Найти в Дзене

Спайки после операции или канцероматоз? Симптомы похожие, ситуации совсем разные

Все органы внутри брюшной полости полностью или частично покрыты оболочкой в виде тонкой пленочки – брюшиной. После любой операции в ходе естественного заживления разные участки брюшины могут склеиться. Между ними образуются сращения – спайки. В некоторых случаях они способны нарушить работу внутренних органов, вызывать боли. В целом послеоперационные спайки – не опасная и вполне устранимая проблема. Их можно рассечь во время малоинвазивной лапароскопической операции. В онкологии после операций на брюшной полости иногда встречается похожее по клиническим проявлениям, но куда более опасное состояние – канцероматоз брюшины. В брюшной полости остаются раковые клетки, и они распространяются по поверхности ее оболочки. Брюшина реагирует на злокачественное поражение воспалением и всё теми же спайками. Как отличить обычные спайки после операции от перитонеального канцероматоза? Это может стать довольно сложной задачей, и сегодня я хотел бы об этом поговорить. Спайки начинают формироваться уж
Оглавление

Все органы внутри брюшной полости полностью или частично покрыты оболочкой в виде тонкой пленочки – брюшиной. После любой операции в ходе естественного заживления разные участки брюшины могут склеиться. Между ними образуются сращения – спайки. В некоторых случаях они способны нарушить работу внутренних органов, вызывать боли.

В целом послеоперационные спайки – не опасная и вполне устранимая проблема. Их можно рассечь во время малоинвазивной лапароскопической операции.

В онкологии после операций на брюшной полости иногда встречается похожее по клиническим проявлениям, но куда более опасное состояние – канцероматоз брюшины. В брюшной полости остаются раковые клетки, и они распространяются по поверхности ее оболочки. Брюшина реагирует на злокачественное поражение воспалением и всё теми же спайками.

Как отличить обычные спайки после операции от перитонеального канцероматоза? Это может стать довольно сложной задачей, и сегодня я хотел бы об этом поговорить.

Симптомы почти одинаковые

Спайки начинают формироваться уже в первые дни после операции. Зачастую они не вызывают никаких проблем, и человек не испытывает симптомов. Если же нарушаются функции внутренних органов, то симптомы могут появиться спустя недели и месяцы:

  • боли в животе;
  • вздутие живота;
  • тошнота;
  • запоры;
  • при вовлечении маточных труб у женщин – непроходимость и бесплодие;
  • в самых тяжелых случаях – признаки кишечной непроходимости, требующей экстренной медицинской помощи.

При перитонеальном канцероматозе наблюдаются те же симптомы, и они также могут возникать в разное время после операции. Заподозрить онкологический процесс можно по таким признакам, как:

  • увеличение живота из-за скопления в нем жидкости – злокачественный асцит;
  • резкое похудение, потеря веса без видимых причин;
  • общая слабость, повышенная утомляемость;
  • отсутствие аппетита.

Кроме того, нам, онкологам, хорошо известны злокачественные опухоли, которые чаще всего сопровождаются перитонеальным канцероматозом: это рак яичников, толстой и прямой кишки, желудка, поджелудочной железы, аппендикса. Если имеются подозрительные симптомы, то одно из этих заболеваний – дополнительная «галочка» в пользу канцероматоза, а не обычных спаек.

Что делать, если онколога «терзают смутные сомнения»?

Злокачественное поражение брюшины можно выявить с помощью таких методов, как КТ, МРТ, ПЭТ/КТ. Они покажут и опухоли, и жидкость в брюшной полости. Недостаток этих методик в том, что они часто «не видят» перитонеальный канцероматоз на ранних стадиях.

Если в брюшной полости присутствует жидкость, то можно провести лапароцентез: ввести иглу, получить некоторое количество асцитической жидкости и отправить на цитологическое исследование. В лаборатории ее изучат под микроскопом и разберутся, присутствуют ли в ней раковые клетки.

Если КТ, МРТ и ПЭТ ничего не показали, то можно провести диагностическую лапароскопию. Это малоинвазивное вмешательство, во время которого хирург делает надрез длиной около 1 см и вводит через него в брюшную полость тонкий инструмент с видеокамерой – лапароскоп.

Во время лапароскопии можно рассмотреть мелкие опухолевые очаги, которые не были видны на снимках, выполнить биопсию подозрительных мест.

Помогают и анализы крови на онкомаркеры. Для этого их нужно повторить несколько раз в динамике. Если уровни онкомаркеров растут, значит, в организме по-прежнему присутствует и прогрессирует злокачественный процесс.

Современные технологии помогают отыскать дополнительные «улики» в крови пациента – циркулирующую опухолевую ДНК. Это так называемая жидкая биопсия. Но это новая методика, и ее эффективность в диагностике перитонеального канцероматоза пока еще не доказана окончательно.

А если окажется перитонеальный канцероматоз?

Канцероматоз брюшины – это, конечно же, намного более серьезное состояние, чем обычные спайки. Он ухудшает прогноз. Раньше продолжительность жизни таких пациентов составляла всего месяцы.

Сейчас нам порой удается продлить ее на годы с помощью современной методики HIPEC – гипертермической внутрибрюшинной химиотерапии. Суть этого метода в том, что мы проводим хирургическое вмешательство, удаляем все опухолевые очаги, а потом промываем брюшную полость нагретым раствором химиопрепаратов, тем самым уничтожая оставшиеся раковые клетки.

У пациентов, которым противопоказана HIPEC, можно применить другую методику: PIPAC – внутрибрюшную аэрозольную химиотерапию.

В этой публикации мне хочется донести такую важную мысль. Спайки встречаются практически у каждого пациента, перенесшего операцию на брюшной полости, и даже у 10% никогда не оперировавшихся. Канцероматоз встречается реже, проявляется похожими симптомами, и его довольно легко пропустить. Своевременная диагностика дает шанс на наиболее эффективное лечение, а это, в свою очередь, зависит от опыта, внимательности и вдумчивого подхода онколога к работе с каждым пациентом.

Веду прием в МАММА | Клиника Вашего Здоровья
Задать вопросы о лечении можно по
WhatsApp