Росписи под куполом храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Конечное рассказывают историю Череповецкого края.
«Это не реально», - несколько раз повторил молодой человек, догадавшись, что конечной целью является восстановление храма. Честно говоря, я и сам в это не особо верил, да и не настраивался: без гроша, без помощников – куда?! Цель была хотя бы сохранить то, что осталось», - вспоминает иеродиакон Прокопий (Жамков), как в 2001 году с местными ребятами поднимали часть иконостаса, лежавшего на остатках (!) пола. А сейчас в Конечном завершают росписи внутри храма. Купол церкви и своды теплого придела уже расписаны.
Дорога к храму
Когда погружаешься в подобные истории, то ощущаешь, как исчезают грани между временами и людьми, обитавшими в этих разных временах. Буквально! Вот я еду на машине по гладкому дорожному полотну нового Южного шоссе, выезжаю на трассу Череповец - Сергиев Посад. После Починка, деревни Жары, примерно в 17 км от города, - крутой поворот налево. И ты уже медленно передвигаешься по булыжной мостовой, выложенной в центре деревни еще в XVIII веке (это участок губернского тракта, соединяющего Вологду и Санкт-Петербург). Дорога поднимается в горку. А там храм, который как будто взлетает - уж очень похож на ракету.
Внутри храма очень тихо и тепло. «Первый год, как печку не топим, газ подвели», - шепотом объясняет кто-то из собравшихся на утреннюю воскресную службу. Поэтому пальто можно снять и повесить на вешалку. Прихожане ставят свечи перед иконами, кто-то пишет «записки о здравии», кто-то перед образами молится. Службу будет вести настоятель храма протоиерей Александр (Краев). После службы намечается крещение младенца…. Обычный уклад жизни православного храма.
А ведь этого могло и не быть, как нет служб, не совершаются таинства в других разрушенных церквях.
- С чего же началось? - спрашиваю людей.
Крестик на карте
1 октября 2000 года.
- Очень хорошо помню тот день. Было по-летнему тепло и солнечно, золотая осень, - рассказывает отец Прокопий, а тогда - Алеша, как говорили мне в Конечном. По совету прихожан храма я обратилась за помощью восстановить хронологию к иеродиакону Прокопию, то есть православному монаху в сане диакона.
- Я учился на 5-м курсе филологического факультета ЧГУ. День был свободный. На карте Череповецкого района давно разглядел крестик в селе Усищево - так обозначают церкви. Вот именно туда, а вовсе не в Конечное, я поехал на стареньком велосипеде «Салют». Поднимаюсь в горку (Конечное стоит на горке) и вдруг вижу – церковь. Больше всего поразила ее сохранность: крест на главе, шпиль тоже с крестом, правда, покошенный. Обрадовавшись такому неожиданному открытию, зашел внутрь. Другое поразительное открытие – сохранившийся иконостас. А когда взглянул наверх, обомлел: на ротонде почти полностью сохранившаяся сюжетная роспись – Покров Богородицы! Мной овладело чувство, что в храме только что завершилась служба и храм по какой-то причине оставлен, что здесь только что служили, хотя в действительности последнее богослужение состоялось почти 60 лет назад.
История деревни и храма в ней уходит на много столетий вглубь веков. Каменный богородичный храм был построен в середине XIX века. После 1941 года (а именно - 29 января 1941 года; это был последний храм в нынешнем Череповецком районе, закрытый перед войной) здесь было зернохранилище.
- Я приехал в Конечное в 1970 году, возил сюда зерно, картофель, - вспоминает местный житель Геннадий Александрович. - А потом кто-то внутри храма разжег костер, деревянный пол и сгорел…
Когда храм начали расчищать и выгребали мусор, видели слои слежавшегося зерна, особенно под полом в алтаре и в середине храма.
Первый молебен
Студент-филолог Алексей Жамков трудился на восстановлении церкви святых Иоакима и Анны в селе Носовском.
- Захотелось поработать и в конечновской церкви, - продолжает рассказ отец Прокопий. - Если крыша на ротонде была в сохранности, то остальная местами оставляла желать лучшего или отсутствовала совсем. Там, где отсутствовала крыша, кирпичный свод был уже в мрачном состоянии.
С 2001 года отец Прокопий стал ездить в храм работать.
- Помогали местные жители, которые приняли меня как родного. 11 июля 2004 года провели первый молебен. Моим помощником в этом деле был протоиерей Владимир Беляев. За 2001 – 2012 годы было сделано немало. Церковь очищена от мусора - его в буквальном смысле было выше крыши, например, почти неделю потратили на то, чтобы выгрести помойку из-под крыши ротонды, вставлены окна, сделана временная крыша. В 2005 году появились первые благотворители.
Алексей Жамков учился в семинарии, в духовной академии в Троице-Сергиевой лавре, потом по распределению попал в Новоспасский монастырь в Москве. В любой приезд в родные места что-нибудь да делал.
Поддоны с кирпичом
- В мае 2012 года я обратил внимание, что состояние кирпичной кладки под временной крышей очень плохое: старый раствор кирпич уже не держит, крыша просела, стены вверху разъехались. На все имеющиеся средства купил 20 поддонов кирпича, - вспоминает отец Прокопий. - Кирпич привезли, денег в кассе ноль. Летом 2012 года появился человек, который вошёл в храм и продолжил наш первоначальный труд, – главный врач санатория «Родник» Николай Васильевич Шамурин, он живет в деревне.
За два года удалось привести храм в порядок.
- Каждый год что-то делали, восстанавливали, -вспоминает Николай Шамурин. - Огромную помощь в строительных работах оказывал Вячеслав Коряковский, сейчас руководитель компании «Проектстройсервис». И потянулись люди. Одни помощь предлагают, другие деньги жертвуют. Колокола для колокольни заказали в Тутаеве, золоченый крест – в Нижнем Тагиле. Местный житель передал икону, которую сохранил со времени закрытия храма...
Возобновление служб
Возрождение храма связывают с протоиереем Георгием Трубицыным. Примерно в этот же период, в начале 2000-х годов, приход храма Рождества Христова строил в Конечном летний дом, и в деревне стал бывать отец Георгий. Он интересовался, как идут дела по восстановлению храма. Как считает отец Александр Краев, благодаря тому, что отец Георгий озаботился судьбой деревенского храма, люди доверились и потянулись. И первую лампадку в храме разжег именно он. И Вячеслава Коряковского, который занимался строительством храма Рождества Христова, с храмом в Конечном познакомил именно он.
С 2014 года в храме Покрова Пресвятой Богородицы начались регулярные службы. Настоятелем храма стал отец Александр.
- Я пришел в храм, где уже были окна, - вспоминает он.
Именно отец Георгий передал отцу Александру Краеву первый список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Воронинская». Сама икона была утеряна, но ее миниатюра (единственная) сохранилась в рукописной книге XVIII века, повествующей о святынях Белозерского края. По этой миниатюре и была написана в Спасо-Прилуцком монастыре первая современная икона Воронинской Божией матери. Сегодня многие приезжают в Конечное, чтобы помолиться именно у этой чудотворной иконы.
А дальше будут сплошь однокоренные слова: в Конечном благодаря благотворителям и благоустроителям благоустроили территорию вокруг храма, рядом построили часовню на ключе, приходской дом. И наступил момент, когда взялись выполнить почти невыполнимое - восстановить росписи под куполом церкви. Помните? «Взглянул наверх, обомлел…»
Народная культура
В России немало православных храмов, где под сводами сохранились росписи, имеющие историческое, культурное значение мирового уровня, например фрески Дионисия.
- Существовал огромный пласт росписей в сельских, городских храмах, которые не получили статуса охранного памятника. Их можно приравнять к народной культуре. К сожалению, именно такие росписи оказались уязвимыми, - поясняет отец Александр. - Многое уже утрачено безвозвратно. И росписи под куполом в нашем храме чудом сохранились! А когда-то храм внутри был расписан полностью.
Прошлой зимой был проведен первый этап восстановительной росписи - реставрационные работы.
И это само по себе удивительно для деревенского храма. Во-первых, реставраторы - это штучные специалисты.
- Реставраторы подошли с большим благоговением, говорили: видно, что в позапрошлом веке здесь работала сельская артель, но это были мастера с творческим настроем - об этом свидетельствуют смелые мазки, уверенная рука; работали люди, глубоко любящие и понимающие православную веру, они писали не по шаблону. И теперь эти росписи не просто украшают храм, а связывают поколения.
«Мы очень старались сохранить авторские живопись, штукатурку, колорит, а там, где живопись утрачена, постарались написать образы, максимально близкие к стилю автора, теми же колерами, изучали старые фото, где сохранной живописи было больше», - так рассказала художник-реставратор Светлана Шпаковская, завершив работу по восстановлению росписи пол куполом храма.
Росписи теплого храмового притвора были выполнены художниками Александром Голышевым и Даниилом Марченко. В этой части храма старинные росписи не сохранились. И каждый образ, который они создали, неслучаен.
- У нашего храма, деревни очень богатая история, - поясняет настоятель храма отец Александр Краев. - И эти росписи рассказывают историю Череповецкого края. В нашем храме особо почитаема чудотворная икона Воронинской Богоматери. И вот она на росписи, - показывает отец Александр. - С северной и южной сторон храма изображены чудо явления иконы в 1518 году и чудо исцеление перед иконой слепой девочки Феодосии. Справа и слева от иконы, - изображения монастырей - они географически так и располагались. Справа от Воронина, в месте впадения реки Выксы в Шексну, стоял Николо-Выксинский монастырь, основанный преподобным Азарием, слева - Троицкая пустынь, основанная преподобным Досифеем. Эти монастыри были затоплены при создании Рыбинского водохранилища. По благословению владыки, епископа Череповецкого и Белозерского Игнатия, по его мудрому совету в храме в Конечном появились изображения святых, их основавших.
На века
Вы знали историю обретения чудотворной иконы Воронинской Богоматери, почитаемой во всем православном мире? А историю основания ныне покоящихся под водами Рыбинского водохранилища монастырей? А историю других храмов Череповецкого края, ныне не существующих? Вот и я слушала рассказ отца Александра с огромным интересом, рассматривая образы на потолке. Слава Богу, что есть люди, которые восстанавливают храмы, а вместе с ними и историю, которую теперь хранят эти храмы. Таких людей немало. И Конечное стало местом, куда приезжают череповчане, участвующие в восстановлении церквей в Череповецком районе – в Спас-Ломе, Ильинском, Шорманге, Воскресенском-на-Мусоре и других.
- Везде разные условия для восстановления храмов, разная сохранность, - рассказывают мне прихожане во время чаепития в приходском доме в Конечном, который расположен рядом с храмом. Получился разговор «хором», когда на мои вопросы отвечали все. Поэтому на диктофонной записиразные безымянные голоса – мужские, женские.
- Люди нужны, чтобы восстанавливать храмы, и желание это делать. Вокруг батюшки народ собирается. И в Конечном собираются вокруг отца Александра Краева.
- Люди, которые участвуют в восстановлении храмов, абсолютно разные - разных профессий, с разным жизненным опытом. Мы никогда не сидели бы за одним столом, если бы не наше общее дело.
- Приезжает на восстановление храмов молодежь, очень приятно смотреть. На субботники собираются. Надо восстанавливать старые храмы, они намоленные…
Проект «Храм веры в душе человека. История на века» АНО СКП «Вместе» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Автор: Елена Билева