Известный учёный, кавказовед Владимир Александрович Захаров в 2012 году выпустил книгу «История Кавказской Албании в исследованиях академика И.А. Орбели и проблема искажения истории Армении и Арцаха в Азербайджане». В этом же году он выступил на Международном симпозиуме, посвященном 125-летию со дня рождения академика Иосифа Абгаровича Орбели (Ереван – Цахкадзор, 13-16 октября 2012 г.) с одноименным докладом.
Книга посвящена ранним исследованиям молодого историка И.А. Орбели. Его поездки в Карабах стали результатом серьёзного исследования, посвящённого истории рода хаченского князя hАсан Джелала, начинавшего строительство собора в Гандзасаре, который на протяжении многих веков был культурным центром страны. Маленькое феодальное княжество Хачен, которое выдвинулось в конце XII веке, просуществовало дольше других армянских княжеств, чему способствовал труднодоступный характер страны, затруднявший нападение на неё степняков-завоевателей. Здесь уцелела жемчужина армянского зодчества — храм и гавит (притвор). Строительство собора была начато князем hАсан Джелалом в 1216 году и завершено в 1238 году. Освящен был собор в 1240 году.
Нынешние азербайджанские исследователи фальсифицируют историю Карабаха и Гандзасарского монастыря, называя его памятником азербайджанского государства Албания. Фальсификация истории Армении и Карабаха поставлена в Азербайджане на государственный уровень. В книге приводятся многочисленные примеры этих антинаучных изысканий. Книга предназначена для историков, политологов, востоковедов, социологов, исследователей истории и национализма, а также для широкого круга читателей.
Валерия Олюнина
ИСТОРИЯ КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ АКАДЕМИКА И.А. ОРБЕЛИ
Молодой 23-летний Иосиф Абгарович Орбели – студент Санкт-Петербургского университета с большим интересом занимался научно-экспедиционной работой, которая легла в основу его первых исследований. Конечно, он не думал, что пройдет каких-нибудь 70-80 лет, а вокруг его имени разгорятся страсти. Да не простые, среди собратьев-ученых, а на международном уровне.
Основные исследования И. А. Орбели были посвящены кавказоведению, истории средневековой культуры Ближнего Востока, ряд его работ посвящены армянской эпиграфике, народному эпосу, курдскому языку, архитектуре Грузии и Армении. Но что выделяло молодого ученого среди других таких же исследователей, это всегдашнее стремление к комплексному изучению памятников материальной культуры и письменности. Орбели стал первооткрывателем ряда урартских древностей в районе Вана, вел археологические раскопки в Ани, изучал памятники армянского зодчества на острове Ахтамар, исследовал памятники армянской эпиграфики в Хачене, изучал моксские диалекты армянского и курдского языков.
Нас интересуют только исследования Орбели, посвященные памятникам Кавказской Албании. Вполне естественно, что его интерес вызвал средневековый армянский монастырь Гандзасар. Большая и серьезная работа Иосифа Абгаровича была посвящена как раз строителю этого монастыря князю Гасан-Джалалу. 28 января 1909 г. Орбели выступил на заседании историко-филологического отделения Императорской Академии наук с докладом «hАсан Джалал, князь Хаченский». Доклад молодого ученого был встречен с большим интересом, и его рекомендовали к печати. В том же году он был опубликован в издании Академии Наук. Неоценимы также и другие труды Орбели, посвященные истории Арцаха IX-XVI вв., и в первую очередь публикация надписей Гандзасарского монастырского комплекса.
Начинает свое исследование Орбели с конца XII в., времени, когда маленькое царство Сюник, несмотря на свои небольшие размеры, неоднократно игравшее крупную роль в общей истории Армении и даже Грузии, распалось. Правящая династия прекратилась в 1166 г. со смертью князей Григория и Смбата. С этого-то времени и начинает возвышаться маленькое княжество Арцах, или Хачен. Орбели указывает, что последнее название возникло, вероятно, из наименования одной крепости. Далее он пишет: «Центром этого княжества, составлявшего, очевидно, часть древней Албании, был бассейн реки Хаченаджур (ныне Хачинчай) и отчасти реки Тартар (ныне – Тертер)». Таким образом автор определяет Арцах в составе Кавказской Албании.
Действительно, княжество Хачен просуществовало дольше других армянских княжеств, чему способствовал труднодоступный горный и лесистый характер страны, затруднявший нападение на нее степняков-завоевателей. Сопротивление монголо-татарским захватчикам и борьба с ними наполнили всю историю независимого хаченского княжества. Первая пол. XIII в. была временем его подъема. Именно в это время здесь были созданы выдающиеся произведения искусства, вошедшие в золотой фонд армянского художественного наследия. Произведения эти сосредоточены в Гандзасарском монастыре, служившем родовой усыпальницей хаченских владетелей и являвшемся вплоть до XIX в. кафедрой католикоса Агванка. На протяжении многих веков Гандзасар был культурным центром страны. Здесь уцелели жемчужины армянского зодчества – храм и гавит (притвор).
Серьезные генеалогические изыскания, проделанные Орбели, помогли разобраться с представителями рода правителей Арцаха. Он указывает, что во главе этого княжества стоял род, происходивший будто бы от династии Сасанидов. Однако в дальнейшем, Орбели подробно рассмотрел всех представителей этой династии и сделал правильные выводы о настоящих предках hАсан Джалала.
В своем исследовании он основывался на лапидарных надписях, обнаруженных им на территории Арцаха и, в частности, в Гандзасарском монастыре. Большой интерес представляют и найденные им записи на страницах рукописных книг, переписанных по распоряжению hАсан Джалала и его родственников.
Начав в 1216 г. строительство Гандзасарского храма (монастырь существовал там еще в Х в.), заканчивают его только в 1238 г.; мешали, вероятно, военные действия с монголами и другими завоевателями. Орбели подробно описывает трудную, полную военных тягот жизнь hАсан Джалала, то высокое положение, которое он занимал среди монгольских военачальников. Трудная жизнь hАсан Джалала при монголах нашла отражение в записи, оставленной на страницах Евангелия, которую опубликовал Орбели.
«Я [hАсан Джалал Давла… поехал] к царю стрелков на восток в северную страну сам лично с семьею своей с домочадцами ради спокойствия церкви. Я и супруга моя Мамкан и Господом данный сын мой Атабег отправились на северо-восток, и я поехал на край света к царю, который [называется] хан Мангу и пробыв пять лет вернулся домой; точно так же вернулись [Мамкан] и Атабег. Они прибыли в свое место, а я остался в Тавризе. В это [время], когда настал роковой [час] смерти, скончалась во Христе [Мамкан]. И я, приехав, нашел мой блистательный дом полным неутешной скорби и плача, ибо она была усладой и утешением всех [пеших] войск, и всадников, и церкви, и священников. Итак, я в лето 1261 принес сие святое Евангелие, разукрашенное в память боголюбивой госпожи [Мамкан] в наш светозарный святой престольный [монастырь] Албании, духовному отцу Нерсесу, который ныне благополучно занимает святой престол и превосходит святых. Итак, молю вас, святые отцы и читатели, которые будете читать сию запись, от всего сердца [полным ртом] скажите: Христе Боже, когда придешь обновлять и преображать вселенную, обнови и присоедини боголюбивую Мамкан и сопричисли ее к сонму избранников твоих заступничеством созидательной воли Твоей и молитвами святой Богородицы Твоей и всех святых Твоих, сопричисли ее к святым Твоим и прославь с ними. С нею… даруй душевный и телесный покой и единственному сыну моему Иванэ… даруй твою щедрую милость а всех противников его сломи, убей и посрами. Аминь».
Трагическая смерть hАсан Джалала в Казвине, перенесение его останков в Гандзасар и погребение в храме, свидетельствует о том большом уважении, которое заслужил этот правитель Арцаха. Орбели доказал, что hАсан Джалал был по национальности армянином. Он обратил внимание на то, что уже с первой пол. XVI века и до последнего времени при именах всех армянских владетелей в этой местности имеются титулы, обратившиеся как бы в составную часть имени: բէկ бек, մելիք мелик и приблизительно равнозначащее с ними պարոն paron; бек (բէկ) ставится обыкновенно после имени, а мелик (մելիք) – перед именем. Никакого отношения к тюркам эти лица не имели. Все последующие рассуждения азербайджанских авторов о том, что в Карабахе правили тюркские, или как они называют азербайджанские династии, не имеют под собой никакого основания.
Когда мы говорим о работах Орбели по истории Кавказской Албании, то должны иметь в виду, что специальных исследований у него не было.
Владимир Захаров
Источник: Захаров В.А. «История Кавказской Албании в исследованиях академика И.А. Орбели и проблема искажения истории Армении и Арцаха в Азербайджане». Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона. Научно-исследовательский институт стратегических исследований Пятигорского государственного лингвистического университета. Издательство «Центриздат» М., 2012
По материалам: https://nashasreda.ru/iosif-orbeli-dokazyvaet-armyanstvo-hasan-dzhelala/