- Китай слишком велик, чтобы познакомиться за одну поездку. Надо выбирать
- Выбор сделан: Пекин, Шанхай, Хайкоу, Санья
- Аэропорты в Китае огромные. Не просто сориетироваться.
- Зарегистрировав московскую симку на Алипей, не просто перерегистрировать на местную
- Посещение Хутунов в Пекине
- Для секьюрити в китайских аэропортах характерна тщательная проверка.
- Китай стал самодостаточным и сформировался как общество потребления.
- Нас разделяет мировоззренческая пропасть
- Заказываешь одно, но приносят другое
- Старый Хайкоу-место для знакомства с китайским образом жизни
- Захожу в городской Народный парк и попадаю на праздник жизни
- Хитрый человек-хороший человек, не хитрый-так себе
- Подводя итоги
Посетив Китайский приграничный Хуньчунь в начале лета 2025, я только раззадорил интерес к этой далекой и загадочной стране. Поэтому в октябре сего года сел за компьютер и начал составлять логистический план. В помощь мне был aviasales.ru и китайский Trip.com. Планируя двухнедельную поездку, я был охвачен желанием вместить в поездку как можно больше привлекательных мест и примечательных городов. Но рационализм когда-то профессионального гида и реальная оценка возможностей в итоге заставили меня остановиться на четырех городах: Пекине, Шанхае, Хайкоу и Санья. В Пекине привлекал Запретный город и хутуны, в Шанхае: знаменитая набережная реки Хуанпе Вайтань или Бунд, Нанкинская торговая улица и районы города, отстроенные ранее европейцами. И конечно остров Хайнань, на севере с городом Хайкоу и знаменитым городом-курортом Санья на юге острова. Сравнивая авиабилеты на Aviasales.ru и Trip.com, достаточно быстро приобрел билет до Пекина. С дневным перелетом и 2,5 часовой стыковкой в Иркутске обошелся в 19361 рублей. Остальные билеты и резервирование гостиниц были сделаны через Trip.com. Мне пришлось предпочесть скоростному поезду перелет из Пекина в Шанхай, так как билеты на поезд сайт Trip.com начинал продавать за две недели до переезда и при этом не гарантировал наличие эконом билетов. Стоимость при этом в 7-8 тыс. рублей равнялась стоимости перелета на Боинге или Аэробасе. Выделив для Пекина полтора дня, на Шанхай, который называют азиатским Нью-Йорком или китайским Парижем я выделил два дня с половиной.
Больше всего дней досталось Хайкоу, в котором было лето и в то же время не было туристов. За четыре дня мне не встретился ни один европеец. В банке ICBC китайская девушка тщательно подбирала английские слова. И мне приходилось повсеместно использовать яндекс-переводчик со скаченным заранее русско-китайским словарем. Молчание заставило меня заговорить на камеру. Несколько видеороликов я опубликовал в Instagram. Сутки ушли на посещение Санья, где я наконец вошел в море, но так и не искупался. Во-первых- дело шло к вечеру и дул прохладный ветер. А во-вторых место для купания было огорожено метрах в тридцати сетью и купаться пришлось бы в достаточно плотной компании отдыхающих. От поездки в Китай у меня осталось достаточно пестрое впечатление. И для прояснения данного определения мне придется рассказать поподробнее о каждом месте моего путешествия и тех трудностях, которые поджидают Вас в индивидуальном путешествии.
Вылетев из Домодедова 26.11.25 в полдень, около 23 часов по московскому времени и 4 часа утра по-местному, мы приземлились в Пекинском аэропорту Дасин (PKH). Предварительно (дома) заполнив на госпортале КНР электронную карту прибытия, я получил в телефон QR-код, который позволил мне быстрее пройти пограничные процедуры. Но скоростной поезд отправлялся в город только в 6.00 утра. Пришлось ждать. В Китае, практически все вывески на китайском языке. К счастью моя гостиница Comfort Hotel была обозначена большой вывеской с латиницей. В гостинице заселяли с 14.00 часов. Поэтому на ресепшене пришлось попросить устроить пораньше. Ответ молодой китаянки, полученный через офлайн переводчик показался немного странным. Она предлагала номер от которого отказались. Было 8 утра и ждать 6 часов до заселения? Конечно, я согласился. Странный перевод прояснился, когда я зашел в номер. На улице было около 2 градусов тепла, в номере чуть теплее. И при этом настежь открытое окно! Закрыл окно, не снимая свитера, забрался под одеяло и уснул.
На следующий день после полудня, попросил наладить отопление и горячую воду. После тщетных усилий техника, меня переселили в номер более просторный, но главное теплый и с горячей водой. Итак, у меня оставался вечер и полный день. В Пекине огромная сеть метро, но при этом автоматы для продажи снабжены удобными мониторами. Переходите на английский, выбираете вашу станцию, и на экране появляется сумма к оплате. Проезд от 3 юаней. Дороже 5 юаней мне не пришлось заплатить ни разу. Оплата наличными, картой или через QR-код. От Алипей мне пришлось отказаться сразу, так как я зарегистрировал его на московский номер. Но роуминг в МТС слишком дорогой. Поэтому я в последствии приобрел местную симку China mobile. Но перевести на новый номер Алипей мне не удалось. Итак, у меня оставалось два вида оплаты: наличные и карта Union Pay от Россельхозбанка. Скачал приложение китайской платежной системы UnionPay (еще оно называется Yunshanfu) я получил возможность оплачивать транспорт и покупки через QR-код. Этот способ оплаты доминирует в Китае.
Вечер первого дня был посвящён осмотру окрестностей, прогулке по ближайшим улицам, с визитом с аптеку и супермаркет Level 7, где я купил упаковку выпечки к вечернему чаю. Во всех гостиницах, где мне пришлось остановиться (5), присутствовали чайник, чашки и пара бутылочек питьевой воды. В большинстве гостиниц в наличии были одноразовые зубные щетки с пастой, тапочки и что важно качественные комплекты полотенец. В Пекине в номере стояла стиральная машина (но не было стирального порошка). Были и настенные телевизоры, с работой которых мне разобраться не удалось. Впрочем, не жалею. Насколько я понял, показывают исключительно китайские программы.
Утро второго дня началось с осмотра площади Тяньаньмэнь и Запретного города (Гугун). На сайте Гугуна я заказал заранее посещение музея на утро 28 ноября. Поэтому предъявив паспорт, я тут же получил билет. (В Китае паспорт требуется постоянно).
Запретный город- это огромная территория с многочисленными дворцами, павильонами, парками, где обитали китайские императоры с приближенными. Ходить, смотреть можно часами. Есть несколько музеев. Поэтому Гугун я покинул уже далеко после полудня. Поиски хутунов или улиц с характерной для старого Пекина застройкой в окрестностях Запретного города увенчались успехом. Одноэтажные серые дома с небольшими окнами не производят сильного впечатления. Вероятно, в другом районе хутуны приспособили для туристов, добавив торговые лавки, закусочные, рекламную мишуру. И тем не менее прогулка по улицам района Дунчэн была достаточно любопытной. К вечеру посетив район Сичэн, к западу от Запретного горада, я вернулся в гостиницу.
Очень жалею, что не посетил национальный музей Китая. Я проходил мимо него. Но необходимо заказывать посещение заранее. И к тому же музей огромный. И даже для поверхностного осмотра полдня едва ли достаточно.
Последний день пребывания в Пекине посвятил визиту в Парк неба и Храм неба, которые расположены в 15 минутах пешком от гостиницы и прогулке по улицам города. В эту пору в Пекине еще зеленеет листва деревьев, по виду листьев напоминающие наши клены. Но теплокровные растения уже укутаны в теплые чехлы от зимней непогоды.
Самолет в Шанхай вылетал в 16.00 со Столичного аэропорта или Пекин-Шоуду (PEK). От моей станции метро Jingtai с одной пересадкой добрался до Sanyuanqiao, где пересел на скоростной поезд до аэропорта. Поезд сначала идет в терминал 3, и после этого прибыл в нужный мне терминал 2. Китайские аэропорты крупных городов огромны, но толковые указатели на латинице помогают ориентироваться и находить место регистрации. К тому же сотрудники аэропорта часто говорят на английском. Для секьюрити в китайских аэропортах характерна тщательная проверка. К примеру нож для бумаги пропустили в Домодедово, но в Шанхае извлекли, вытащили лезвие, и вернули металлический держатель. И каждый раз, проходя проверку, мне приходилось демонстрировать металлический держатель без лезвия. И конечно, каждый раз проверяли наличие знака ССС на powerbank`е. Два часа полета и самолет приземлился в Шанхайском международном аэропорту Хунцяо (SHA). Сел в метро: зеленая ветка под номером 2. Доехал до станции People`s Square пересел на синию ветку под номером 8 и добрался до станции Lujiabang Road. До моего отеля Shangyun Platinum Hotel пять минут пешком. Вместо названия отеля над входом светилась вывеска банка. Но интуиция помогла мне сразу определить, что отель именно под этой вывеской. Вероятно, банк был здесь, но скорее всего закрыт. Интуиция или подсознание –мой надежный друг и помощник в путешествиях. Сколько раз благодаря интуиции я находил то, что искал. В то же время мое сознание- мой враг. Разница в 5 часов сбила мои биологические часы: я не мог спать ночью, не получалось поспать утром. Моё сознание будоражило тело, не позволяя отдохнуть. Первые дни я спал не более 4-5часов.
Номер отеля маленький, нет даже шкафа и одежду приходиться развешивать на крючки около двери. При этом в номере климат-контроль, и светящийся в темноте унитаз. Окна выходят на улицу, от этого постоянный шум. Впрочем, ни одной ночи в китайских гостиницах я не мог уснуть без берушей. Либо сильный шум с улицы, либо шум бытовых приборов во дворах.
Отправляюсь на вечернюю прогулку до станции метро People`s Square или Народная площадь. Около дюжины выходов из метро. Попадаю в парк, ярко освещенный рекламными экранами и павильоном, где китайцы с азартом делают записи в лотерейных билетах. Парк окружают высотные здания, торговые центры по 8-9 этажей. Здесь начинается Nanjing Road- главная торговая улица Шанхая.
Улица ярко освещена подсветкой зданий и яркими витринами торговых центров. На некоторые фасады зданий, поверх окон и колон, выведены огромные изображения динамичной рекламы. В одном из центров под названием POP MART замечаю скопление народа. Толпа в основном молодых людей у витрин с небольшими фигурками. Китайская молодежь фанатеет от этих маленьких персонажей. Захожу в один из торговых центров. Из центрального пролета видно, что торговые ряды поднимаются верх на 9 этажей. Хожу по первому этажу с парфюмерией. Шанель, Диор, Живанши и так далее по списку. Ищу туалетную воду Фрагонар. И с некоторым удивлением не нахожу. Кругом толпы китайцев. Европейцев практически нет. Китай стал самодостаточным и сформировался как общество потребления. Есть все и при этом нет дешевых товаров.
Следующий день начинается с поиска сим-карты. Из трех ведущих компаний выбираю China Unicom. Нахожу на MAPS.ME адрес отделения и отправляюсь в путь. Через час понимаю, что отделение ликвидировано. Но по пути к метро замечаю торговый центр Louis Vuitton в виде огромного корабля. Следующий пункт сотового оператора находится в другой части города. И опять неудача. Отделение закрыто. Такое впечатление, что китайцы обзавелись симкам и потребность в отделениях отпала. Впрочем, закрытые предприятия, торговые центры, банки в Шанхае явление не редкое. В стране социализма вполне капиталистические законы и разорение, банкротство очевидно не редкость. По пути обедаю пельменями и за обедом решаю, что на сегодня поиски симки прекращены.
Мой путь лежит в Храм городских богов, место, которое называют сердцем Шанхая.
Издали замечаю среди обычной городской застройки характерные очертания загнутых вверх темно-серых крыш и белостенные силуэты зданий с охристо-красными рамами окон и перилами балконов. Начинаются торговые ряды с едой, сладостями, чаем и сувенирами. По пути дегустирую и покупаю черный чай с добавками. Постепенно пробираюсь к центру квартала и заплатив 10 юаней попадаю на территорию Храма городских богов.
В центре зала проходит служба. Служители культа в ярких одеяниях и темно синих шапочках под звон колокольчиков нараспев произносят слова молитвы. Служба проходит у пьедестала, на котором восседает фигура в два человеческих роста одного из городских богов. По сторонам зала, вдоль стен выстроились рядами другие городские боги, размером примерно в рост человека. Китайцы пишут что-то на листочках бумаги и вложив их в ярко красные конверты, молятся, стоя перед богами и прижимая руками конверты ко лбу. Должен сказать, что лица богов выражают разные эмоции: от лукавых до грозных. Лица некоторых из них: мрачные и даже жестокие вызывают некоторые опасения и вопрос-что можно просить у таких богов? Невольно вспоминаю нашего святого Николая угодника и понимаю, что нас разделяет мировоззренческая пропасть. Наслушавшись и насмотревшись, покидаю «сердце Шанхая» и отправляюсь на набережную реки Хуанпе.
Знаменитая набережная Вайтань или Бунд представляет отличный вид на противоположный берег реки с небоскребами и телевизионной башней с романтическим названием «Жемчужина Востока».
Тут же расположены причалы, от которых отходят прогулочные корабли. Нахожу пристань с паромом и за 2 юаня отправляюсь в путешествие по реке на противоположный берег. Через дворы небоскребов дохожу до ближайшей станции метро и возвращаюсь из района Пудун на западную сторону реки, в историческую часть Шанхая. Моё намерение посетить сад радости Юйюань наталкивается на выходной день. По понедельникам сад закрыт. Направляюсь на поиски сим карты и в итоге покупаю за 150 юаней от China Mobile, сроком на неделю. В гостинице пытаюсь перенастроить Alipay на китайский номер телефона, но безрезультатно. Обедаю в кафе. Показываю блюдо в меню, оплачиваю. Мне демонстративно дают сдачу в юанях и фэнях. Но приносят совсем не то, что я заказал. Когда это повторяется в другом заведении я понимаю, что меня обманывают, используя языковой барьер. По сути сбывают блюда от которых отказались. Вспоминаю номер в гостинице, который мне предложили только потому, что от него отказались. Похоже в Китае ничего не пропадает. От этого вывода чувствую, как поднимается негативная волна.
Утром следующего дня отправляюсь в аэропорт Пудун (PVG). На метро добираюсь до станции Longuang Road, и по подземным переходам перехожу на станцию отправления скоростного поезда Maglev. Поезд за считанные минуты (скорость 250 км) доставляет в аэропорт. Можно доехать на метро, но это одиннадцать станций, то есть не менее 25-30 минут. Международный аэропорт Шанхая «Пудун» — крупнейший аэропорт на востоке Китая и один из трёх главных международных аэропортов страны наряду с пекинским Столичным и гонконгским аэропортом. Размеры аэропорта впечатляют. Не сразу нахожу стойку регистрации China Southern Airlines . После регистрации на шаттле отправляюсь к Gate 146. До Хайкоу летим около трех часов. И стюардессы успевают раздать напитки и сэндвичи.
И вот выхожу из аэропорта города Хайкоу на площадь и попадаю в лето. Тепло, но моросит легкий дождь. Высматриваю автобусную остановку и неожиданно почти наталкиваюсь на китаянку, которая явно перегородила мне дорогу. Показывает экран смартфона. Читаю: «Ищите такси?» Достаю свой и пишу: «Ищу автобус или поезд». Опять пауза и надпись: «Здесь нет автобусов и поезда». На вопрос о цене, появляется надпись -100 юаней. Вежливо отказываюсь и через пару минут сажусь в автобус до центра Хайкоу. Оплата по QR-коду не срабатывает. Под неодобрительным взглядом водителя опускаю 10 юаней в специальный ящик и прохожу в салон.
Автобус почти пустой. Занимаю место и еду практически до гостиницы. Через три остановки подходит женщина и протягивает 4 юаня- сдача с 10 юаней.
Моя гостиница расположена на шумной торговой улице старого Хайкоу. Лавки, магазинчики, кафешки выстраиваются в бесконечный пестрый ряд. Номер на четвертом этаже, окна выходят во двор. Но во дворе работают какие-то установки, поэтому воздух наполнен умеренным гулом. Распаковываю вещи, завариваю чай и сидя за столом, постепенно успокаиваюсь от суеты последних часов.
Выхожу на улицу, темное небо и ярко освещенные улицы. Светятся витрины магазинов, от светлых фасадов домов отражается свет и заливает мокрую после дождя мостовую цветными столбами иллюминации.
Над кафешками яркие пестрые панно с разнообразными блюдами. Немногочисленные пешеходы. За столами, под навесом трапезничают группы китайцев. Столы заставлены дюжиной тарелок и каждый берет по очереди и перекладывает к себе в тарелку очередную порцию еды. После нескольких дней в Китае мне хочется съесть что-то попроще, что-то привычное. На вывеске фото тарелки с пельменями. Показываю пальцем китаянке на фото, сажусь за стол и жду. Минут через 10 приносят тарелку пельменей. Но начинка больше напоминает что-то вегетарианское, а под пельменями большая порция лапши и зелени.
На другой день отправляюсь на прогулку по городу, захожу в городской Народный парк и попадаю на праздник. Со всех сторон звучит музыка, группа китайцев занимается упражнениями под названием Тайцзицюань, другая группа просто танцует нечто в стиле Свинг. Одна из танцующих, женщина лет тридцати подходит ко мне и знаками приглашает к танцу. Жестами показываю, что спешу и прохожу мимо. Вот группа поёт хором народные китайские песни. Очевидно, что любители, но делают все старательно под управлением организатора. Там поют под караоке, здесь опять упражнения, но в группе молодые девушки. Это какой-то праздник? Нет, обычный четверг, время к полудню. Это стиль жизни!
Выхожу на улицу Haixiu East Road. Огромные здания торговых центров: один, второй, третий. Надписи на китайском, а значит ничего не понятно. И вдруг: Supermarket, надпись на латинице. Наконец, после недели странной еды, один вид которой вызывает отторжение, смогу что-то купить привычное. Покупаю лепешки с зеленью, мясную нарезку, пачку черного и зеленого чая, и овощи: огурцы, помидоры, зеленый лук. Яблоки, апельсины дополняют корзину. И о чудо! На кассе оплату принимают через QR-код приложения Union Pay Сельхозбанка. Чувствую прилив оптимизма и захожу в Торговый центр. Бесконечные ряды стиральных машин, холодильников, газовых, электрических плит. Все выглядит суперсовременно. Стиральные машины по цене от 500 юаней. Цены московские. Куда исчезли дешевые китайские товары? В супермаркете пытался найти что-то дешевое. Нет. Даже на бритвенные приборы, на зубные щётки, на мыло, на все –цены московские. Похоже Китай превратился в развитое общество потребления, где нет места дешевым товарам. А это значит, что широкие слои китайцев зарабатываю достаточно, чтобы все это покупать?
Но у меня заканчиваются наличные юани. И самое время найти обменник. В Китае обмен валюты производят только банки. И такой ещё надо найти. В отделении ICBC сотрудник банка на ломанном английском объяснила, что обмен валюты не производят. Рекомендовала обратиться в Bank of China. Но и в этом банке, продержав меня полчаса объявили, что у них нет полномочий. И наконец в центральном отделении Bank of China обнадежили, но сказали, что ждут меня утром. И вот на следующий день в 8.30 я вхожу в банк, занимаю место против оператора и начинается процедура, которая займет, в итоге 1час 10 минут. Данные, которые получит от меня оператор будут отправлены в центральный офис (вероятно в Пекине), и только после этого 200 долларов превратятся в 1408 юаней.
В Хайкоу нет особых достопримечательностей. Поэтому время в основном было посвящено прогулкам по улицам города, паркам, поездкам в порт и современную часть города, с домами из бетона и стекла и небоскребами. И время подвести первые итоги по поездке в Китай. Китай мне не пришёлся ко двору: 1. Слишком много экзотики и главное- языковой барьер. И барьер не только в общении, нет возможности понять где ты находишься, и что находится внутри здания, так как кругом одни иероглифы. Отсюда- нет общения, за четыре дня в Хайкоу я разговаривал два раза, в банках, когда искал обмен денег. При этом девушка из первого банка, медленно подбирала английские слова. В остальных местах выручал переводчик на смартфоне. 2. Китайская еда-жирная, насыщенная специями, и при этом не понятно из каких ингредиентов состоит поданное вам блюдо. Никакой каши по утрам. И утром и днем и вечером нечто с соусами, перцем. Смесь чего-то с чем-то. 3. Опять же найти супермаркет очень трудно по причине, что 99 % надписей на китайском. (в столичных городах ситуация несколько иная). 3. Обмен валюты превращается в подобие общевойсковой операции по выживанию.
На следующий день, утром удаётся найти кафешку, где я заказываю яичницу с кусочками, напоминающими колбасу. (Никогда не пробовал колбасу «Папа может», но думаю она превосходит то, что мне положили в яичницу). И о радость- чай, напоминающий индийский «масалати». Простые радости: съесть с утра яичницу с кетчупом и выпить чаю. Но именно этого я был лишен на протяжении более чем недели.
Отправляюсь на вокзал, чтобы купить билет на поезд до Саньи и обратный билет, на следующий день. Гостиница в Санье я заказал по Trip.com ещё из дома. Конечно, при желании можно разобраться с маршрутами автобусов, но я заказываю такси по DIDI, местный вариант яндекс-такси. Минут через 15 счетчик останавливается на 13 юанях, но ни Alipay, ни Union pay не считывают QR-код на мониторе такси. Протягиваю 15 юаней. Таксист машет руками, ругается. Как-то объясняю, что других вариантов нет. Забирает деньги, уезжает, а на моем DIDI поселяется надпись, что я не оплатил проезд. Похоже такси мне более не доступно. Купив билеты, возвращаюсь на автобусе №38 к гостинице.
В Хайкоу есть городское такси, которое можно остановить рукой. Показать место назначения на смартфоне. Я так и сделал на следующий день, отправившись на вокзал. Показал фото вокзала, 20 юаней и через 20 минут был на вокзале.
Расстояние между городами чуть более 200 км поезд проходит за два часа. За окном вагона проплывают сельхоз поля, пальмовое рощи, селения и что-то типа небольших городов. Временами равнина дыбится зелеными холмами, между зелеными зарослями поблескивает Южно-китайское море.
Привокзальная площадь напоминает наши провинциальные города. Если бы не повсеместные надписи иероглифами можно было бы помечтать. Через смартфон, у случайных людей на остановке выясняется, что мне нужен автобус № 115.
Моя гостиница Candy B&B находится в районе Дадунхай города Санья. А значит, я проезжаю на автобусе практически весь город. На MAPS.ME еще дома отметил местоположение гостиницы, но найти её месторасположение удаётся благодаря наитию. Свернуть с улицы и подойти к гостинице невозможно потому, что проходы застроены домами или просто перегорожены забором. Покружив по дворам, я вижу настежь распахнутые стеклянные двери. Никаких указателей. Бодрая китаянка за стойкой вручает мне магнитную карточку (в Китае не встречал других способов попасть в номер), поднимаюсь на четвертый этаж, открываю дверь. В комнате сильный запах прокуренного номера. При этом в Trip.com было указано, что некоторые номера для некурящих. Несколько раз в примечании просил именно такой. В 15 метрах от окна стена высотной башни. Внизу, на асфальте тарахтят пара грузовиков. Небоскреб обслуживают с раннего утра до позднего часа. Кроме этого работают насосы, охлаждение и от этого сутки напролет воздух наполнен монотонным гулом.
По населению город Санья равен Большому Сочи. Похож и по застройке высотными домами, по паркам, разбросанным по городу, по составу населения с преобладанием отдыхающих.
Но в Санье на порядок больше кафешек и магазинчиков, торгующих всевозможной мелочью и торговых центров, где можно купить продукцию известных брендов. Но при этом важно, чтобы вы возвращались через материковый Китай. Иначе вам не позволят увезти с собой ваши приобретения. Во время моего пребывания воздух не прогрелся больше 25 градусов. Поэтому сравнения китайского курорта с тем же Гоа не в пользу первого. Лето, тепло, но вечером в воду заходить не комфортно. Еда опять же китайская, разнообразная, разноцветная, но не понятно из чего приготовленная. В кафешке официант на просьбу принести томатный суп с лепешками, ответил, что надо сделать заказ на несколько блюд. По-другому нельзя. Пришлось уйти. От этих местных правил, от шума и прокуренного номера на следующий день уехал в Хайкоу.
В поезде подошел молодой китаец, спросил не нужна ли помощь. В помощи я не нуждался, но почему не пообщаться. Хотя бы и через смартфон. Выяснилось, что он владелец отеля, который расположен по пути из Хайкоу в Санья. Едет обучать искусству бариста в местный клуб. Встречался с русскими туристами. По ходу разговора предлагает сфотографировать на карте смартфона его отель. Помогает найти такси. На моё предложение заплатить половину категорически отказывается. В отеле достаточно долго толкует с мужчиной за стойкой, тоже владельцем отеля, где я остановился. Сообщает, что за 20-30 долларов последний закажет мне такси до аэропорта. При этом уточняет-не дорого ли это для меня. Я понимаю, что пора закончить наше общение, благодарю, и поднимаюсь наверх. Из краткого общения с китайцами я вынес одно впечатление: хитрость –это главное качество местных предпринимателей. Хитрый человек-хороший человек, не хитрый-так себе. Еще один день в Хайкоу, в новом районе с широкими улицами, большими домами и несколькими небоскребами. Автобусы ходят по расписанию, маршруты постепенно становятся понятными. Так, что решаю с утра доехать до вокзала на автобусе №86.
От вокзала идет скоростной поезд в аэропорт Мэйлань (HAK). Увы, прождав 40 минут, уезжаю, с трудом поймав такси. Обратный путь из Хайкоу в Шереметьево растянулся на 13 часов. И что доводит до стресса, так это пересадка в Ченду. За два с половиной часа надо забрать багаж, переехать в другой терминал, заново зарегистрироваться, пройти секьюрити. С учетом того, что в Чэнду не только панды, но и более 20 миллионов населения, масштаб аэропорта соответствует размерам города.
Подводя итог скажу, что радость от возвращения домой была самой яркой эмоцией за все время путешествия в Китай.