Найти в Дзене
5 Колесо

Неспетая «Ода»: почему провалился проект полноприводного ИЖ-2126

О такой машине у нас в стране мечтали миллионы. Но ИЖ-2126 4х4 навсегда вошел в список самых спорных и даже скандальных отечественных автомобилей. АВТОМОБИЛЬ МЕЧТЫ А богатая ведь была идея! Десятилетиями миллионы советских автолюбителей мечтали о доступном полноприводном автомобиле с комфортным, вместительным кузовом. «Нива» — единственная машина, которая удовлетворяла этим требованиям. Но лишь отчасти, поскольку была тесной. Предложить гражданам автомобиль их многолетней мечты в 1990‑е уже в другой стране взялись и расплодившиеся в те годы тюнинговые фирмы, и сами заводы. Тюнинговые мастерские ставили, например, на полноприводное шасси кузов «Волги». Кстати, именно в те яркие, сложные и очень противоречивые годы были характерны творческими порывами. Иногда интересными, порой — наивными. Но вызывающими уважение уже самим желание сделать нечто свое, оригинальное. В 1994 году покупателям предложили удлиненную, правда, пока еще трехдверную «Ниву» ВАЗ-2129, а годом позже начали продавать у

О такой машине у нас в стране мечтали миллионы. Но ИЖ-2126 4х4 навсегда вошел в список самых спорных и даже скандальных отечественных автомобилей.

АВТОМОБИЛЬ МЕЧТЫ

А богатая ведь была идея! Десятилетиями миллионы советских автолюбителей мечтали о доступном полноприводном автомобиле с комфортным, вместительным кузовом. «Нива» — единственная машина, которая удовлетворяла этим требованиям. Но лишь отчасти, поскольку была тесной.

Предложить гражданам автомобиль их многолетней мечты в 1990‑е уже в другой стране взялись и расплодившиеся в те годы тюнинговые фирмы, и сами заводы. Тюнинговые мастерские ставили, например, на полноприводное шасси кузов «Волги». Кстати, именно в те яркие, сложные и очень противоречивые годы были характерны творческими порывами. Иногда интересными, порой — наивными. Но вызывающими уважение уже самим желание сделать нечто свое, оригинальное.

В 1994 году покупателям предложили удлиненную, правда, пока еще трехдверную «Ниву» ВАЗ-2129, а годом позже начали продавать уже пятидверный ВАЗ-2131. Еще раньше эксперименты с созданием полноприводного пятидверного хэтчбека начали в Ижевске.

БЕДНЫЙ РОДСТВЕННИК

Ижевский завод — вечный пасынок советского автопрома, в СССР подчиненный министерству оборонной промышленности и десятилетиями выпускавший вариации на тему «Москвича-412», в начале 1990‑х мучительно пытался нарастить производство нового ИЖ-2126 еще по имени «Орбита». Первый опытный образец этой модели построили еще в 1977‑м. На государственные испытания автомобиль вышел в 1984‑м. Но первую сотню товарных ИЖ-2126 удалось собрать лишь в 1990‑м.

Недорогой отечественный полноприводный пятидверный хэтчбек — мечта российского покупателя
Недорогой отечественный полноприводный пятидверный хэтчбек — мечта российского покупателя

Машину классической компоновки позиционировали, как доступный, семейный автомобиль для тех, кому практичность, пусть и консервативная важнее новомодного шика. Но за те годы, что «Орбиту» готовили к выпуску автопром, да и представления потребителей о том, каким должен быть автомобиль, на котором они хотят ездить, ушли далеко вперед. Низкий спрос на «Орбиту» был вполне сравним с небольшим объемом производства. А вскоре возможности завода стали даже превышать потребности покупателей.

В поисках новых покупателей завод предложил универсал по имени «Фабула», фургон и пикап. А заодно удивил неизбалованных россиян полноприводным вариантом хэтчбека, переименованного к тому времени в «Оду».

Проходимость ИЖ-21216 4х4, действительно, была впечатляющая
Проходимость ИЖ-21216 4х4, действительно, была впечатляющая

ВЫШЕ НОРМЫ

Вообще-то, уже на стадии проекта автомобили семейства ИЖ-2126 рассматривали в вариантах с задним, передним и полным приводом. Так, что определенные прикидки в этой области на заводе были. А драйвером создания модификации колесной формулой 4х4 стала ижевская фирма «Норма-Авто», как и многие подобные тюнинговые мастерские образованная при заводе.

Вариант ИЖ-2126 4х4 с пластиковым обвесом
Вариант ИЖ-2126 4х4 с пластиковым обвесом

Фирма «Норма» взялась за дело основательно. Занимались, в частности, и полноприводной дорожной версией «Оды» — неким аналогом Audi Quattro и Subaru. Такая машина не имела понижающей передачи, зато ее оснастили независимой многорычажной задней подвеской и рассчитывали под импортные силовые агрегаты.

В результате в 1998‑м появилась полноприводная «Ода» с двигателем Hyundai мощностью 130 л. с. и коробкой передач от Toyota RAV4. На машину с максимальной скоростью 180 км/ч поставили дисковые от ВАЗ-2108 не только спереди, но и сзади. Клиренс такой версии был всего лишь 145 мм — явно не внедорожной. Да, и вообще, у тех, кто приглядывался к «Оде» силовой агрегат, которой стоил едва ли ни дороже базового автомобиля, большого и тем более практического интереса не вызывал. Мечта — мечтой. Но не до такой степени! Массовый отечественный потребитель ждал другого автомобиля.


Нарядный вариант со спойлером над стеклом и запаской на корме
Нарядный вариант со спойлером над стеклом и запаской на корме

СБОРНАЯ КОМАНДА

Основным автомобилем, конечно, видели внедорожный ИЖ-2126‑60. В нем не только пятидверный кузов, но и все узлы и агрегаты были серийными — от отечественных автомобилей. Но вот тут и начиналось самое интересное и курьезное!

Найти сегодня две абсолютно одинаковые полнопривоные «Оды» практически невозможно. Похоже: автомобили собирали из того, что именно сейчас удалось достать по случаю и привезти на участок сборки. В общем-то, в конце 1990‑х — начале 2000‑х примерно так и было. И не только, кстати, на участке сборки полноприводных ИЖ-2126, но и на конвейерах некоторых не самых крупных российских автозаводов. Основным силовым агрегатом для ИЖ-2126 4х4 числился карбюраторный мотор от «Нивы» ВАЗ-21213 с ее же пятиступенчатой коробкой передач. Мотор рабочим объемом 1,7 л развивал 80 л. с. Раздаточная коробка была, соответственно, тоже от «Нивы».

Редкая тюнинговая версия чуть менее редкого мелкосерийного автомобиля
Редкая тюнинговая версия чуть менее редкого мелкосерийного автомобиля

На часть машин ставили двигатели ВАЗ-2106 объемом 1,6 л и ВАЗ-2130 объемом 1,8 л, а также уфимский УЗАМ-331 — потомок мотора «Москвича-412». Говорят, были машины даже с уфимским 2,0‑литровым двигателем. На часть автомобилей устанавливали омские коробки передач и раздатки. Передний привод организовали причудливо. В корпусе редуктора от «Нивы» стояли детали от «Самары». От нее же взяли передние тормоза. Впрочем, существовали и другие варианты.

Единственным, неизменным элементом конструкции оставался омский задний мост с барабанными тормозами. Но по крайней мере, на части машин, к нему шел карданный вал, представляющий собой сочетание элементов «Волги», «Москвича» и «Лады».

Полноприводнвая «Ода» в модном пластиковом обвесе
Полноприводнвая «Ода» в модном пластиковом обвесе

Конечно, можно считать, что ИЖ-2126 делали в разных комплектациях. Если верить рекламным проспектам, так оно и было. Например, заявляли и модификацию ИЖ-2126‑063 на 14‑дюймовых колесах, с задней независимой подвеской и впрысковым мотором ВАЗ объемом 1,8 л, мощностью 84 л. с. Но такие машины в продаже, похоже, не появлялись.

Пестрота рекламных проспектов в реальной жизни обернулась тем, что практически каждый автомобиль представлял собой оригинальную, но не доведенную до ума конструкцию, неаккуратно собранную из самых разнообразных комплектующих посредственного качества.

Прототип пикапа ИЖ-27171 4х4 «Охотник»
Прототип пикапа ИЖ-27171 4х4 «Охотник»

Зато часть автомобилей с игривым именем «Ника» украшали причудливым стеклопластиковым и, понятно, ломким обвесом. А еще, помимо хэтчбека, рекламировали пикап ИЖ-27171‑060 «Охотник». Но такие автомобили, как, кстати, и универсалы ИЖ-21261 «Фабула» с полным приводом остались опытными образцами.

КОМЕДИЯ И ДРАМА

Конечно, по проходимости ИЖ-2126 почти не уступал стандартной короткой «Ниве» и совсем не уступал удлиненной версии тольяттинского внедорожника. По управляемости даже выигрывал у них. Но качеством изготовления ижевские автомобили, мягко говоря, оставляло желать лучшего, даже по сравнению с «Нивами», которые им тоже не блистали.

Смелые романтики, отваживающиеся купить очередную причудливую отечественную новинку эпохи перемен, находились. Но смельчаков было, конечно, очень немного.

Полнопривоный универсал ИЖ-21261 «Фабула» не стал даже мелкосерийным
Полнопривоный универсал ИЖ-21261 «Фабула» не стал даже мелкосерийным

А в общем-то, судьба причудливого проекта, как впрочем уже и базового ИЖ-2126, была предрешена с самого начала. ИЖ-2126 колесной формулой 4х4 выпускали до 2005 г. и собрали всего чуть больше трех тысяч автомобилей.

Многие полноприводные «Оды» и «Ники» еще на ходу. Но такой машиной нельзя просто владеть. Сосуществование с ней — отдельный образ жизни, если угодно, даже отдельная философия. Зато нынче ИЖ-21216 4х4 — один из наиболее редких и ярких артефактов интересной, комичной и драматичной, смешной и грустной эпохи грандиозных планов и наивных проектов.

Что еще почитать:

«Мятеж» на заводе: почему в СССР запретили выпускать переднеприводный ИЖ-13, который появился задолго до «восьмерки»

«Начинали с двух коробок детского пластилина»: как появился фургон Иж-2715 и почему его не продавали частникам

Волшебная прокладка: зачем в СССР дефорсировали моторы и где доставали дешевый бензин