеры: Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на елке», Андреев «Ангелочек»
2. И.Шмелев «Лето Господне» как роман о традициях празднования Рождества
Одно из значимых произведений русской литературы – роман «Лето Госполне» Ивана Шмелева. Это автобиографический роман, показывающий патриархальный купеческий быт. Все главы — это отдельные очерки православных праздников. В них раскрываются обряды проведения, христианские заповеди, порядок празднования. Одна из глав – «Рождество». Написанная от лица ребенка, она показывает чистый, светлый мир. В тексте мы встретим такие слова: «Богато жили… Морозная Россия, а… тепло!.. На душе тепло от счастья».
Давайте вместе с Ваней увидим многообразие мира.
· Какие традиции и обряды описывает Шмелев? Какие использует при этом художественные средства?
· Как люди относятся друг к другу? Обрати внимание на художественные средства.
· Перечитайте последний абзац.
«Вот уже и проходит день. Вот уж и елка горит — и догорает. В черные окна блестит мороз. Я дремлю. Где-то гармоника играет, топотанье… — должно быть, в кухне.
В детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на замерзших окнах. За ними — звезды. Светит большая звезда над Барминихивым садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года»
Какие символы можно выделить и как их объяснить?
(Детская – символ семьи. Лампадка, печка, окно – символ дома.
Звезда святая – традиции, память о традициях.)
3. Русская поэзия и тема Рождества. Викторина.
А. Кто автор этих строк?
Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря, не водопады,
Не взоров женских чистота.
Одна есть в мире красота –
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа. (Бальмонт)
Б. Кому принадлежит это стихотворение?
Так легко, как снежный пух,
Рождества крылатый дух
Озаряет небеса,
Сводит праздник на леса,
Чтоб от неба и земли
Светы встретиться могли,
Чтоб меж небом и землей
Загорелся луч иной,
Чтоб от света малых свеч
Длинный луч, как острый меч,
Сердце светом пронизал,
Путь неложный указал. (Блок «Сочельник в лесу»)
В. Это стихотворение, написанное в 1947 году, стало неким откровением, подарило читателям веру в светлое начало, потому что создано было в тот момент, когда православие практически было под запретом. Образ Христа – смелый образ для поэзии тех лет. О каком стихотворении идет речь? Кто автор?
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола. (Пастернак «Рождественская звезда»)
Г. Какое явление отражено в стихотворении Аполлона Коринфского?
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…
Кое-где огни по окнам,
Словно звездочки, горят;
На огонь бежит сугробом
«Со звездой» толпа ребят…
Под оконцами стучатся,
«Рождество Твое» поют.
Д. О ком говорится в стихотворении Максимилиана Волошина?
Тайна тайн непостижимая,
Глубь глубин необозримая,
Высота невосходимая,
Радость радости земной,
Торжество непобедимое,
Ангельски дориносимая
Над родимою землей
Купина неопалимая.
Херувимов всех честнейшая,
Без сравнения славнейшая,
Огнезрачных серафим,
Очистилище чистейшее –
Госпожа Всенепорочная,
Без истленья Бога родшая,
Незакатная звезда.(Волошин «Хвала Богоматери»)
Е. Какое стихотворение русской классике можно сопоставить со стихотворением С. Есенина?
О Матерь Божья,
Спади звездой
На бездорожье,
В овраг глухой.
Пролей, как масло,
Власа луны
В мужичьи ясли
Моей страны.
Срок ночи долог.
В них спит Твой Сын.
Спусти, как полог,
Зарю на синь.
Окинь улыбкой
Мирскую весь
И солнце зыбкой
К кустам привесь.
И да взыграет
В ней, славя день,
Земного рая
Святой Младень.