Найти в Дзене
Большая Азия

🚢Российские учёные разработали сценарии будущего арктического судоходства

Исследователи из МГУ имени М.В. Ломоносова и Международного института системного анализа предложили пять альтернативных сценариев развития коммерческих грузоперевозок в Евразийской Арктике до 2050 года. Ученые прогнозируют, как глобальное потепление, технологический прогресс и политические факторы могут радикально изменить транспортную карту мира. Об этом сообщил портал «Научная Россия». Исследователи отмечают, что глобальное потепление, которое способствует таянию арктических льдов, открывает новые маршруты между Европой и Азией, но их освоение сопряжено с огромными рисками и множеством факторов. Ученые предложили пять вероятных сценариев: от полной интернационализации Северного морского пути до сворачивания судоходства из-за экологических ограничений или геополитической изоляции. «Будущее Арктики невозможно предсказать в одной модели. Мы предложили сценарный подход, который учитывает разные варианты. Это помогает политикам и исследователям увидеть, как решения, принимаемые сегодня,

Фото: Максим Антипин/ТАСС
Фото: Максим Антипин/ТАСС

Исследователи из МГУ имени М.В. Ломоносова и Международного института системного анализа предложили пять альтернативных сценариев развития коммерческих грузоперевозок в Евразийской Арктике до 2050 года. Ученые прогнозируют, как глобальное потепление, технологический прогресс и политические факторы могут радикально изменить транспортную карту мира. Об этом сообщил портал «Научная Россия».

Исследователи отмечают, что глобальное потепление, которое способствует таянию арктических льдов, открывает новые маршруты между Европой и Азией, но их освоение сопряжено с огромными рисками и множеством факторов. Ученые предложили пять вероятных сценариев: от полной интернационализации Северного морского пути до сворачивания судоходства из-за экологических ограничений или геополитической изоляции.

«Будущее Арктики невозможно предсказать в одной модели. Мы предложили сценарный подход, который учитывает разные варианты. Это помогает политикам и исследователям увидеть, как решения, принимаемые сегодня, формируют траекторию будущего», – рассказала сотрудник факультета ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Ровенская.

По словам специалистов, будущее арктического судоходства зависит не только от климата, но и от темпов глобальной декарбонизации, уровня международного сотрудничества и развития технологий. Сценарии варьируются от модели «Глобальный транспортный маршрут», где Арктика становится частью мировой торговой системы, до сценария «Заповедник», в котором регион полностью закрыт для коммерческой эксплуатации ради сохранения экосистемы.

В проекте участвовали эксперты из семи арктических стран, а сама работа выполнена в рамках программы Northern Dimension Institute Think Tank Action при поддержке Европейской комиссии.

Ученые отмечают, что результаты исследования могут использоваться при выработке стратегий устойчивого развития арктического региона и долгосрочных решений в сфере транспортной и климатической политики.