Найти в Дзене
Живой Мир

1927 год - когда Черное море охватил огонь

Эта тревога, словно невидимая волна, передалась и людям. Память о землетрясении 26 июня, случившемся менее трех месяцев назад, была еще свежа. Хотя тогда обошлось без серьезных разрушений, стихия напомнила: природа здесь правит бал. «Отблеск на воде был так ярок, что лошади шарахались в сторону и отказывались подходить к берегу», — вспоминал профессор П. А. Двойченко, очевидец тех событий. А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Оглавление

Еще вечером 11 сентября 1927 года, когда солнце медленно опускалось за горизонт, жители Южного берега Крыма заметили странное поведение животных. Около 20:00 бездомные собаки, жалобно скуля и поджимая хвосты, сбивались в стаи, отказываясь от еды, брошенной сердобольными прохожими. Кошки, с округлившимися от страха глазами и прижатыми ушами, неотступно следовали за людьми или прыгали на руки хозяевам, впиваясь когтями в кожу. Лошади, несмотря на жаркую погоду, игнорировали ведра с водой, бились в панике, вставали на дыбы, пытаясь сбросить сбрую или сорваться с привязи.

Эта тревога, словно невидимая волна, передалась и людям. Память о землетрясении 26 июня, случившемся менее трех месяцев назад, была еще свежа. Хотя тогда обошлось без серьезных разрушений, стихия напомнила: природа здесь правит бал.

Зловещий закат

  • Тем временем на Западном берегу Крыма жители, оставив свои дела, завороженно смотрели на закат. Небо, охваченное багровым заревом, словно пылало, а отблески огня играли на зеркальной глади Карантинной бухты в Севастополе. Оранжевые краски небосвода на западе казались неестественными, почти пугающими.
«Отблеск на воде был так ярок, что лошади шарахались в сторону и отказывались подходить к берегу», — вспоминал профессор П. А. Двойченко, очевидец тех событий.
  • Внезапно зевак разогнал дождь. С заходом солнца разразилась мощная гроза, но, отгремев, она так же быстро стихла, оставив после себя чистое небо и мягкий свет полной луны. Казалось, природа затаила дыхание. Но это было лишь затишье перед бурей.

Полночь тревоги

-2

  • Ровно в полночь тишину разорвал вой собак. Люди, разбуженные этим нервным, почти человеческим плачем, с тревогой выглядывали из окон. Они еще не знали, какая угроза надвигается на Крым, но интуиция подсказывала: грядет нечто страшное.
  • Рыбаки, отправившиеся на ночной лов, уже заметили неладное. Перегнувшись через борта лодок, они с изумлением разглядывали странную зыбь на воде. Только что спокойное Черное море начало пузыриться, дрожать, словно закипая. Даже самые отчаянные из рыбаков, жадные до улова, не стали искушать судьбу и повернули к берегу. Но едва лодки причалили к пирсу в Ялте, как по прибрежной полосе прокатился глухой, мощный рокот. Горы отозвались гулким эхом, а люди, уже разбуженные воем собак, начали выбегать из домов.

Второе крымское землетрясение

  • Так началось второе крымское землетрясение 1927 года. За первые 11 часов побережье сотрясли 27 мощных толчков силой 7–8 баллов. Стихия бушевала несколько дней, разрушив множество домов (в Ялте обрушилось 70% построек) и вызвав горные обвалы. Но самым поразительным и пугающим явлением стало то, что происходило в море.

Огонь над водой

-3
  • Утром 12 сентября по побережью разнеслась пугающая весть: Черное море горит. Очевидцы из разных уголков Крыма рассказывали о гигантских огненных столбах и полосах пламени, видневшихся вдали от берега. Когда панические слухи были отфильтрованы и данные систематизированы, ученые получили ошеломляющую картину. Огонь, охвативший море во время землетрясения, был виден на расстоянии 60–70 км.
  • С мыса Лукулл (сегодня это северная сторона Севастополя) наблюдали вспышки на полосе моря длиной 1,8 км. Высота огненных столбов, согласно документам, достигала 500 метров. Отблески этого зрелища видели даже жители Евпатории, толпившиеся на берегу в смеси страха и любопытства. Свидетельства о «горящем море» поступали из Феодосии и окрестностей, где местные указывали в сторону Анапы. Ученые установили, что в этом районе огненные столбы поднимались в 30 км от побережья. А осенью 1927 года огонь над водой наблюдали еще как минимум дважды.

Тайна огненного моря

-4
  • Почему же море пылало? Ответ кроется в том самом «дрожащем и пузырящемся» море, о котором упоминалось ранее. Землетрясение спровоцировало выход газа на поверхность, который воспламенился при контакте с воздухом. Но какого именно газа?
  • Большинство ученых склоняются к версии о метане. Если это так, то газ поднялся из разломов морского дна, образовавшихся во время толчков. В отечественной науке уже были известны подобные явления: в Каспийском море, у Бакинского архипелага, грязевые вулканы нередко выбрасывали метан, сопровождая это огненными столбами.
  • Другая гипотеза указывает на сероводород, которым Черное море насыщено на глубине ниже 150–200 метров. Однако пламя сероводорода имеет синеватый оттенок, тогда как очевидцы описывали оранжево-красные вспышки. Была и версия о водороде, но она не получила серьезной поддержки.

Паника и отголоски в культуре

  • Землетрясение, сопровождаемое огненными «спецэффектами», вызвало настоящую панику среди жителей Крыма. По побережью от Евпатории до Керчи ходили тревожные слухи, а умы охватило «брожение». Некоторые даже вспоминали строки из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница», написанного за год до этих событий, в 1926 году:
А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Эти строки, словно пророчество, отражали невероятное зрелище, ставшее для крымчан символом неукротимой силы природы.