«На долгую добрую память другу Александру от Алешечкина Петра. В дни Отечественной войны». Так подписана одна из фотографий в дембельском альбоме Александра Дубинина, о котором мы писали в предыдущей публикации.
На фотографии мы видим совсем молодого парня (ему здесь 21 год) с решительным и немного грустным взглядом. Наверняка, эти глаза многое повидали за три года войны (был призван в армию в марте 1942 года Черепетским РВК). На гимнастерке у Петра Павловича Алешечкина сразу три награды. Это орден Славы III степени, медаль «За отвагу» и медаль «За боевые заслуги». За что же они были ему вручены? Обратимся к документам. Первую награду – медаль «За боевые заслуги» – он получил в марте 1944 года. Из наградного листа: «В бою 18 марта 1944 года при форсировании реки Буг под огнём противника дважды доставлял на правый берег реки – в штаб батальона боевое распоряжение штаба полка».
Если бегло ознакомиться с документом, то можно подумать, ну, переплыл реку, ну, доставил донесение, где же тут подвиг? Во-первых, всё это происходило под огнём неприятеля. Во-вторых, Буг - река широкая и полноводная. Мы не знаем, в каком точно районе наш герой переправлялся через неё, но максимальная ширина реки достигает трех километров, а глубина – до шести метров! Обратите внимание и на дату – 18 марта. В это время Буг только освобождается ото льда и водичка в нём не то что прохладная, а просто опасной для жизни температуры. Правда, не указано, как Алешечкин форсировала реку, скорее всего, не вплавь, а на каком-то плавсредстве, но в любом случае, он рисковал своей жизнью и был награждён по заслугам.
Следующую награду – медаль «За отвагу» – Алешечкин получил за бои на правом берегу Днестра. В этом бою пригодилась его меткость. Из наградного листа: «Из своей винтовки уничтожил двух ручных пулеметчиков и помог отразить 22 контратаки противника, чем содействовал удержанию Заднестровского плацдарма».
Старшая награда на фотографии – орден Славы III степени. Ею наш герой был награждён за бои августа 1944 года. Из наградного листа: «В бою при прорыве глубоко эшелонированной обороны немцев в районе села Талмаз 20 августа 1944 года, под сильным артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем противника, не считаясь с опасностью жизни тов. АЛЕШЕЧКИН огнем своей снайперской винтовки уничтожил три пулеметные точки противника... этим самым он обеспечил беспрепятственное продвижение нашей пехоте. В бою за село Фештелица 21 августа 1944 года подавил огонь ручного пулемета и уничтожил его прислугу..., этим самым он дал возможность стрелковому взводу, действующему на этом направлении, ворваться в село и нанести противнику большие потери в живой силе и технике».
Талмаз – это небольшое село в Молдавии с населением в четыре с половиной тысячи человек. В годы Великой Отечественной в районе этого села проходила мощная оборона противника, которую наши войска смогли смести буквально за один день. И меткий огонь Алешечкина внёс свой вклад в победу. Но далась она не легко и не бескровно. В боях за освобождение села Талмаза сложили свои головы 290 солдат и офицеров Красной армии, ещё больше было ранено. Двое бойцов, двое старших сержантов - Санников Михаил Семенович и Банников Пётр Иванович своими телами закрыли амбразуры вражеских дотов, давая возможность нашей пехоте продвинуться вперед.
После войны в Талмазе на братской могиле советских воинов был открыт памятник. Перед нами фигура скорбящей женщины - жены, матери, за спиной которой находится стена с 290 фамилиями. "Вечная память героям", - эта фраза написана на русском и молдавском языках.
Примечательно, что фотографии с Петром Алешечкиным встречаются в альбоме Дубинина три раза. Это говорит об их крепкой армейской дружбе. Одна из этих фотографий групповая. На ней бойцы взвода охраны командира полка – Иван Таланин, Михаил Барабанов и Петр Алешечкин. Фотография была сделана в январе 1946 года в Венгрии.
Последняя фотография с Алешечкиным в альбоме датируется сентябрём 1946 года. Как написал сам автор альбома, фотография эта была сделана уже после расформирования их 105-го гвардейского стрелкового полка.
Здесь дороги друзей разойдутся. Дубинин будет переведён в 1-й гвардейский истребительный авиационный Краснознамённый орденов Ленина и Кутузова полк, который будет базироваться в Венгрии, а Алешечкин – на службу в Германию. На обороте фотографии Пётр напишет: «Саша, помни наши дни, как вместе с тобой проводили в 105. Город Оренбург Германия». Цифра 105 – это , очевидно, 105-й стрелковый полк, в котором они вместе воевали. А вот что за город Оренбург в Германии? На карте его отыскать не удалось. Скорее всего, Алешечкин просто перепутал созвучные названия, и Оренбургом назвал город Ораниенбург, который находится немного севернее Берлина.
Дальнейшая судьба Петра Алешечкина, к сожалению, не известна. Возможно, вернулся в родную Тульскую область. А возможно, поехал искать своё счастье в другое место. В ангарской газете «Знамя коммунизма» от 6 апреля 1955 года на первой полосе встречается заметка о токаре-скоростнике механосборочного цеха Петре Павловиче Алешечкине.
Наш ли это Алешечкин или нет – трудно сказать наверняка. Однако присутствует портретное сходство, да и возраст, вроде как, подходит. Мужчине на фотографии примерно 30-35 лет. Столько и было в 1955 году Петру Алешечкину, ветерану Великой Отечественной войны, снайперу и орденоносцу.
Автор статьи - научный сотрудник музея "Самбекские высоты" Родион ГУСАКОВ.