Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Современная молодёжь, как правило, не проявляет интереса к советскому кинематографу, однако комедию "Операция "Ы" знают все, вне зависимости от возраста.
После первого просмотра этой короткометражной киноленты самое яркое впечатление оставляет забавный двухместный автомобиль.
Интересно, что это транспортное средство изначально не рассматривалось как полноценный автомобиль. Его классифицировали как мотоколяску, и владельцам выдавали мотоциклетные номерные знаки.
Почему "владельцам", а не "собственникам"? Дело в том, что каждая такая мотоколяска находилась в государственной собственности и предоставлялась инвалидам, потерявшим одну или обе ноги, или тем, кто из-за паралича не мог пользоваться нижними конечностями, в бесплатное пользование.
Формально мотоколяска передавалась инвалиду на пять лет, после чего её должны были заменить новой моделью. Однако по истечении этого срока многие предпочитали выкупить её в собственность, заплатив остаточную стоимость в 220 рублей. После выкупа начинались всевозможные усовершенствования и доработки.
У этой мотоколяски не было официального названия. В отличие от автомобилей "Волга", "Москвич" или "Победа", у этого транспортного средства был лишь буквенно-цифровой индекс С-3А. Поскольку этот индекс никогда не звучал в радио- или телепередачах, люди, из-за схожести цифры "3" и буквы "З", читали его как "СЗА".
Однако в повседневной жизни так её не называли. Во время создания "Операции "Ы" в народе эту мотоколяску называли просто "инвалидкой". Но позже, когда на смену С-3А пришла угловатая модель С-3Д, чтобы различать старую и новую "инвалидки", первую стали называть "Моргуновкой".
Многие завидовали пользователям "инвалидок": пусть и небольшое, но все жё личное средство передвижения. В Министерство автомобильной промышленности приходило множество писем с просьбой разработать модификацию С-3А с полным набором стандартных педалей и выпустить её в свободную продажу.
И это несмотря на отсутствие отопителя, громкий шум мотоциклетного двигателя, мешавший общению водителя и пассажира, а также сложность поиска запчастей для этой часто ломающейся машины.
С чего всё началось?
Вспомните, как передвигались инвалиды без ног сразу после войны. Они использовали самодельные тележки – четырёхугольные ящики, отталкиваясь от земли деревянными брусками. Колёса в лучшем случае заменяли подшипники, в худшем – просто деревянные обрезки, насаженные на ось.
Но уже летом 1945 года было принято решение о создании специализированного транспорта для инвалидов. Первый прототип такого средства передвижения был разработан уже в декабре того же года. Этим прототипом стал трицикл К-1В. Его производство наладили на Киевском мотозаводе, куда было перевезено оборудование с саксонского завода Wanderer в Хемнице.
Вместе с оборудованием была доставлена техническая документация на лёгкий мотоцикл Wanderer 1Sp 1938 года. В Киеве начали выпускать этот мотоцикл под индексом К-1Б и на его базе создали мотоколяску, напоминающую немецкую "Циклонетту" начала XX века.
Однако, в отличие от неё, двигатель мотоколяски располагался в обычном месте мотоцикла, а не над передним колесом. Заднюю часть мотоцикла расширили, добавив третье колесо и широкий диван между двумя задними колёсами.
Трицикл приводился в движение только одним левым задним колесом, а управлялся румпелем, как первые автомобили. Этот румпель позволял управлять коляской даже без обеих ног или одной руки. Он имел мотоциклетную ручку газа и механизм выключения сцепления. Двигатель мотоколяски, как и у мотоцикла, при диаметре цилиндра 48 мм и ходе поршня 54 мм, имел рабочий объём всего 98 куб. см и мощность 2,3 л.с.
Даже мотоцикл с таким двигателем разгонялся всего до 50 км/ч. Мотоколяске этой мощности хватало только на медленную езду по ровной дороге от дома до магазина, не быстрее 20 км/ч. Производство К-1В прекратилось в конце 1951 года, когда Серпуховский мотозавод выпустил трёхколесный автомобильчик С-1Л, также классифицируемый как мотоколяска.
С-1Л был оснащён мотоциклетным двигателем, позаимствованным у прозванного "Макакой" мотоцикла "Москва" (позже "Минск").
С "Циклопом" пришлось повозиться
"Макака" стала дальнейшим этапом развития немецкого мотоцикла DKW RT 125. Производственная документация и оборудование были перевезены из города Чопау, расположенного в Саксонии.
Двигатель C-3Л имел объём 123 кубических сантиметра, его цилиндр — 52 мм в диаметре, а ход поршня — 58 мм. Мощность двигателя составляла 4,3 лошадиные силы.
Как показала практика, С-3Л превзошёл по характеристикам мотоцикл киевского производства. За характерную одинарную фару его прозвали "Циклопом", и он мог достигать скорости 30 км/ч.
Однако в процессе эксплуатации выявилась потребность в большей мощности. В 1956 году "Циклоп" получил новый двигатель от мотоцикла Иж-49.
Объём этого двигателя был значительно больше — 346 кубических сантиметров, а мощность составляла 7,3 лошадиные силы.
Изначально мощность "ижевского" мотора достигала 10,5 л.с., но для мотоколяски его решили дефорсировать, чтобы избежать чрезмерно высокой скорости.
С новым двигателем "Циклоп" разгонялся до 55 км/ч. Но из-за трёхколёсной конструкции мотоколяске было сложно передвигаться по снегу, так как приходилось прокладывать три колеи.
К тому же, несмотря на ограничение мощности, скорость мотоколяски была достаточно высокой, и существовала опасность опрокидывания. Поэтому почти сразу же после начала производства С-3Л начались разработки четырёхколёсной модели.
Тем не менее, Ноной Александровной Муравьёвой, занимавшей пост министра социального обеспечения РСФСР, поначалу было принято решение отказаться от закупок С-3А, так как на Горьковском автозаводе готовился к выпуску микроавтомобиль ГАЗ-18. Этот двухместный автомобиль имел закрытый кузов и убирающиеся стёкла.
Он был оснащён механическими стеклоочистителями с приводом от распредвала и даже отопителем.
Двигатель представлял собой половину двухцилиндрового двигателя от Москвича-402. При 35 л.с. у Москвича-402, мотор ГАЗ-18 должен был выдавать 17,5 л.с.
Унификация узлов с "Волгами" и "Москвичами" была серьёзным преимуществом с точки зрения обслуживания и ремонта. Но главное – ГАЗ-18 оснащался автоматической коробкой передач, которая устанавливалась на первые модели двадцать первой "Волги".
Такая коробка серьёзно упрощала управление для людей с ограниченными возможностями. Но именно автоматическая коробка передач в конечном итоге и стала причиной прекращения проекта ГАЗ-18.
"Моргуновка" против Citroën 2CV
Когда автопарк начал получать "Волги" с автоматической коробкой передач, выяснилось, что местные автомеханики не обладают достаточной квалификацией для их обслуживания и, тем более, ремонта.
Если профессиональные механики не справляются с этой задачей, как же тогда с ней справится человек с инвалидностью?
Не найдя решения, проект ГАЗ-18 был закрыт. Однако именно этот отказ дал старт разработке будущей "Моргуновки", которая за годы производства была выпущена общим тиражом в 203 291 экземпляр.
В сравнении с ГАЗ-18, мотоколяска С-3А была предельно простой. Но если сравнивать её с Citroën 2CV, автомобилем, на котором Бурвиль путешествовал в фильме "Разиня", то по степени технического совершенства эти два транспортных средства были вполне сопоставимы.
В отличие от переднеприводного "Ситроена" с передним расположением мотора, первая четырёхколёсная инвалидная машина имела задний привод и мотор, расположенный сзади.
В отличие от трёхколесной предшественницы с мотоциклетным рулём, у С-3А руль был автомобильного типа, то есть круглым. Торможение осуществлялось рычагом. Двигатель, как и прежде, был ижевским, мотоциклетным. Коробка передач также была мотоциклетной, поэтому передачи переключались аналогичным образом: движением рычага вперёд и назад.
Поскольку у ижевских мотоциклов задней передачи не было, инвалидную коляску оборудовали реверсом, который позволял двигаться назад с той же скоростью, что и вперёд. Максимальная скорость составляла 60 км/ч. Однако при полной загрузке, то есть с пассажиром, рекомендовалось не превышать 40 км/ч. Машина отличалась превосходной манёвренностью. При длине 2650 мм и ширине 1316 мм радиус её поворота составлял всего 3,5 метра.
В 1970 году "Моргуновку" сменила угловатая С-3Д. Она получила омыватель лобового стекла от "Запорожца", бензиновый отопитель салона и, главное, цельнометаллическую крышу.
Но эта модель уже не достигла культового статуса, которым обладала "Моргуновка" благодаря фильму "Операция "Ы".
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберет 200 лайков, я посвящу выпуск легендарному советскому автобусу ЛиАЗ-677.
Предлагайте интересующие вас темы для статей в комментариях.