О такой машине у нас в стране мечтали миллионы. Но ИЖ-2126 4х4 навсегда вошел в список самых спорных и даже скандальных отечественных автомобилей.
АВТОМОБИЛЬ МЕЧТЫ
А богатая ведь была идея! Десятилетиями миллионы советских автолюбителей мечтали о доступном полноприводном автомобиле с комфортным, вместительным кузовом. «Нива» — единственная машина, которая удовлетворяла этим требованиям. Но лишь отчасти, поскольку была тесной.
Предложить гражданам автомобиль их многолетней мечты в 1990‑е уже в другой стране взялись и расплодившиеся в те годы тюнинговые фирмы, и сами заводы. Тюнинговые мастерские ставили, например, на полноприводное шасси кузов «Волги». Кстати, именно в те яркие, сложные и очень противоречивые годы были характерны творческими порывами. Иногда интересными, порой — наивными. Но вызывающими уважение уже самим желание сделать нечто свое, оригинальное.
В 1994 году покупателям предложили удлиненную, правда, пока еще трехдверную «Ниву» ВАЗ-2129, а годом позже начали продавать уже пятидверный ВАЗ-2131. Еще раньше эксперименты с созданием полноприводного пятидверного хэтчбека начали в Ижевске.
БЕДНЫЙ РОДСТВЕННИК
Ижевский завод — вечный пасынок советского автопрома, в СССР подчиненный министерству оборонной промышленности и десятилетиями выпускавший вариации на тему «Москвича-412», в начале 1990‑х мучительно пытался нарастить производство нового ИЖ-2126 еще по имени «Орбита». Первый опытный образец этой модели построили еще в 1977‑м. На государственные испытания автомобиль вышел в 1984‑м. Но первую сотню товарных ИЖ-2126 удалось собрать лишь в 1990‑м.
Машину классической компоновки позиционировали, как доступный, семейный автомобиль для тех, кому практичность, пусть и консервативная важнее новомодного шика. Но за те годы, что «Орбиту» готовили к выпуску автопром, да и представления потребителей о том, каким должен быть автомобиль, на котором они хотят ездить, ушли далеко вперед. Низкий спрос на «Орбиту» был вполне сравним с небольшим объемом производства. А вскоре возможности завода стали даже превышать потребности покупателей.
В поисках новых покупателей завод предложил универсал по имени «Фабула», фургон и пикап. А заодно удивил неизбалованных россиян полноприводным вариантом хэтчбека, переименованного к тому времени в «Оду».
ВЫШЕ НОРМЫ
Вообще-то, уже на стадии проекта автомобили семейства ИЖ-2126 рассматривали в вариантах с задним, передним и полным приводом. Так, что определенные прикидки в этой области на заводе были. А драйвером создания модификации колесной формулой 4х4 стала ижевская фирма «Норма-Авто», как и многие подобные тюнинговые мастерские образованная при заводе.
Фирма «Норма» взялась за дело основательно. Занимались, в частности, и полноприводной дорожной версией «Оды» — неким аналогом Audi Quattro и Subaru. Такая машина не имела понижающей передачи, зато ее оснастили независимой многорычажной задней подвеской и рассчитывали под импортные силовые агрегаты.
В результате в 1998‑м появилась полноприводная «Ода» с двигателем Hyundai мощностью 130 л. с. и коробкой передач от Toyota RAV4. На машину с максимальной скоростью 180 км/ч поставили дисковые от ВАЗ-2108 не только спереди, но и сзади. Клиренс такой версии был всего лишь 145 мм — явно не внедорожной. Да, и вообще, у тех, кто приглядывался к «Оде» силовой агрегат, которой стоил едва ли ни дороже базового автомобиля, большого и тем более практического интереса не вызывал. Мечта — мечтой. Но не до такой степени! Массовый отечественный потребитель ждал другого автомобиля.
СБОРНАЯ КОМАНДА
Основным автомобилем, конечно, видели внедорожный ИЖ-2126‑60. В нем не только пятидверный кузов, но и все узлы и агрегаты были серийными — от отечественных автомобилей. Но вот тут и начиналось самое интересное и курьезное!
Найти сегодня две абсолютно одинаковые полнопривоные «Оды» практически невозможно. Похоже: автомобили собирали из того, что именно сейчас удалось достать по случаю и привезти на участок сборки. В общем-то, в конце 1990‑х — начале 2000‑х примерно так и было. И не только, кстати, на участке сборки полноприводных ИЖ-2126, но и на конвейерах некоторых не самых крупных российских автозаводов. Основным силовым агрегатом для ИЖ-2126 4х4 числился карбюраторный мотор от «Нивы» ВАЗ-21213 с ее же пятиступенчатой коробкой передач. Мотор рабочим объемом 1,7 л развивал 80 л. с. Раздаточная коробка была, соответственно, тоже от «Нивы».
На часть машин ставили двигатели ВАЗ-2106 объемом 1,6 л и ВАЗ-2130 объемом 1,8 л, а также уфимский УЗАМ-331 — потомок мотора «Москвича-412». Говорят, были машины даже с уфимским 2,0‑литровым двигателем. На часть автомобилей устанавливали омские коробки передач и раздатки. Передний привод организовали причудливо. В корпусе редуктора от «Нивы» стояли детали от «Самары». От нее же взяли передние тормоза. Впрочем, существовали и другие варианты.
Единственным, неизменным элементом конструкции оставался омский задний мост с барабанными тормозами. Но по крайней мере, на части машин, к нему шел карданный вал, представляющий собой сочетание элементов «Волги», «Москвича» и «Лады».
Конечно, можно считать, что ИЖ-2126 делали в разных комплектациях. Если верить рекламным проспектам, так оно и было. Например, заявляли и модификацию ИЖ-2126‑063 на 14‑дюймовых колесах, с задней независимой подвеской и впрысковым мотором ВАЗ объемом 1,8 л, мощностью 84 л. с. Но такие машины в продаже, похоже, не появлялись.
Пестрота рекламных проспектов в реальной жизни обернулась тем, что практически каждый автомобиль представлял собой оригинальную, но не доведенную до ума конструкцию, неаккуратно собранную из самых разнообразных комплектующих посредственного качества.
Зато часть автомобилей с игривым именем «Ника» украшали причудливым стеклопластиковым и, понятно, ломким обвесом. А еще, помимо хэтчбека, рекламировали пикап ИЖ-27171‑060 «Охотник». Но такие автомобили, как, кстати, и универсалы ИЖ-21261 «Фабула» с полным приводом остались опытными образцами.
КОМЕДИЯ И ДРАМА
Конечно, по проходимости ИЖ-2126 почти не уступал стандартной короткой «Ниве» и совсем не уступал удлиненной версии тольяттинского внедорожника. По управляемости даже выигрывал у них. Но качеством изготовления ижевские автомобили, мягко говоря, оставляло желать лучшего, даже по сравнению с «Нивами», которые им тоже не блистали.
Смелые романтики, отваживающиеся купить очередную причудливую отечественную новинку эпохи перемен, находились. Но смельчаков было, конечно, очень немного.
А в общем-то, судьба причудливого проекта, как впрочем уже и базового ИЖ-2126, была предрешена с самого начала. ИЖ-2126 колесной формулой 4х4 выпускали до 2005 г. и собрали всего чуть больше трех тысяч автомобилей.
Многие полноприводные «Оды» и «Ники» еще на ходу. Но такой машиной нельзя просто владеть. Сосуществование с ней — отдельный образ жизни, если угодно, даже отдельная философия. Зато нынче ИЖ-21216 4х4 — один из наиболее редких и ярких артефактов интересной, комичной и драматичной, смешной и грустной эпохи грандиозных планов и наивных проектов.
Что еще почитать:
Волшебная прокладка: зачем в СССР дефорсировали моторы и где доставали дешевый бензин