Коллекция интерьерной графики Исторического музея достаточно обширна, поэтому благодаря сохранившимся работам мы можем проследить эволюцию интерьерного портрета в русском искусстве от его зарождения в конце XIX — начале XX вв. Изображение интерьеров помогает зрителю проникнуться ушедшими в прошлое деталями комнат, располагавшихся в самых красивых усадьбах Российской империи.
«Скажи мне, где ты живешь — я скажу, кто ты»
В повести «Косморама» 1840 года В. Ф. Одоевский писал:
«... Ничто нас столько не знакомит с человеком, как вид комнаты, в которой он проводит большую часть своей жизни; и недаром новые романисты с таким усердием описывают мебели своих героев; теперь можно и с большею справедливостью переиначить старинную поговорку: "Скажи мне, где ты живешь — я скажу, кто ты"».
Для хозяина интерьеры, как и сама постройка дома — даже в большей степени, чем для архитектора — были важным творческим высказыванием, формой самовыражения. Зачастую это была реализация мечты о семейном гнезде, сотворение собственного земного рая. Вновь построенный или перестроенный дом, реконструированные апартаменты становились предметом законной гордости владельца.
Чтобы сохранить для потомков облик своих комнат, владельцы приглашали специальных акварелистов, которые фиксировали интерьеры. Эти изображения представляют собой своеобразные «парадные портреты» комнат, где чувствуется отстраненный взгляд художника-профессионала и дистанция между ним и образом жизни, бытом семьи заказчика. В первую очередь такие акварели заказывали владельцы крупных особняков и поместий, которые рассматривались как центральные резиденции и внутри которых размещались отдельные редкие предметы, а также личные коллекции хозяев.
Отличительная черта интерьерных зарисовок, созданных художниками-любителями, — особая душевность, прямота восприятия и ощущение «обжитого» пространства. В дворянских домашних альбомах, среди портретов и засушенных цветов, можно встретить множество таких изображений комнат. В эпоху, когда обучение рисованию было неотъемлемой частью дворянского воспитания, жилые покои столичных особняков и загородных усадеб часто становились объектом этих частных творческих штудий. В роли стаффажа выступали фигуры родных, изредка — гостей. Многие рисунки создавались как предметы фамильной памяти и гордости, запечатлевая интерьеры не просто как архитектурные ансамбли, но как место обитания больших и дружных семей.
Примечательно, что в отличие от живописных интерьеров, где чрезвычайно популярен был жанр семейного портрета в комнатах, графические листы чаще изображают пространства пустынными. Сам интерьер, как значимая среда жизни, признавался достойным самостоятельного изображения. Тем не менее, присутствие хозяев ощущается здесь незримо — через окружающие детали, несущие на себе отпечаток многолетнего совместного существования, личных пристрастий и привычек обитателей. Каждая вещь, каждый штрих в таких рисунках становится молчаливым свидетельством частной жизни, ее уюта и непрерывности.
На выставке «Очарование красоты. Из истории ювелирных украшений в России» можно увидеть несколько интерьерных акварелей. Благодаря им гости выставки словно переносятся во времени, а украшения начинают сиять не под прожекторами, а в свете люстр бальных залов и парадных комнат.
Анфилада комнат с трельяжем на первом плане в неизвестном особняке
Предположительно, акварель выполнена художником-любителем. Князь Григорий Григорьевич Гагарин родился в Санкт-Петербурге, жил в Швейцарии, Германии, Франции и Италии, где учился в колледже в Сиене. Творческое наследие художника оказалось довольно обширно: князь создал иллюстрации к повести В. В. Сологуба «Тарантас», расписал в «византийском стиле» Сионский собор в Тифлисе, а также публиковал свои работы в журналах «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа». Позже Григорий Гагарин занимал пост вице-президента Императорской Академии художеств с 1859 по 1872 год, а также стал автором ряда трудов по теории искусства.
Это изображение отличается от отдельных листов с изображениями, характерными для анфиладных залов. Изображение гостиной с трельяжными решетками асимметрично кадрировано, а перспектива следующих комнат располагается не фронтально, а в ракурсе. Необычный взгляд на анфиладу особняка дополнен виртуозной техникой акварельной живописи.
Красная гостиная в доме княгини Л. Т. Голицыной в Москве
Хозяйка дома, Луиза Трофимовна Баранова, родившаяся в 1810 году, была младшей дочерью Тимофея Осиповича Баранова и Юлии Фёдоровны Барановой, урождённой Адлерберг. Её мать, Юлия Фёдоровна, служила воспитательницей дочерей императора Николая I и в 1846 году была возведена в графское достоинство.
В 1832 году Луиза Баранова вступила в брак с князем Михаилом Фёдоровичем Голицыным. Её супруг занимал пост попечителя и главного директора Московской Голицынской больницы в период с 1859 по 1873 год. Луиза Трофимовна достигла придворного звания статс-дамы и постоянно проживала в Москве.
Гостиная в усадьбе графов Зубовых Фетинино
Кроме фамилии, о художнике, создавшем работу, данных не сохранилось. Данный рисунок экспонировался ровно 100 лет назад, в 1925 году, на выставке «Иконография интерьеров», организованной Бытовым музеем сороковых годов девятнадцатого века с названием «Гостиная в Фетинине, имение Леонтьевы, Владимирской губернии, работа художника Быкова».
Усадьба Фетинино, расположенная во Владимирском уезде Владимирской губернии, с XVII века принадлежала дворянскому роду Зубовых. В 1795 году её владельцем стал граф Николай Александрович Зубов, старший брат последнего фаворита императрицы Екатерины Второй — светлейшего князя Платона Александровича Зубова. В том же году Николай Александрович женился на дочери прославленного русского полководца Александра Васильевича Суворова — Наталье Александровне, известной как «Суворочка». После смерти мужа графиня Наталья Александровна Зубова подолгу жила в усадьбе, занимаясь хозяйством. В 1810-х гг. усадебный дом был несколько перестроен, но, судя по акварели, его обстановка осталась прежней — со старой мебелью из красного дерева и фамильными портретами на стенах.
После смерти графини усадьбу унаследовал её сын, граф Валериан Николаевич Зубов, а затем его сестра — графиня Любовь Николаевна Зубова, вышедшая замуж за участника наполеоновских войн генерал-майора Ивана Сергеевича Леонтьева. С этого времени и до 1917 года усадьба принадлежала роду Леонтьевых — потомкам великого полководца Александра Васильевича Суворова.
Гостиная с женским портретом в неизвестном особняке в Вильне
Жамет Альберт Данилович (1821 — 1877) — живописец, график и театральный декоратор. Получил образование в Императорской Академии художеств, где занимался в классе пейзажной живописи у профессора М. Н. Воробьёва. В 1854 году получил звание неклассного художника, а в 1859-м был удостоен звания академика.
Значительную часть творческой жизни провёл за границей, живя и работая в Италии, Франции, Англии и Германии. В 1854 году был отмечен премией Академии Святого Луки в Риме. С 1863 года и до конца жизни жил в родном городе Вильне, где активно участвовал в художественной и театральной жизни. На протяжении тринадцати лет, с 1863 по 1876 год, создавал декорации к спектаклям в Виленском городском театре.