Сделала • 19 декабря 2025
Основательница сервиса печати фотокниг «Периодика» и популярный блогер Варвара Веденеева — предприниматель, который не боится говорить о своих слабостях и учится на ошибках. За 10 лет она построила бизнес, переживший кризисы, научилась совмещать руководство компанией с материнством и нашла свой голос в блоге, доход от которого превысил ее зарплату директора. В интервью Варвара откровенно рассказывает о том, почему невозможно полностью выйти из операционки, как строить бизнес в условиях постоянной нестабильности и зачем печатать фотокниги в цифровую эпоху.
Основательница сервиса печати фотокниг «Периодика» и популярный блогер Варвара Веденеева — предприниматель, который не боится говорить о своих слабостях и учится на ошибках. За 10 лет она построила бизнес, переживший кризисы, научилась совмещать руководство компанией с материнством и нашла свой голос в блоге, доход от которого превысил ее зарплату директора. В интервью Варвара откровенно рассказывает о том, почему невозможно полностью выйти из операционки, как строить бизнес в условиях постоянной нестабильности и зачем печатать фотокниги в цифровую эпоху.
Интервью выходят дважды в месяц в рамках регулярного видеоподкаста «Делай!», где Мария Лапук, совладелица «Инк», беседует с успешными российскими предпринимателями.
Оглавление
Про разные пути к предпринимательству
О предпринимательских качествах
О настоящем и будущем блогерства как бизнеса
О совмещении материнства и бизнеса
О женщинах в предпринимательстве
Про разные пути к предпринимательству
— Традиционно мы начинаем с детства. В одном интервью я услышала, как ты говоришь, что в твоем детстве вообще не было предпринимательства. Это было от тебя максимально далеко. И ты не тот ребенок, который продавал свои поделки родителям.
— Да, все так.
— Как ты потом придумала, что ты будешь предпринимателем? Это случайность или все-таки какой-то твой путь к этому?
— Честно говоря, я сейчас начала заниматься семейным архивом, порасспрашивала маму. И поняла, что все-таки есть там предпринимательский хвост. Кто-то чем-то все-таки торговал в 1993-м и так далее. Мне кажется, я даже не помню, на волне чего у меня появились такие мысли. В то время прошла волна предпринимательства. Hopes & Fears (деловое онлайн-СМИ, просуществовавшее до 2014 года. — Прим. ред.) был, я думала про какой-то мейкап-бар. Я работала в найме у Насти Сартан в TrendsBrands.
— Это было очень модно.
— И было модно, да. До того, как вообще появился весь фешен-ретейл в том виде, в котором мы его знаем. Мне очень нравилось. Мне кажется, Настя была таким проводником в предпринимательство. Я на нее смотрела и думала, что классно, хочется тоже попробовать. Вот мы с подружкой, с моей бывшей коллегой, сделали свой фотопродакшен как раз на базе того, что мы делали в TrendsBrands. Это был мой первый предпринимательский опыт.
— А насколько вообще хорошей идеей тебе кажется делать бизнес с друзьями?
— Слушай, я могу продать себе любую идею. И мне кажется, что когда люди находятся уже в какой-то лодке, то лучше, конечно, им подбадривать себя. Не хочу загонять никого в оголтелый оптимизм. Классно настраиваться на лучшее, но знать зону рисков. Поэтому, когда я делала бизнес с подругой, понятное дело, мы думали, что это классно. У нас еще и 50 на 50 было. Вот сейчас, наверное, не знаю, как будет складываться.
— А как вы расходились? 50 на 50? Это самый тяжелый вариант бизнеса.
— Тяжело мы расходились.
Испортились отношения или сохранились?
— Нет, мы перестали общаться, испортились отношения. Но они, в принципе, сошли на нет, потому что ушла общность, а подруга переехала в другую страну. Но в тот момент как раз была классическая дилемма, когда людям кажется, что один все делает, другой ничего не делает.
— Вообще, это большая психологическая история, когда ты делаешь с кем-то бизнес и у вас 50 на 50. Тебе всегда кажется, и другому человеку тоже, что он делает больше, чем ты. Есть какие-то рецепты, так как ты проходила этот путь, как перебороть эту историю, как себе в голове это объяснить либо договориться заранее?
— Мне кажется, поймут те, кто замужем. Можно провести параллель, да? В принципе, в любых парных, длительных отношениях есть разные циклы. Наверное, это неизбежно. Всегда будет казаться, что один делает больше. А я? А ты? Важно отдыхать, важно уметь договариваться. Чтобы договариваться, нужно постоянно развиваться, быть отдохнувшим, потому что стресс не добавляет нам качества в переговорах. Ничего нового не скажу.
— Но потом у тебя случилась история, когда тебя наняли. Насколько я помню, ты сначала была наемным СЕО в «Периодике». Или это было не так?
— Я была 100%-ным СЕО, но мы сразу договаривались, что я получаю инвестиции и дальше мы работаем так, что мне за каждое достижение выдается опцион. Размер опциона мы прописали, зафиксировали, и, в принципе, я к этому шла. Сейчас я генеральный директор, основатель и младший акционер. Вот мы наконец-то пришли к такой структуре.
— Как сейчас себя чувствует этот бизнес?
— Хорошо, нормально. Я не жалуюсь.
— Ему 10 лет, насколько я понимаю. Что глобально менялось за это время с точки зрения трендов, с точки зрения того, как люди пользовались твоим сервисом? Или вот он придуман и так существует? Так не бывает, мне кажется.
— Конечно, нет. 10 лет были достаточно интенсивные, мне кажется.
— Ты попала на все — и ковид, и СВО.
— Там еще впереди, наверное, будет. Курс валют я помню, были какие-то блокировки. Все было и будет. Я думаю, каждый год приносит нам что-то новое.
Ну вот мы с тобой записываем интервью в декабре. Я помню, была такая мода немножко стонать в декабре и говорить: «Какой тяжелый год, ох, пусть следующий будет попроще». Сейчас я так не говорю. Мне кажется, крутой год, много чего сделано. Можно было сделать лучше, стопудово. Но мы сделали как смогли.
О предпринимательских качествах
— Я, кстати, считаю, что амбиции предпринимателю дают только травмы, и важно проблему осознавать, но не решать. А если ты ее решаешь, на этом предпринимательство заканчивается. В чем твоя травма?
— Наверное, доказываю, что я достойна любви. Я думаю так.
— Какие базовые качества должны быть у человека в предпринимательстве?
— Я не считаю, что у меня хорошие базовые настройки. У меня очень низкая коммерция. У меня же был проект «365 done». В какой-то момент там трафик зашкаливал. Не знаю, 100 тыс. визитов в месяц было. Уже все скопировали эти чек-листы. Кто их только не копировал. Но я не смогла упаковать это в какую-то бизнесовую составляющую. Это классный проект с крутой идеологической составляющей, медийный, все хорошо. Там соцсети сами росли, все росло само. Но бизнеса из этого не случилось.
Мы же в «Периодике» постоянно тестируем какие-то новые зонтичные проекты, спутники. Это как стартап внутри стартапа. И я понимаю, что этим проектам не хватает коммерческой составляющей. И я поняла, что туда просто нужно ставить топ-менеджера, у которого эта составляющая есть. У меня ее, например, нет. Это не очень хорошо. Но у меня есть партнер по бизнесу, вот у него классная коммерческая составляющая. Так что он в нашей команде отвечает за то, чтобы нам было что поесть. А я отвечаю за то, чтобы нам было с чем выходить к нашим клиентам, чтобы продукт, сервис были просто суперскими, чтобы не было стыдно.
— А ты много знаешь людей, у кого совпадает и творчество, и продуктовое видение, и коммерция?
— Мы же не знаем предпринимателей лично, как друзей-приятелей. На словах человек может быть одним, но дальше под ним находится команда, которая как раз компенсирует те или иные стороны. Мне кажется, талант в том, чтобы в какой-то момент, когда ты не можешь работать один, я не знаю, какой-то этап бизнеса, когда ты понимаешь, что все.
Учиться делегировать?
— Да, тебе нужны люди, которые умнее и лучше тебя. Как раз в тех дисциплинах, где тебя не хватает. Вот они становятся твоими глазами, твоими мозгами, твоими руками. Мне кажется, очень важно нанимать людей умнее. И мне кажется, те бизнесы растут, где основатель понимает, перешагивает через свое эго и делает крутой наем. Чувствует, понимает, кого нужно нанимать.
— Какая главная роль основателя в проекте? Вот для тебя зачем нужен основатель, когда бизнес уже стабильный, бизнес-модель рабочая, дивиденды уже есть? В чем задача основателя?
— Я не знаю такие проекты в России, честно скажу. Мы живем в России. Может быть, у тебя квартал все стабильно, а потом выходит новый закон, и тебе нужно адаптироваться к работе в новых реалиях. Либо какой-нибудь пакет санкций новый подъезжает, и ты должен адаптироваться к каким-то новым реалиям. Я не знаю, у кого стабильно. У меня таких знакомых нет. Я считаю, что «выпилиться из операционки» — это миф. Как погоня за счастьем. Все бегут, бегут, бегут, и ты, наверное, из какой-то операционки выпиливаешься, чтобы заниматься другой операционкой.
О настоящем и будущем блогерства как бизнеса
— Ты сказала, что твой блогерский доход превысил твою зарплату. И на самом деле, кстати, это очень частая история. У нас была классная сессия, где была Лена Крыгина и еще пара человек. Большие блогеры, у них довольно большие бизнесы. И они практически все говорили о том, что блогерство приносит им куда больше денег. Я не представляю себе такого, мой блогерский доход примерно равен нулю. И мой основной доход — это бизнес. Как находить для себя мотивацию приходить утром в офис, когда ты видишь довольно много денег, которые зарабатывают с контента большие блогеры.
— Я, наверное, не отношусь к блогерской работе как к делу жизни. Мне нравится писать, я готова. Я много лет веду блоги, может быть, 20 лет, еще в ЖЖ начинала. Я всегда писала бесплатно. Просто в последние несколько лет за это стали платить. Очень круто. Я рада, что появилось законодательство, подъехал «Закон о рекламе», что теперь это регламентируется. Ничего против не имею, плачу свой блогерский налог. Я его уже заплатила дважды. Но мне сложно в этом видеть какой-то карьерный трек. Я себя как блогера в плане карьеры не вижу. А в моей работе я понимаю, как я могу развиваться. Я вижу долгосрочную цель. Более того, я считаю, что вот эта медийная история с блогерством, может быть, сейчас будет меняться. Как будто бы мы приближаемся к какому-то пику, а дальше каким-то образом это будет перестраиваться.
— А как это будет перестраиваться? Ну, помимо очевидного изменения законодательства.
— Давай подумаем. Я свою карьеру начинала в 17 лет, пришла работать в журнал «Афиша», потом немножко поработала в медиахолдинге «Живи», как раз спецпроектами там занималась. То есть я застала и печатную прессу, и диджитал. Сейчас все ушли к блогерам. Блогеры стали делать блог как медиа. Но всем же важны продажи. Экономически я говорю с позиции малого бизнеса. Я просто не знаю, что происходит в большом бизнесе, но все считают деньги. Нам просто билборд неинтересен, нам важно, сколько продаж. И вот это отслеживать сложно. Особенно если ты работаешь с кучей микроблогов. Наверное, каждый уйдет в какую-то свою нишу. Ты понимаешь, что кулинарное направление вот так продается, и ты с ним работаешь. Там, может быть, одежда так продается. Я думаю, что любые сложные ситуации выкашивают тех, у кого, допустим, кривенькие ножки, не очень стабильная финансовая модель. Наверное, игроков станет меньше, в том числе и в блогерстве тоже.
— Куда все это будет двигаться?
— Не знаю. Может быть, будут какие-то объединения. Вот я, например, как блогер не готова продавать рекламу, я не готова работать аккаунт-менеджером, продюсером, контентщиком и так далее. Совмещать 10 людей в себе. Я бы, естественно, присоединилась к какому-нибудь классному менеджеру. Я думаю, что блогеры пойдут в какие-то агентства. Раньше это были деньги из воздуха, где у тебя рентабельность 95%. Потому что блогеры не считают свою зарплату, налоги блогера, налоги ИП, людей, регистраторов и так далее. Сейчас появляется весь этот обвес, и ты уже как бизнес-модель должен существовать. Раньше же вообще все платили на карту. Сейчас такого не будет. И уже для этого нужно иметь компетенции. Поэтому я думаю, что часть людей из этого бизнеса уйдет, и останутся те, кто умеет с этим работать как с бизнесом.
— Давай поговорим о планах на 2026 год. Какие у тебя ожидания?
— Этот год оказался очень важным для меня. У меня произошли определенные осознания относительно моих целей. Я хочу строить федеральный бизнес, хочу, чтобы все семьи в России печатали фотокниги — у нас, у конкурентов, неважно. Главное, чтобы люди сохраняли свое наследие.
Можно работать в рынке, но, чтобы стать лидером рынка, необходимо подняться над ним. Я понимаю, что нужно рассказывать людям о последствиях утраты памяти. К сожалению, я не по своему выбору стала живой рекламой собственного продукта.
Летом в дом моей мамы попала молния, и он сгорел. В этом загородном доме хранились все наши семейные архивы. Что-то удалось спасти — мои сотрудницы отмывали и сканировали фотографии. Несколько школьных снимков сохранилось, но многое сгорело или сгнило, когда дом заливали водой. Архивы не пережили пожара.
У многих что-то хранится в родных городах. Но что происходит с этими архивами? Как без опоры на свое прошлое вспоминать, кто ты и откуда? Возможно, нужно дожить до определенного возраста, чтобы это понять. Цифровое хранение информации ненадежно. Сегодня файлы есть, завтра их может не быть.
— К тому же физический альбом можно открыть, полистать, обсудить с близкими. Это важная часть социализации.
— В моей фотогалерее 50 тыс. снимков, и это даже не терабайт информации. Как там найти нужное — не представляю.
О совмещении материнства и бизнеса
— Давай поговорим о материнстве. Как совмещать карьеру и ведение блога? Кажется, что написать пост — дело пяти минут, но часто это не так.
— Так кажется только тем, кто не ведет блоги.
— И детей не имеет. Как это все укладывается в твоей жизни? Как выглядит твой баланс? Я ненавижу концепцию work-life-balance, считаю это максимальным злом, которое нам пытались навязать. Но у каждого своя система. Как выглядит твоя?
— Совмещать действительно сложно. Еще в школе у меня был список дел на день: встать, доехать до школы, сдать книги в библиотеку, взять новые, поехать на подготовительные курсы. Ехала час на двух маршрутках, занятия заканчивались в 21:00 — и домой делать уроки. Блокноты со списками задач появились у меня еще тогда.
Сейчас ничего не изменилось. Я планирую, веду список задач, использую календарь, есть семейный календарь. Исхожу из того, когда и что мне нужно. Когда ведение блога стало работой, я поняла, что важно делать это качественно. Появился менеджер, которому я делегировала часть обязанностей. Очень довольна этим процессом.
Этот человек занимается операционной частью, но не контентом?
— Контентом занимаюсь только я. С детьми помогала бабушка, сейчас есть няня, она с младшей дочерью. Старшая ходит в частный детский сад, который принимает детей с трех лет.
Когда родилась вторая дочь, муж стал больше включаться в заботу о детях и семейный менеджмент. Он работает независимым консультантом по маркетингу, гибкий график позволяет ему быть на подхвате, когда я не могу. Как основатель бизнеса я отчитываюсь только перед акционерами. Работаю в основном из дома, в офис прихожу, когда необходимо мое присутствие, но не каждый день.
При этом мне важно соблюдать рабочее время. В будние дни работаю, в перерывах кормлю младшую. Иногда приходится кормить даже во время видеозвонков с выключенной камерой. Так это и выглядит.
— Ты была в декрете? В том классическом понимании, когда нет никаких задач, кроме ребенка.
— Мне кажется, быть в декрете очень сложно. Нет, конечно, я не была в декрете ни с первым, ни со вторым ребенком. Не могу. Или, может быть, не хочу — не знаю.
— Почему не хочешь?
— В этом году бизнес активно растет. Я нанимала руководителей и после родов поняла, что не все проходят испытательный срок. Замена руководящих позиций требует моего внимания.
Плюс, честно скажу, я не профессионал в вопросах ухода за детьми. Возможно, я профессионал в своем продукте — занимаюсь этим 10 лет. Разбираюсь в найме — этим тоже занимаюсь давно. Но в уходе за младенцами я не эксперт, и няня справится с этой задачей лучше меня. Здесь у меня нет иллюзий.
Некоторые задачи просто требуют постоянного внимания, и няня может уделять ребенку 100% времени. Если бы я сидела с ребенком, учитывая другие обязанности, не смогла бы быть настолько вовлеченной. Поэтому я приняла такое решение. На этой системе сейчас существует наша семья, и, в целом, все нормально.
О женщинах в предпринимательстве
— Мне хочется отдельно поговорить о женщинах в предпринимательстве.
— Давай. Ты считаешь, что у предпринимательства есть гендер?
— Отвечу так. Я считаю, что когда ты предприниматель, ты действуешь в определенном правовом поле. Есть налоговый кодекс, трудовой кодекс, уголовный кодекс и так далее. Находясь за рулем машины, ты соблюдаешь правила дорожного движения, неважно, женщина ты или мужчина, левша, правша, тебе 70 лет или 18 — ответственность для всех единая. Безусловно, есть какие-то исключения, но их доля стремится к нулю. Мне кажется, что в предпринимательстве то же самое. Но при этом я точно знаю, что есть разница в женском и мужском лидерстве, — в том, как женщины и мужчины управляют командами. Женщинам сложнее увольнять. Женщина будет дольше готовиться к разговорам, где-то дольше будет искать проблему в себе, пытаться договориться, пытаться проявить дипломатию. Женщины биологически более склонны к этому.
— Женщины реже идут на конфликты.
— Это да. И нужно понимать эту особенность в себе. Опять же, есть исключения. Есть женщины, у которых такие круто развитые лобные доли, что они могут отключить свою женскую часть. То есть женская часть — она дома, в семье, с детьми, в магазинах, с подружками. Как только она надела костюм, пришла в офис, у нее очень круто работает рациональный мозг. Не все обладают такими навыками. А большинству женщин просто нужно знать эти особенности, оседлать их и сделать из них сильные стороны.
— Мы целый год берем интервью, и я заметила очень важную особенность. Чем для меня отличается женщина в предпринимательстве? Когда мужчина-предприниматель вышел из дома, он весь в работе, он погружен в работу. У женщин не так. У нас болеют дети, что-то еще, при этом работа. То количество задач, которые мы решаем в течение дня, огромно. Когда мужчина на работе, у него есть ответственность за работу, за команду. Когда женщина на работе, у нее в этот момент не исчезает вся остальная ответственность. И это очень сложный момент. Наверное, в этом — одно из самых больших отличий.
— Ты знаешь, нейробиологи говорят, что женщины более адаптивные. То есть женский мозг более склонен к многозадачности.
— Да, естественно.
— Поэтому мы можем вывозить тот уровень стресса, от которого мужчине будет менее комфортно.
— Но это большой стресс. Да, мы легче его переживаем, мы в целом способны читать, говорить, смотреть, заказывать памперсы, кормить ребенка и сидеть на зуме. Но это все равно очень большой уровень стресса для тебя как для человека.
— Я хотела еще добавить, что огромное количество бизнесов, которые я называю «женский бизнес», делают женщины для женщин. Салоны красоты, многие сервисы, чем мы, женщины, пользуемся: одежда, красота, рекрутмент домашнего персонала — что угодно. То есть можно делать что-то как мужчина, можно делать что-то как женщина. И мне кажется, женщины лучше мужчин понимают женские потребности. И так как женщины сейчас в нашей стране, по крайней мере, платежеспособны, они могут быть двигателем каких-то услуг. И часто, как говорят маркетологи, женщина в принципе принимает решения в семье и может лоббировать, какой автомобиль или какую недвижимость купить. Плательщиком может быть мужчина, но на принятие решения все равно во многом влияют женщины. Поэтому очень важно учитывать женщину в экономике, ее потребности, ее темп. И мне кажется, те компании, которые умеют управлять этим, они, в принципе, обеспечены клиентами.