Найти в Дзене
nashgorod.ru

Вкусная ниша: в Тюмени массово открывают новые рестораны, несмотря на кризис

Несмотря на высокую конкуренцию и закрытия отдельных заведений, рынок общепита в Тюменской области за год вырос на 4,1%. В статистику вошли рестораны, кафе, кофейни, бары, а также кейтеринг и столовые. Об этом «Нашему Городу» рассказали аналитики «Контур. Фокуса». По данным сервиса «Контур.Фокус», за год — с декабря 2024 по декабрь 2025 — число организаций в сфере ресторанного бизнеса увеличилось на 93 и достигло 2 355. Основной вклад в расширение рынка внес малый бизнес. Количество индивидуальных предпринимателей в общепите выросло на 5,3% — с 1 460 до 1 537. Число юридических лиц увеличилось более умеренно — на 2%, до 818 компаний. При этом в 2025 году в регионе было зарегистрировано 424 новых предприятия общепита, тогда как ликвидировано 341. Годом ранее эти показатели были значительно ниже — 49 регистраций и 39 закрытий. Финансовые показатели отрасли также демонстрируют уверенный рост. Совокупная выручка юридических лиц общепита в Тюменской области увеличилась с 25,7 млрд руб. в 20
Оглавление

Несмотря на высокую конкуренцию и закрытия отдельных заведений, рынок общепита в Тюменской области за год вырос на 4,1%. В статистику вошли рестораны, кафе, кофейни, бары, а также кейтеринг и столовые. Об этом «Нашему Городу» рассказали аналитики «Контур. Фокуса».

  1MI
1MI

По данным сервиса «Контур.Фокус», за год — с декабря 2024 по декабрь 2025 — число организаций в сфере ресторанного бизнеса увеличилось на 93 и достигло 2 355.

Основной вклад в расширение рынка внес малый бизнес. Количество индивидуальных предпринимателей в общепите выросло на 5,3% — с 1 460 до 1 537. Число юридических лиц увеличилось более умеренно — на 2%, до 818 компаний. При этом в 2025 году в регионе было зарегистрировано 424 новых предприятия общепита, тогда как ликвидировано 341. Годом ранее эти показатели были значительно ниже — 49 регистраций и 39 закрытий.

Финансовые показатели отрасли также демонстрируют уверенный рост. Совокупная выручка юридических лиц общепита в Тюменской области увеличилась с 25,7 млрд руб. в 2023 году до 37,6 млрд руб. в 2024 году — почти на 46%. Средняя выручка на одну компанию выросла на 43% и превысила 62 млн руб., что говорит об укрупнении бизнеса и росте оборотов у действующих игроков рынка.

Рост вопреки кризису

Как видно из статистики, несмотря на не самую благоприятную экономическую ситуацию, общепит остается весьма привлекательной сферой бизнеса. Ресторатор Алексей Трунев объяснил, что рост тюменского общепита идет по двум направлениям — за счет крупных сетей и малого бизнеса. По его словам, сегодня ресторанный бизнес стал одной из самых понятных и доступных форм инвестиций и самореализации на фоне подорожания других способов получения эмоций.

«Экономику лихорадит»: Тюмень лишилась знакового гастропроекта

«Если разделять рынок, то для крупных федеральных игроков общепит — это именно бизнес и торговля впечатлениями. Людям нужно снимать стресс, отдыхать, получать эмоции, а путешествия, покупка жилья, автомобилей, дорогой спа-отдых становятся все менее доступными. Ресторан на этом фоне остается одной из немногих форм развлечений, поэтому крупные московские и новосибирские франшизы активно заходят в регион и чувствуют себя здесь уверенно. За такими проектами стоят серьезные инвестиции в команды, маркетинг, логистику и большие площади. При удачной реализации доходность вложенного рубля в ресторане может быть выше банковской, поэтому игра действительно стоит свеч», — пояснил Трунев.

Не только прибыль

По его словам, рост малого предпринимательства в общепите имеет другую природу и не всегда связан с погоней за высокой прибылью.

«Малый общепит — это скорее креативная индустрия и форма самовыражения. Небольшая кофейня или заведение с инвестициями до 10–15 млн руб. часто строится вокруг идеи и личности владельца. Такие проекты более гибкие: предприниматель может сам работать в зале или на кухне, закрывать кадровые пробелы, не попадать под давление высокой аренды и сложной налоговой нагрузки. Поэтому они не оказываются между молотом и наковальней, как средний бизнес», — добавил эксперт.

Ресторатор также отметил, что закрытие части заведений — естественный процесс и не говорит о кризисе именно в общепите.

«Низкая выживаемость — это проблема всего малого бизнеса, а не только ресторанов. Если посмотреть на другие сферы, то пункты выдачи, салоны красоты, сервисные компании — закрываются не меньше, а возможно даже больше, чем кафе и рестораны. Общепит сложен ровно настолько, насколько ты его таким сделаешь: можно построить огромный ресторан с дорогой концепцией, а можно печь пончики в небольшом помещении и работать самому. В любом случае рынок сам подсказывает, какие форматы востребованы, а какие уходят», — добавил Трунев.

По его мнению, устойчивый интерес к открытию заведений объясняется еще и общей нестабильностью на рынке труда.

«Люди уходят из найма, потому что хотят улучшить качество жизни здесь и сейчас. Деньги под матрас не положишь, а банк уже не всегда кажется привлекательным вариантом. Поэтому люди продолжают открывать кафе и рестораны в любой экономической ситуации — хорошей или плохой. Вопрос не в моменте, а в том, понимаешь ли ты, что делаешь и зачем ты заходишь в этот бизнес», — резюмировал предприниматель.

Тура может не вернуться в Тюмени: учёные предупредили об опасном сценарии

В общепите, как и в других отраслях бизнеса, продолжается рост издержек, который все сложнее компенсировать без пересмотра цен. Тюменские рестораторы отмечают удорожание продуктов, рост зарплат и фонда оплаты труда, дорогие кредиты и увеличение налоговой нагрузки, из-за чего стоимость блюд за последний год в среднем выросла на 15–20%. При этом заведения стараются сдерживать рост цен за счет оптимизации меню, сокращения отходов, замены импортных ингредиентов и углубления локализации, однако полностью избежать индексации уже невозможно. Представители отрасли подчеркивают, что повышение цен — закономерный и давний процесс, но несмотря на это тюменский рынок общепита остается устойчивым.