Найти в Дзене
Lady Stihriona

Почему образование и медицина не должны быть заботой учащихся и болеющих.

Я не большой поклонник времен СССР и не ностальгирую по ним, но то, что медицина и образование – это государственное дело и обеспечивается государством, я поддерживаю по полной программе. И поясню, почему. Когда СССР распался, у нас стали активно пропагандировать, мол, частные школы, частные больницы – это здорово, прекрасно, да и посмотрите на Западе, там все так устроено: человек сам себе обеспечивает образование, сам себе обеспечивает лечение, есть страховые компании и все такое прочее, и, мол, не померли, и образованные люди ходят, не дураки, чай. Однако давайте взглянем на этот вопрос с другой точки зрения. Долгое время наше общество (любое человеческое общество) жило по принципу: образование не право, а привилегия. Кто получал образование? Господа дворяне преимущественно, ну там купцы какие-либо ещё, у кого деньги были. Мог, конечно, кто-то и попроще, озадачившись такой идеей, скопить деньжат или найти какой-то способ пристроиться на обучение. Для "серых" масс обучение считалось

Я не большой поклонник времен СССР и не ностальгирую по ним, но то, что медицина и образование – это государственное дело и обеспечивается государством, я поддерживаю по полной программе. И поясню, почему.

Когда СССР распался, у нас стали активно пропагандировать, мол, частные школы, частные больницы – это здорово, прекрасно, да и посмотрите на Западе, там все так устроено: человек сам себе обеспечивает образование, сам себе обеспечивает лечение, есть страховые компании и все такое прочее, и, мол, не померли, и образованные люди ходят, не дураки, чай.

Однако давайте взглянем на этот вопрос с другой точки зрения. Долгое время наше общество (любое человеческое общество) жило по принципу: образование не право, а привилегия. Кто получал образование? Господа дворяне преимущественно, ну там купцы какие-либо ещё, у кого деньги были. Мог, конечно, кто-то и попроще, озадачившись такой идеей, скопить деньжат или найти какой-то способ пристроиться на обучение. Для "серых" масс обучение считалось ненужным, они, мол, и так умом не блещут, куда уж им-то? Нет, находились некоторые отдельно взятые, вон, например, как Ломоносов, только вот пришлось ему пешком из-под Архангельска топать и потом пристраиваться к учебе. А так для большинства вся учеба заканчивалась плугом да лошадиным хвостом. Нет, было обучение как благотворительное подаяние от церкви. В церковно-приходские школы детишек бесплатно брали. Только учили читать, писать, ну как минимум своё имя написать, считать деньги, чтобы не перепутать, да Библию наизусть учить. На том и всё.

Времена феодализма прошли давно, те же буржуазные революции объявили о равном доступе к образованию, независимо от происхождения. Объявили, конечно, но доступ не совсем равный. Чтобы получить образование, больше не нужно быть дворянином, но нужны деньги. Так и по сей день во многих местах. И у нас привили такую же систему. Образование вроде бы доступно всем, но зависит от того, какое. Как и медицина. Есть деньги? Много денег? Вот вам лучшие институты, лучшие преподаватели, лучшие условия. Есть деньги, но не так много? Ну вот вам институты попроще, преподаватели не самые выдающиеся, и всё остальное тоже среднее. Нет денег? Ну, если вы "настолько глупы, что не можете заработать денег, то зачем вам вообще образование"?

Давайте отбросим в сторону мои околоанархистские взгляды и посмотрим на государство в том виде, как оно себя позиционирует. Зачем существует государство? Государство называет себя регулятором общества, той структурой, которая управляет и координирует общество во благо всего общества и во благо всего народа. То есть, в чём функция государства? Не только защищать территорию и поддерживать на ней закон и порядок, но и организовывать экономику, общественную жизнь и прочее для всестороннего развития территории, населения и общего улучшения. Логично? Логично. Вот теперь подумаем, в чём должно было бы быть заинтересовано государство в отношении населения? В том, чтобы развивать потенциал своих граждан и давать возможность реализовать этот потенциал. Одна из таких возможностей – это обучение лучших специалистов (в каких бы отраслях они ни были востребованы). Следовательно, лучшее обучение и развитие должны получать лучшие, наиболее способные умы, наиболее перспективные и наиболее одарённые.

Одаренность, талант, потенциал разума данного индивида связан как-то с его финансовым положением? Кто-то скажет, что, мол, «а как же?», вот, мол, если человек умный, то найдет способ заработать. Несомненно, смотря как и смотря чем. Например, умный человек может найти гениальный способ ограбить банк так, чтобы не попасться. А толкнуть его на это может отсутствие возможности другим, легальным способом заработать деньги. Да и про какие заработки мы говорим, если речь идет об образовании? Вот вчерашний школьник, зубрила-заучка, вундеркинд (не вундеркинд), но умник точно. Чего он там успел заработать, пока в учебники носом тыкался? Стало быть, оплатить его учебу могут только его родители. А вот тут вопрос интересный: далеко не обязательно, что умный и талантливый ребенок родился в семье состоятельной, тем более богатой. В результате лучшее образование получают не самые талантливые и умные, а дети самых богатых. Притом что на этот престижный диплом такой сынок или такая доча может смотреть как на «навязанное папочкой обязательство, которое мне лично вообще до лампочки». В результате лучшие умы преподавательского состава обучают не лучшие умы студентов, а зачастую богатеньких оболтусов, которым тусовки интересны больше, чем учеба. А умные, но бедные где-то пытаются заработать, разрываясь между работой и учебой, мешая себе тем самым полноценно учиться, или вообще уходят в работу, забив на учебу. И что получает государство при платном образовании? Нет, конечно, есть какие-то программы для поддержки умных, но бедных. Есть. Но общая система остается общей системой. То же государство получает «дипломированных специалистов», которых не выгнали с учебы, потому что папочка – спонсор университета.

Повторюсь, я не фанатик времен СССР, но уж коль государство существует и коль оно называет себя структурой, радеющей о благе страны и народа, то образование должно быть заботой государства, равно как и медицина. Частные клиники могут существовать, как и частные учебные заведения, но это скорее в плане создания дополнительного комфорта и улучшений, не имеющих прямого отношения к обучению или лечению. Доступ к образованию должен быть равным для всех и не должен определяться уровнем материального положения. Единственная оценка потенциального студента и того, в каком вузе ему учиться, должны быть его личные способности и уровень знаний, но уж точно не толщина кошелька его родителей.

Здоровье – это тоже вопрос, не связанный с богатством. Забота о здоровье граждан – важная обязанность государства. Именно так. Люди платят налоги, люди дают государству деньги. Люди имеют право на получение лечения и спасение своих жизней, а не должны собирать через благотворительные организации деньги на операции и лечение.

Ещё меня очень "умиляют" разговоры про то, что "у нас медицина и так бесплатная по полисам". Господа и дамы! Ну вы серьёзно? Она не бесплатная. Ну вот вообще ни каким образом не бесплатная. Вы приходите в поликлинику или больницу и прямо на месте можете не платить деньги (хотя за многие процедуры приходится наличными всё равно отстегивать), вы можете предъявить полис, и многие мне тут доказывали (когда раньше схожие темы поднимала), что, мол, деньги же не платишь, значит, бесплатно. Прямо сейчас в окошко регистратуры не платишь. Но ты платишь регулярно: из каждой своей заработной платы отчисляются проценты в страховую компанию, выдавшую полис. То есть болеешь ты или не болеешь, ты платишь постоянно. Год-другой платишь страховой компании, чтобы потом, придя в поликлинику, тебя приняли "бесплатно" — по полису. Вот в чём тогда смысл государственной системы вообще? Мы платим налоги (даже если не напрямую, собственными руками, то идут отчисления с зарплат, подоходный налог, не говоря уже про скрытые налоги типа НДС, которые платят те, кто "их не платит", НДС — это прибавка к стоимости ЛЮБОГО товара, где бы вы его ни покупали). Мы платим страховым компаниям, сами обеспечивая своё лечение, сами обеспечиваем своё образование, сами обеспечиваем всё. А налоги? Налоги, получается, идут на содержание армии, полиции и штата бюрократов, называющих себя "властью". И эти же бюрократы продолжают думать, какой бы налог ещё ввести для пополнения бюджета на содержание не больниц, не образовательной системы, не коммунальной системы (всё это наша личная забота, помимо налогов). Кому нужна такая система (помимо бюрократов)?

-2

Отдельно хотелось бы напомнить уважаемым читателям и комментаторам в частности: будьте взаимно вежливы при общении в комментариях и соблюдайте культуру общения. Комментаторы, позволяющие себе хамство, оскорбления и нецензурные выражения в адрес автора или других комментаторов, получат предупреждение; при повторном аналогичном поведении возможен бан. Всего наилучшего!

Другие мои ресурсы:

Моя персоналка в ВК

Группа ВК "Правильный Феминизм"

Сайт "Вечевая республика"

Сайт фонда ФППД "Факел Свободы"

Telegram канал "Социал-либертанство"