18 декабря 2025 года в 14:00 в лекционном здании Областной библиотеки имени Ф. И. Тютчева состоялся концерт, посвященный Людвигу Бетховену.
Лекционный зал находится на третьем этаже после коридора на втором этаже после зала периодической литературы.
Курсанты МВД
Зрителей большинство было курсантов МВД, будущих полицейских. Глядя на них вспоминался фильм Афоня, где юные учащиеся ПТУ пришли на практику к Афоне и другим сантехникам. Совсем юные, только начинающие жить. Было интересно на них смотреть. А ведь за ними будущее. Главное, чтобы меньше или вообще не брали взяток и уважали людей. Но вернемся к концерту.
Всё происходило очень для меня лично забавно. Походило всё действо на то, что описывалось в книге про Алису в зазеркалье, где было заседание королевы, которая рубила с плеч или с плеча. Да какая разница. Аналогия была такой же.
Зальчик не большой и уютный на человек 100-200. Было пианино или рояль. Сразу обрадовался, будет живая музыка.
Когда пришел в зал сидела девушка. Как позднее позднее выяснилось Романенко. И несколько старушек. Я сел в третьем ряду. Потом пришли курсанты и сели на всех рядах сзади меня. Как обычно много друг с другом. Это было шумно и я решил пересесть к старушкам. С ними все таки тише)
Курсантов и курсанток стало еще больше и они заняли всю левую часть зала. Весь левый ряд стульев. Как потом оказалось и правая часть была забита людьми. Я уже сидел на втором ряду и с удовольствием ждал начала концерта.
Начали прибывать люди. В том числе одна в обтягивающем платье с приятной фигурой. Но с лицом не совсем ухоженным или не совсем молодым. Но привлекательным для любителя.
Пришли еще несколько женщин. Одна подошла к сцене и выключила свет над роялем. В последствии свет над роялем включали и выключали несколько раз.
Было вступительное слово от функционера библиотеки. Потом начала вести концерт та, что выключала зачем-то свет. Читала она по "бумажке" с планшета. Читала выразительно. Старалась придать мероприятию некоторую помпезность. Всё было чинно и благородно. Как в старые времена.
Виктория Романенко
После некоторых фраз о Бетховене начался концерт. На сцену вышла Виктория Романенко. Опрятно одетая с приятными туфельками. Включила свет и села за рояль. Видно было очень волнуется. Лицо было сильно красным по началу. Потом освоилась и приятно поиграла.
По началу эта соната не совсем понравилась. Мне кажется пианистка чрезмерно сильно долбила по клавишам. Потом подумал, что рояль не настроен. Очень резкими были звуки. Но впоследствии соната "нормализовалась" и пришла в приятный ритм. Запомнилось как умело Романенко оперирует руками, особенно правой, когда надо было что-то нажать правой рукой на левой стороне клавиатуры.
Владимир Дубинин
После некоторых слов ведущей на сцену вышел Владимир Дубинин. Как оказалось еще и композитор. Что мне очень понравилось для дела о котором пойдет речь далее.
Дубинин сыграл Лунную Сонату. Эта соната очень подходит для съемок, где кто-то погибает или вполне может быть использована в похоронном марше. Во всяком случае очень много печальных мыслей порождает эта соната.
Светлана Полякова и Виктория Грачева
Далее выступали Светлана Полякова и Виктория Грачева, аккомпанировал им (переворачивал листы пюпитра Владимир Дубинин).
Исполнение этих двух женщин мне понравилось. Музыка была приятной. Я даже представлял как идёт диалог под эту музыку в кадрах документального фильма или кино.
Эту сонатину вполне можно и нужно будет использовать в своей готовящейся работе.
После исполнения этой сонатины началась если можно так сказать неформальная часть концерта. Вёл её и исполнял только Владимир Дубинин.
4 диалога
Он показал две вещи своей сочинения. Одна это сравнительный анализ исполнения произведений Бетховен от имени други маститых композиторов. Это творение Дубинина после анализа стиля композиторства Римского-Корсакова, не помню кого ещё, Чайковского и самого Дубинина.
Было интересно улавливать разнообразие творчества этих мастеров в свете мотивов Бетховена.
30 квартир за 33 года или наоборот
Дубинин попытался добавить юмора и бытовых подробностей в концерт.
Оказывается у Бетховена не было жилья и за все 30 или 33 года жизни в Вене он поменял 30 или 33 места своего проживания. Ему просто не чем было платить арендную плату. Это было своего рода открытием. Во всяком случае для меня. Оказывается Бетховен был бедным. А с виду и с уровня популярности и пиитета перед ним кажется что он был на коне. Ведь не может же быть не имущим человек, который так знаменит.
Но всё так же как и нынче. По настоящему профессиональные композиторы и авторы музык и песен не шибко богаты. Те же кто мало чего стоит действительно в плане открытия чего-то важного в музыке наоборот купаются в роскоши.
Дубинин рассказал интересный анекдот в тему бедности Бетховена. Как-то ночью в дом Бетховена прорвался вор и искал денег. Бетовен проснулся и спрашивает вора: "Что вы ищете?" Вор ответит: "Деньги, конечно." На что Бетховен сказал: "Как вы можете найти ночью в темноте то, что я не могу найти днём при дневном свете."
Беседа грандов
Моцарт Бетховен и Гайдн. Моцарт с Гайдном были друзья. Моцарт успел послушать молодого Бетховена. И вот идея Дубинина это беседа этих трёх грандов в одном из кабаков о том какая должна быть музыка. И в музыкальной форме Дубинин выразил их беседу.
Приглашение к участию в документальном фильме
После концерта, который длился один час. Я поговорил с Дубининым. Пригласил его участвовать в написании музыки для документального фильма, который я планию снять.
Перед тем как рассказать ему свою идея сообщил, что то, что он показал это почти готовый сценарий для фильма. Чему он был приятно удивлен и обрадован. Далее рассказал о своей идее. Он сказал, что дело серьезной. Даже добавил имя Батыя. Это было прикольно.
Тема про четыре диалога почти подходит под мой замысел. Во всяком случае можно использовать как рабочий вариант. Но Владимир заметил, что дело серьезное и надо новое подготовить. И спросил сколько надо произведений. Я ответил пять.
Основной момент, который меня больше всего интересовал это как оплачивать труд композиторов. Потом его отвлекли, а у меня родилась мысль оплачивать так же как труд писателей. То есть аванс и потом гонорар. Аванс фиксированный, а гонорар от того сколько денег соберет фильм от проката. Это важно. Надо, чтобы люди, которые сотрудничают или вносят свой вклад в создание фильма должны быть заинтересованы в его раскрутке как чисто честолюбия славы и прочее так и материально. То есть от того как фильм будет раскручен все создатели-участники должны получать свою долю или роялти. Это очень важно и от этого зависит успех картины.
Да и потом этот фильм можно показывать в кинотеатрах как журнал перед фильмами. Ну а это совсем другие деньги и совсем другая слава. Так что есть над чем подумать и есть чем заняться. Не хотел о фильме тут говорить. Этому вопросу надо посвятить отдельную статью.
Но то, что есть композитор, готовый сотрудничать это уже хорошо.
Обменялись контактами. Думаю, что мы сработаемся.
Подобные концерты приятны. Жалко, что реклама подобных мероприятий не сильно развита.
Относительно зала я вспомнил, что я уже был один раз в нём. На лекции про Индию и Иран. Об этом когда-то писал.