Ветеран СВО и создатель патриотического бренда «Русский символ» Сергей Федорец — о нюансах открытия собственного дела, государственной поддержке, особенностях нишевого бизнеса, его сложностях и перспективах.
Сергей Федорец в 2022 году, когда началась мобилизация, добровольно пришел в военкомат и ушел на фронт. Пять месяцев он пробыл «за лентой», до февраля. Служил сначала командиром взвода разведки 361-го полка, впоследствии был командиром штурмового взвода 237-го полка. Награжден медалями «За отвагу» и участника СВО. Ранее руководил центром допризывной подготовки «Альфа», а вернувшись после ранения, решил начать свое дело с патриотической направленностью.
— Ваш путь — от руководства клубом допризывной подготовки до участия в СВО до основания собственного бренда одежды — уникален. Что стало ключевым триггером к запуску именно бизнес-проекта, а не возвращению к прежней деятельности?
— Находясь на реабилитации и понимая, что буду уволен из рядов Вооруженных сил по состоянию здоровья, задумался о дальнейшем пути. Передо мной было два варианта. Один — вернуться в прежнее русло: лекции от общества «Знание», патриотическая работа, клуб, тренировки и подготовка ребят. Однако полноценно проводить занятия я уже не мог из-за состояния здоровья, так как в этой сфере все строится на личном примере. Нужно показывать и поправлять, а многие вещи я элементарно не мог выполнять сам.
Поэтому начал думать о создании чего-то такого, что будет работать без моего постоянного физического присутствия. Чтобы по-прежнему заниматься патриотическим воспитанием и работой с молодежью, но в таком ключе, где мое прямое непосредственное участие не было бы обязательным.
— И как появилась идея?
— Одна из причин вызревала давно. Мне никогда не нравилась патриотическая одежда, представленная на рынке. Я, например, не могу понять, почему на костюме с российским гербом название нашей страны может быть написано на английском языке. Это уместно для спортивных сборных, представляющих страну за границей. Но носить внутри страны название своей Родины на иностранном языке для меня неприемлемо.
Поэтому я захотел создать что-то свое, что будет передавать настоящие ценности. Не кричащий или агрессивный патриотизм, когда герб печатают во всю спину или огромными буквами пишут «Россия», не подкрепляя это никакими глубинными смыслами. А что такое Россия? Почему у тебя такая позиция? Что ты сам пытаешься сделать и привнести в общество?
Одежда — это вторая кожа. С ее помощью мы можем выражать свои ценности и традиции для внутренней уверенности. Чтобы эти символы придавали нам настроение, и чтобы их могли видеть окружающие. Мы привыкаем к тому, что видим постоянно. И когда по городу ходят люди с нашитыми американскими флагами, мы понемногу программируем себя на мысль, что это нормально. А о своем постепенно забываем. Именно эти глубинные смыслы, заложенные в нашей культуре, я хочу передать.
У нас, наверное, самая глубокая по смыслу страна. Она самая большая по территории, самая многонациональная, с разнообразием вероисповеданий. Ее историю и культуру невозможно охватить. И я как раз решил создать нечто, что будет передавать именно эти ценности всем.
— В чем вы видите свою миссию сейчас, как предприниматель?
— Одна из особенностей нашей коллекции — использование машинной вышивки с русскими символами. Например, один из патчей — это стилизованный под QR-код узор из березовых стволов. Береза — русское дерево, близкое душе каждого. А QR-код — символ современности. Так мы совмещаем традиции с актуальностью. Или дизайны с медведем — например, медвежья морда в геометрической форме в стиле гжельской росписи. Это эклектика, объединяющая разные традиции.
Таким образом, мы передаем патриотизм без агрессии, популизма и навязывания. Мы предлагаем то, что на самом деле близко и ценно нашим людям. Кроме того, наша одежда включает тактические элементы, что сохраняет некий дух, присутствовавший на СВО, и обеспечивает высокую функциональность.
— Если анализировать российский рынок fashion-ритейла в целом, насколько рентабельными сегодня являются такие нишевые проекты по сравнению с масс-маркетом? Насколько, на ваш взгляд, подобная нишевая стратегия может быть устойчивой в долгосрочной перспективе?
— Заходить в масс-маркет мы точно не планируем — это не наша площадка. Он, безусловно, популярен, но работает с совершенно другой целевой аудиторией. Наш проект — не просто про одежду. Он про смыслы, про традиции, про готовность открыто выражать свою позицию. Поэтому конкурировать на фоне миллионов других брендов, которые печатают просто какие-то картинки, для нас не имеет смысла.
Наш путь — это развитие через собственный сайт, социальные сети и впоследствии через открытие собственных точек продаж. Мы понимаем, что это игра вдолгую, и не рассчитываем на быструю сверхприбыль. При этом в долгосрочной перспективе именно нишевая стратегия видится максимально устойчивой. И вновь потому, что мы говорим о смыслах и ценностях — о тех вещах, которые остаются с человеком на протяжении всей жизни. Мы готовы идти вместе со своей аудиторией параллельным курсом.
— Вы выросли в семье, где служение Отечеству — это ценность, передающаяся через поколения. Как эта семейная традиция повлияла на вашу позицию?
— Да, в моей семье дед и отец прошли войны. Мой дедушка, Тихон Сушков, прошел всю Великую Отечественную войну, был трижды ранен и встретил Победу в Берлине. Отец, Дмитрий Федорец, добровольцем ушел служить в Афганистан. Он был десантником-разведчиком, награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу», а также получил благодарность от афганского народа. Он также был ранен.
В нашей семье всегда с особым трепетом относились к слову «Родина». Для нас это, в первую очередь, вся твоя семья в самом широком понимании, а не только малая ячейка из жены и детей, как это часто бывает. Семья — это род и место, где мы живем. Поэтому у нас все всегда стремились, помимо основной работы, приносить пользу обществу. Мы обязательно отмечали государственные праздники, а в Новый год все вставали под звуки гимна. Это укрепляло нашу сплоченность.
Эти же принципы я переношу в бизнес. У меня есть жесткая и открытая позиция: 1% от всей выручки всегда будет направляться на благотворительность. Уверен, что 1% — это на самом деле очень много. Все зависит от количества людей, которые готовы вкладывать этот процент. Если к этой миссии присоединится большое число людей, то общее дело станет по-настоящему масштабным.
— Расскажите, как опыт управления на «гражданке» и полученный на фронте помог вам в запуске своего дела? Возможно, помог выработать какие-то черты характера, закалить их?
— Весь мой предыдущий жизненный опыт, и особенно то, что я всю жизнь занимался патриотической работой, помогли выработать хорошую насмотренность. Это дает понимание того, что может быть близко по духу разным людям — с разным образованием, из различных социальных слоев, с непохожими интересами. Важно осознавать, какие именно символы патриотизма способны объединить их всех, что найдет отклик у каждого. Это очень важное понимание.
Что касается опыта, полученного в ходе СВО, то он научил меня быстро принимать решения. В тех условиях нет времени на долгие раздумья, очень часто решение рождается на уровне чистой интуиции — ты даже не можешь объяснить, почему нужно лежать здесь, как поступает внутренняя команда: «Встал, побежал». Именно такие моменты сейчас очень помогают в бизнесе, потому что здесь тоже необходимо держать в фокусе множество аспектов одновременно: поставки, пошив, контроль качества, отправка заказов, бухгалтерия. При этом все эти процессы для меня — максимально новые сферы деятельности. Бизнесом я раньше никогда не занимался. Это сложно, но безумно интересно.
— Какие ключевые операционные сложности (логистика, закупка тканей, маркетинг) наиболее остро стоят перед небольшими брендами?
— Сложностей на самом деле огромное количество, и пока приходится разбираться и контролировать все самостоятельно. Первая и главная сложность — это поиск ткани. Процесс очень непростой, потому что, создавая вещи о Родине, истории и стране, мы не можем позволить себе использовать некачественные материалы. В составе наших тканей от 90% хлопка и вискозы, вместо эластана мы стараемся добавлять лайкру. Найти ткань, которая соответствовала бы нужной плотности и была доступна в необходимом количестве, — это отдельная задача. Критически важно, чтобы поставщик мог отгрузить один-два рулона. Крупные заводы и фабрики с большим ассортиментом работают с огромными партиями. Условно, минимальная партия — 10 км. Купить такое количество ткани для меня финансово невозможно, а кроме того, ее еще нужно обшить и продать, что на старте нереально. Поэтому приходится искать именно тех поставщиков, которые готовы работать с малыми партиями, но по оптовым ценам, иначе наше ценообразование станет неподъемным и у нас просто не будет клиентов.
Вторая проблема — само производство. А третья — это дизайн. Я могу объяснить, как должна выглядеть вещь, но я не художник. Соответственно, найти дизайнера, который может качественно воплотить идею в жизнь, — тоже крайне сложная задача. Ситуацию усугубляет влияние нейросетей. Молодые люди, видя, что у них что-то немного получается с их помощью, начинают считать себя дизайнерами. Нам же был необходим дизайнер-патриот, который при отрисовке каждого элемента понимал бы, что он создает, и какой смысл мы хотим этим передать.
Кроме того, тема для меня была совершенно новой. Я мужчина, который всю жизнь занимался военно-патриотической работой. Столкнулся с огромным количеством непонятных терминов: характеристики тканей, двухнитка, трехнитка, косая петля, прямая петля... У меня просто взрывалась голова от вопроса, как во всем этом возможно разобраться.
— Для стартапа критически важна поддержка. Какие меры господдержки вы использовали? Были ли среди них предназначенные именно для ветеранов СВО?
— Хочу выразить отдельную благодарность правительству Липецкой области. После увольнения в феврале 2023 года я обратился в центр «Мой бизнес». Рассказал, что вернулся из зоны СВО и хочу открыть свое дело, но не знал, с чего начать. Руководитель Анатолий Гольцов сразу включился в работу: мне оказали консультацию, а пока я проходил реабилитацию, параллельно учился и изучал большое количество бизнес-литературы.
В мае получил 380 тыс. руб. по соцконтракту. Плюс у меня остались сбережения со службы. На эти средства приобрел оборудование — профессиональную промышленную вышивальную машину, нашел поставщиков ткани и заключил договор с липецкой фабрикой. Мы разработали техническое задание и лекала, заказали ткань, после чего начался пошив. Далее следует контроль качества и уже на нашей стороне — нанесение машинной вышивки. С просьбой о предоставлении помещений я пока не обращался, так как обороты еще невелики.
Я также обратился в правительство Липецкой области. Меня познакомили с действующим предпринимателем, который изучил мой бизнес-план, дал ценные советы и оказал поддержку. Кроме того, меня включили в бизнес-клуб «Навстречу», где есть возможность встречаться с опытными предпринимателями и консультироваться по актуальным вопросам.
Область помогает и с рекламой: всегда можно договориться о публикации или о создании карточки товара с привлечением фотографа. На старте средств на все не хватает, проект пока небольшой, а маржинальность невысока из-за малых партий. Поэтому приходится расставлять приоритеты, и регион в этом плане оказывает существенную помощь. Сейчас центр «Мой бизнес» оплачивает мне разработку сайта, регистрацию товарного знака. По правилам идет одна поддержка на одно юрлицо, а мне, как ветерану СВО, дали две.
— Вы уже поделились нюансами практического производства. Уточните, сколько сейчас у вас сотрудников и планируете ли вы в свою работу добавить социальную миссию?
— На данный момент в команде работают три дизайнера и маркетолог, а производство осуществляется на основе действующего договора с фабрикой. Что касается социальной миссии, то этот вопрос уже находится в работе. Вместе с уполномоченным по защите прав предпринимателей Евгением Боровских мы ведем проект, связанный с одной из наших коллекций. Кроме того, уже на 2026 год запланировано обучение для ветеранов боевых действий и членов их семей.
Это будет крупный федеральный проект. В его рамках спикеры федерального уровня будут обучать участников основам бизнеса — начиная от формирования идеи и заканчивая получением конечного результата.
— Учитываете ли в бизнес-плане грядущие изменения в налоговом законодательстве с 2026 года — повышение НДС и изменение лимитов для УСН? Какой налоговый режим вы считаете оптимальным для стартапа в fashion-индустрии?
— Я определился с налоговым режимом еще на этапе открытия ИП, то есть при получении соцконтракта. Оптимальным для себя посчитал АУСН по схеме «Доходы минус расходы». На старте мне было понятно, какие именно расходы у меня точно есть, и которые я могу корректно отразить. Такой подход показался мне логичным и удобным. Да, это, конечно, создает дополнительную нагрузку с точки зрения ведения отчетности, но на данный момент такой формат для меня предпочтителен.
Безусловно, мы будем анализировать ситуацию, особенно с учетом изменений, запланированных на 2026 год, включая повышение НДС и снижение лимитов для УСН. В любом случае, планирую в 2026 году преодолеть порог оборота в 10 млн руб., а значит, мы неизбежно столкнемся с необходимостью работы с НДС.
Но для начала, конечно, нужно преодолеть хотя бы рубеж в 1 млн. Наши планы амбициозны, мы понимаем, как двигаться к цели, и будем последовательно идти вперед. И в результате планируем стать известным всероссийским брендом.