Руководитель центра бизнес-консалтинга «Яркина Школа», председатель комитета по цифровой безопасности и ИИ воронежского отделения «Опоры России» Калина Яркина — о трендах года в развитии и внедрении ИИ в бизнес-процессы.
— В 2025 году ключевым трендом называют переход от чат-ботов к автономным ИИ-агентам, способным планировать и выполнять задачи без постоянного контроля человека. Насколько этот переход уже состоялся в российском бизнесе, и в каких процессах такие агенты показывают наибольшую эффективность?
— Достаточно смелое утверждение — говорить, что 2025 год стал переходным к автономным ИИ-агентам. Это далеко не так. Для того, чтобы они стали автономными, нам предстоит проделать очень большую работу. Да, нейросети сейчас забирают на себя определенный объем задач. Да, есть ИИ-агенты, которые тоже могут работать, но они далеко не автономные. Все равно очень многое остается за человеком, потому, что мы несем ответственность за то, что эти агенты будут творить за пределами тех границ, где мы не можем их контролировать. И здесь еще достаточно много проблем, которые предстоит решить бизнесу.
Поэтому переход не состоялся, но он будет происходить. Думаю, что если темп будет такой же, как в 2025 году, то, может быть, в течение двух лет мы сможем уже с большей уверенностью сказать, что у нас появились автономные агенты, которые работают максимально качественно.
— Искусственный интеллект перестал быть эксклюзивной технологией крупных корпораций. По некоторым данным уже около 40% российских малых и средних предприятий его так или иначе используют. Считаете ли вы, что в 2025 году искусственный интеллект стал по-настоящему демократичным инструментом? И есть ли работающие готовые решения для малого бизнеса?
— Готовые решения на рынке есть, по крайней мере, так заявляют разработчики. Но когда мы начинаем внедрять их в конкретный бизнес, начинаем понимать, что бизнесу придется под эти готовые решения сильно подстраиваться. И не всегда эти готовые решения подходят тому бизнесу, который решил ими воспользоваться.
Мы все-таки сторонники того, чтобы искусственный интеллект, как новая умная технология, внедрялась в компании системно, начиная с осознания собственником бизнеса, что это за технология, какие у нее плюсы, какие риски она с собой несет, и как ее безопасно можно впустить в бизнес. Вот тогда уже мы можем заявлять, что бизнес использует искусственный интеллект максимально качественно. Поэтому сейчас мы можем, конечно, ориентироваться на статистику, но она не показывает качество.
— Еще одним трендом года стала гиперперсонализация. Расскажите, пожалуйста, как современные помощники с искусственным интеллектом меняют клиентский опыт в секторе B2B? Насколько уже возможно создание индивидуальных коммерческих предложений и стратегий взаимодействия для каждого клиента без участия менеджера?
— Знаете, это, наверное, мечта многих: с появлением искусственного интеллекта вытащить из цепочки человека. И чтобы ИИ взял на себя ответственность за все, что происходит в бизнесе или в решении личных задач. К сожалению, вытащить из этой цепочки человека пока не представляется возможным.
Я рекомендую тем, кто будет смотреть наше интервью, найти «Кодекс этики в сфере ИИ». В нем есть прекрасные тезисы, которые говорят, что ответственность за результаты работы с искусственным интеллектом лежит на человеке. Компании, которые используют в своей деятельности искусственный интеллект, могут присоединиться к этому кодексу на добровольных началах.
— При всех преимуществах ИИ-технологий, бизнес сталкивается и с новыми рисками: «галлюцинации», утечки конфиденциальных данных при использовании публичных моделей, ошибки в интерпретации. Какие риски вы считаете наиболее серьезными в 2025 году, и какие практики контроля должны стать обязательными для бизнеса?
— Спасибо за хороший вопрос. Он, с одной стороны, кажется несложным, а с другой — это самый сложный вопрос, с которым мы сейчас имеем дело на практике. И здесь проблемы не только и не столько в том, что с нейросетями работают люди, у которых есть доступ к коммерческой и государственной тайне, или есть риск отдать в искусственный интеллект персональные данные (и нарушить таким образом 152-ФЗ).
Мы работаем сейчас в рамках этого вопроса с последствиями, а корневые причины, проблемы и риски кроются, как говорит мой партнер Алексей Несмеянов, в «технологической наивности» тех, кто работает с искусственным интеллектом. Если я, как управленец, не понимаю технологию, с которой работаю, не понимаю, что из себя представляют ИИ-помощники, и они настроены не под мою корпоративную культуру, не под тонкости ведения моего бизнеса, то будут возникать автоматически и некорректные данные, и так называемые «галлюцинации», когда нейросеть просто не понимает, что от нее хотят.
Да, у нас есть общие риски, это понимание законодательства, что мы можем при общении с нейросетями, а чего нет. Сейчас говорят о том, что в нашей стране лучше работать с теми нейросетями, сервера которых находятся в России. Соответственно, здесь уже снижается риск нарушения законодательства, и так далее. Но как бы разработчики ни стремились к созданию безопасной среды для своих наработок на базе ИИ, есть большая вероятность проявления человеческого фактора. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, ключевые риски — это отсутствие понимания, что искусственным интеллектом необходимо заниматься на уровне прокачки собственной компетенции. Надо повышать цифровую грамотность и управленцев, и, соответственно, всей команды, с которой мы работаем.
— Если раньше искусственный интеллект автоматизировал рутину, сейчас уже начинают говорить о его помощи в принятии стратегических решений. Насколько, по вашей оценке, бизнес в Центральном Черноземье готов делегировать искусственному интеллекту анализ рыночных тенденций, прогнозирование спроса или формирование бюджетов? И что бы вы назвали главным барьером на этом пути?
— Если отвечать на этот вопрос так, как он поставлен, мы будем говорить о «сферическом коне в вакууме»: какой-то бизнес каким-то образом там готов. Но даже два цветочных магазина, которые находятся рядом, совершенно разные по внутренним бизнес-процессам. Это для нас, обычных покупателей, они кажутся одинаковыми. Поэтому в полной мере делегировать стратегические вопросы искусственному интеллекту, наверное, не готов ни один бизнес, и не только в Центральном Черноземье. Конечно, если мы не говорим про те компании, которые много лет тестировали определенные инструменты, и у них уже есть достаточно качественно обученные ИИ-помощники.
Сейчас, если мы говорим об обычном предпринимателе, будет некорректно заявить, что стратегию можно делегировать искусственному интеллекту. Есть люди-стратеги, есть люди-тактики. Есть люди, которым хорошо дается анализ, другим — синтез, а третьим ни то, ни другое — это творческие люди. Поэтому искусственный интеллект в руках каждого выполняет совершенно разные функции. И мы возвращаемся к тому, кто управляет этими нейросетями.