Всю свою сознательную жизнь, я считала Бийск началом Чуйского тракта.
Еще даже существовала фраза: «Бийск – «ворота в Горный Алтай»», кстати, в городе есть такая скульптура.
Но оказалось совсем даже не так, всю мою жизнь нулевой километр Чуйского тракта находится в Новосибирске.
Нулевой километр назначают как начальную точку отсчета дорожных расстояний.
Это символическая отметка (геодезический знак), от которой традиционно измеряют пройденные расстояния.
Нулевой километр может отмечаться табличкой или изображенным на земле знаком, а иногда – статуей или стелой, или даже исторической достопримечательностью (дворцом, мостом).
Где же начинался прежде и начинается сейчас Чуйский тракт?
Разберемся.
Торговый путь, шедший из Бийска в долину реки Чуя, расположенную на южной границе Томской губернии был известен с конца 18 века, но только во второй половине 19 века он становится Чуйским трактом, по которому успешно развивается русско-монгольская торговля.
Что считать началом этого торгового пути?
В этом вопросе у исследователей и путешественников конца 19 – начала 20 века нет единодушия.
Некоторые говорят о начале тракта в селе Алтайском.
Известный бийский историк и краевед С. Исупов в книге «Бийская крепость есть главная…» пишет: «В 1825 году образовали новую волость – Алтайскую. Именно с. Алтайское в дальнейшем становится базой укрепления русско-алтайских, а затем русско-монгольских торговых связей, а также становится началом нового торгового пути, названного позднее Чуйским».
В книге «Чуйский торговый путь в Монголию (Его настоящее, как вьючного пути, и будущее как колесного)» в 1899 году написано следующее: «… По свидетельству Швецова под Чуйским трактом в настоящее время принято понимать не весь путь от г. Бийска до пограничного пункта с Китаем Кош-Агача, а только от с. Алтайского…»
Но все-таки большинство считают началом дороги город Бийск.
Инженер И. И. Биль, под руководством которого Чуйский тракт переустраивался под колесную дорогу, в 1903 году написал статью – «О проведении колесного пути от Онгудая до Кош-Агача, по так называемому Чуйскому тракту».
Он четко указал город Бийск началом этого пути: «Под именем «Чуйский тракт» следует понимать весь путь, ведущий из Бийска в пределы Китая через Горный Алтай и идущий по р. Катуни или в параллельном, приблизительно, от нее направлении до слияния с Чуей. А затем по реке до Кош-Агача (лавки русских купцов) и по притокам Чуи до Китайской границы, - на протяжении всего около 560 верст».
Этого же мнения придерживался и профессор Томского университета, известный исследователь Горного Алтая В. В. Сапожников, который в своей монографии «пути по Русскому Алтаю» в 1912 году отметил, что «Чуйский тракт имеет общее протяжение от Бийска до Кош-Агача, около 500 верст…»
На топографической карте 1913 года, автором которой является В. Я. Шишков, четко виден ноль – начало Чуйского тракта. От паромной переправы через реку Бия шел отсчет верст этой дороги.
В годы Советской власти, начиная с 20-х годов прошлого века, четко определено, что Чуйский тракт начинается в Бийске. Начальник 3-го участка гуждорог Сибирского округа Н. К. П. С. товарищ А. А. Бутылин в своем докладе в 1923 году говорит следующее: «В Алтгубернии к числу дорог Государственного значения отнесен только Чуйский тракт на всем его протяжении от г. Бийска до границы Монголии 518 верст…»
В пояснительной записке от 1928 года, инженер дороги Миндюк Ф. П. указал, что «Чуйский тракт связывает г. Бийск с Монголией. Протяженность его 544 клм». Также там было отмечено, что «начала Чуйского тракта и Катунского варианта находится у Бийска на чугунном репере – 357,98 м.»
В графике дорог 1938 года, нулевой километр указан в городе Бийске, отсчет расстояний ведется в км.
Раньше отсчитывали километры в городе Бийске от переправы через Бию, а когда были построены мосты (в 1934г., затем в 1964) – от них.
Переломный момент в истории дороги состоялся в 1961 году, когда в соответствии с приказом Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, от 18.04.1961 №125 Управление автомобильной дороги Чуйского тракта было переименовано в Управление автомобильной дороги Новосибирск – Бийск – Ташанта. Нулевой километр был перенесен в город Новосибирск.
В графике дорог 1963 года сказано, где стал располагаться нулевой километр Чуйского тракта: «Исчисление километража начато с центра города Новосибирска от Оперного театра»
Интересно, что место начала тракта с 1961 года не изменилась, а вот километраж его постоянно менялся. Сейчас длина автодороги составляет 1155 км.
- В 1995 году был построен новый мост и выполнен обход города Бийска.
- В 2000 0 е годы построены подходы к городу Барнаулу, Горно-Алтайску, урочищу реки Урсул.
- В 2020 году к Чуйскому тракту присоединили дорогу на Телецкое озеро.
Но последний столб на границе с Монголией показывает отметку 963 км.
Несмотря ни на что, в городе Бийске на площади у музея Чуйского тракта установлен памятный знак «Нулевой километр», автор его Сергей Бурманов.
Сейчас этот знак является достопримечательностью Бийска.
От него стартуют экспедиции, его выбирают в качестве контрольной точки в автопробегах, снимают в фильмах и любят фотографировать многочисленные туристы (Порубова Т. А. «Нулевой километр Чуйского тракта», Бийск, 2024 г. Сборник статей о Чуйском тракте).
Знак этот совсем не просто заметить, он всегда находится в тени музея Чуйского тракта…
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.
Буду признательна вам за донаты