Найти в Дзене
ОСК | «Вымпел»

Пожарные катера «Прометей» и «Вьюн»

На Рыбинском судостроительном заводе на рубеже 70-х годов строили пожарные суда. Работу создателей катера «Прометей» высоко оценили заказчики, проектанты и строители получили награды главной выставки страны – ВДНХ и авторские свидетельства. Пожарный катер. От идеи к воплощению. В 1960-м году конструкторскому бюро Рыбинского судостроительного завода было поручено спроектировать пожарный катер с деревянным корпусом для Рыбинской судоверфи, которая в то время не имела собственного КБ, способного выполнить этот проект. Головные образцы катера с разными обводами корпусов были построены на верфи в 1964 году. Во время приёмо-сдаточных испытаний Государственная комиссия внесла предложение о проектировании аналогичного пожарного катера в стальном корпусе с более мощной насосной установкой с усиленным комплектом пожарно-технического оборудования. При проработке этого предложения конструкторы завода рассмотрели несколько вариантов. Наиболее полно отвечал требованиям заказчика – главного управлени
Пожарное судно "Прометей" на полном ходу
Пожарное судно "Прометей" на полном ходу

На Рыбинском судостроительном заводе на рубеже 70-х годов строили пожарные суда. Работу создателей катера «Прометей» высоко оценили заказчики, проектанты и строители получили награды главной выставки страны – ВДНХ и авторские свидетельства.

Пожарный катер. От идеи к воплощению.

В 1960-м году конструкторскому бюро Рыбинского судостроительного завода было поручено спроектировать пожарный катер с деревянным корпусом для Рыбинской судоверфи, которая в то время не имела собственного КБ, способного выполнить этот проект. Головные образцы катера с разными обводами корпусов были построены на верфи в 1964 году. Во время приёмо-сдаточных испытаний Государственная комиссия внесла предложение о проектировании аналогичного пожарного катера в стальном корпусе с более мощной насосной установкой с усиленным комплектом пожарно-технического оборудования.

При проработке этого предложения конструкторы завода рассмотрели несколько вариантов. Наиболее полно отвечал требованиям заказчика – главного управления пожарной охраны МВД СССР - проект, в котором были предусмотрены обводы корпуса типа «тримаран», водомётный движитель, главный двигатель мощностью 1000 лошадиных сил с отбором части мощности на пожарные насосы. Именно такой катер проекта 1471 и был спроектирован и построен заводскими специалистами.

Работа лафетных стволов пожарного судна "Прометей"
Работа лафетных стволов пожарного судна "Прометей"

Новое судно было быстроходным, с автоматической системой управления. Катера оснащались мощными двигателями, увеличенными ёмкостями для пенообразования, двумя быстродействующими насосами, способными подавать до 60 литров воды в секунду, тремя лафетными стволами, пожарными рукавами, генераторами пены и запасом пенообразователя. Катер развивал скорость до 40 км/ч, на 15 км/ч больше, чем другие пожарные суда. Благодаря водомётному движителю, катер с осадкой всего 0,64 м мог подходить непосредственно к берегу и удерживаться на месте при любой комбинации направлений работающих лафетных стволов. Механизация всех систем позволила уменьшить команду катера с 12 до 5 человек.

Задачей «Прометея» было тушение лесных и торфяных пожаров в труднодоступных для других видов транспорта местах. Речной пожарный катер был способен выполнять работу, которая на суше была под силу трем самым мощным пожарным автомобилям. Катер мог транспортироваться по железной дороге.

Медали ВДНХ – судостроителям

Пожарные катера проекта 1471 «Прометей» получили высокую оценку эксплуатационщиков. За разработку и освоение выпуска «Прометея» группа рабочих и специалистов предприятия была награждена медалями и дипломами ВДНХ.

Медали ВДНХ - нагрудные знаки отличия Выставки достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР), они вручались за выдающиеся достижения в различных областях.

Серебряные медали получили главный инженер объединения В.С. Горнаков, главный конструктор проекта В.П. Макаров, бронзовые – начальник проектного бюро конструкторского отдела – Г.А. Бухалов, начальник конструкторского отдела С.В. Шиц, инженеры-конструкторы В.Ф. Брехов, В.В. Градов, начальник цеха №8 И.Д. Кагнер, слесарь-монтажник В.А. Кручинин. Кроме того, рыбинцам, а также московскому архитектору А.Н. Черникову Государственный комитет по делам изобретений при Совете Министров СССР выдал авторские свидетельства.

Пожарный катер был аттестован государственным Знаком качества.

Катера «Прометей», построенные в Рыбинске и Улан-Удэ, эксплуатировались на реках Российской Федерации и союзных республик, поставлялись на экспорт в Румынию, Чехословакию, ГДР и другие страны.

До 1979 года в Рыбинске было построено 33 катера этого типа, в том числе два на экспорт.

"Прометей" на испытаниях
"Прометей" на испытаниях

«Вьюн» для рек и озер

После этого коллектив заводского КБ приступил к осуществлению новой важной работы – проектированию быстроходного пожарного судна, способного ходить не только по рекам, как «Прометей», но и выходить в озёра.

-5

На новом судне проекта 16640 с наименованием «Вьюн», предназначенном для тушения пожаров на плавучих средствах и прибрежных объектах озер и рек, был применён, как и на «Прометее», единый движительный и пожарный комплекс, однако средства пожаротушения были усилены по сравнению с предыдущей моделью.

Требования Регистра к судам озёрного типа привели к тому, что увеличились размерения и водоизмещение «Вьюна». Конструкторам предприятия впервые пришлось создавать судно таких размеров и такой сложности, как это.

Приёмка катера. На фото генеральный директор ССЗ "Вымпел" В.Б. Доскин, первый заместитель Министра МЧС Ю.Л. Воробьев
Приёмка катера. На фото генеральный директор ССЗ "Вымпел" В.Б. Доскин, первый заместитель Министра МЧС Ю.Л. Воробьев

Судно водоизмещением 67 тонн и скоростью хода до 36 км/ч оснащалось специальной пожарной системой, обслуживаемой четырьмя насосами производительностью 60 лошадиных сил, а также тремя лафетными стволами. Запас пенообразователя – 2000 л.

азработка проекта «Вьюн», участие в его строительстве и испытаниях стало новым серьёзным экзаменом на техническую зрелость проектировщиков и мастерство судостроителей. И завод их сдал успешно.

С 1979 по 1995 год завод построил 17 катеров проекта 16640 «Вьюн».