(продолжение серии заметок «Малоизвестные города России»)
«Величие города определяется не размерами и числом жителей, а значимостью на протяжении всей истории его бытия»
Город, а лучше сказать городок Великий Устюг, если судить по его размерам и численности жителей, не так уж и великий, как прописано в его имени. Но, если взглянуть на Великий Устюг с стороны его вклада в российскую историю и сохранности в нём того, что ему досталось от прошлых веков, то его величие при этом уже не станет подвергаться никакому сомнению. И кроме этого, Великий Устюг – маленький северный окраинный вологодский городок не только не затерялся в бурном современном мире, но и сумел нарастить себе новое всероссийское и, даже можно сказать, мировое величие, о котором ещё будет сказано далее.
Первое летописное упоминание тогда не о Великом Устюге, а просто об Устюге приходится на 1212 год, в связи с основанием в нём иноком Куприаном первого на Русском Севере Михайло-Архангельского монастыря. Появление этого монастыря, не исключено, и дало толчок к дальнейшему развитию Устюга, в те времена небольшого затерянного в северных лесах поселения.
Михайло-Архангельский монастырь на фотографии начала двадцатого века и в наше время (в пожаре случившимся в 1651 году деревянный монастырь полностью сгорел и на его месте поставили каменное монастырское строение со всеми необходимыми для этого постройками. В 1919 году монастырь был закрыт и использовался в разных не церковных назначениях до 1991 года. Сегодня этот отреставрированный, но не действующий монастырь входит в музейный комплекс Великого Устюга).
Имеется в тех же летописях и записи о том, что в 1219 году Устюг, входивший в Владимирское княжество, подвергся нападению волжских булгар при их попытке отвоевать у Владимирского княжества обширные лесные территории, богатые разной охотничьей дичью и частично был разорён. При этом надо сказать, что уже на следующий 1220 год устюжане в составе дружины владимирского князя Станислава ходили в поход на волжских булгар и, как записано в летописи: «… и взяли много добычи и пленных».
Приводится имя Устюга и в описании Жития Прокопия Устюжского, считающимся ныне покровителем города Великий Устюг, о чудесном спасении города Устюга от огненно-каменной тучи. Но, что стояло за такой записью, так и остаётся неразгаданной загадкой до наших дней.
Фрагмент из описании Жития Прокопия Устюжского, созданного в начале четырнадцатого века («… от полудни внезапу найде над град Устюг облак темен. И бысть яко нощь темная. Людие же видевше того града таковое необычное превеликое чюдо, и о сем недоумевахуся, что се бысть ...». Сам же Прокопий Устюжский, признанный в Русской православной церкви по делам его одним из первых на Руси святых, родился где-то в середине тринадцатого века и скончался в начале следующего четырнадцатого века. Будучи немецким купцом, он, торгуя в Новгороде, проникся духом православия и удалился в Устюг, где творил чудеса и юродствовал до последних дней своей жизни).
Касаясь более детального рассмотрения истории появления Устюга, то надо сказать, что некоторые историки считают годом его основания 1178 год, в котором владимирский князь Всеволод создал на месте когда-то стояния ещё в нашем девятом веке небольшого финно-угорского селения Гледен охранно-сторожевой пост на западных границах своего княжества с таким же названием. Сторожевой пост, в дальнейшем ставший поселением Гледен, хотя и находился, как это и было принято во все времена на высоком берегу протекавшей мимо реки Юг, название которой на финно-угорском языке понимается как «река», постоянно подмывался и размывался весенними паводками. В силу этого поселение Гледен его жителями было перенесено на новое место, находившимся недалеко от прежнего места рядом с устьем той же реки Юг при её слиянии с рекой Сухоной и с образованием при этом ещё одной реки со знакомым нам всем названием Северная Двина. Данное же поселение с той поры стало называться Усть-Юг, а с годами эти два слова при их более удобном для людей произношении слились вместе, дав поселению и новое имя – Устюг.
Кстати сказать, в начале пятнадцатого века на месте бывшего стояния поселения Гледен был основан деревянный Троице-Гледенский монастырь, который перестроенный в камне в восемнадцатом веке, с церковным иконостасом в стиле «барокко» того же века, сохранился до наших дней. Ныне, не действующий Троице-Гледенский монастырь входит в комплекс музеев Великого Устюга.
Отдельные историки всё же считают, что началу Устюгу положил не владимирский князь Всеволод, а один из ростово-суздальских князей в 1147 году, за десять лет до вхождения в 1157 году Ростово-суздальского княжества во Владимирское княжество. Вследствие же этого, Великий Устюг является не только ровесником столицы России Москвы, но и показателем того, как в силу ряда сложившихся исторических обстоятельств и места расположения происходит развитие отдельных городов. Хотя, образно говоря, Великий Устюг, ставший в конце декабря 1999 года с лёгкой руки мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева Родиной нашего российского Деда Мороза, ныне вполне может считаться столицей ежегодного празднования встречи Нового года.
Нахождение Устюга рядом с истоком реки Северная Двина, впадавшей в Белое море, в четырнадцатом веке вызывало постоянное стремление Новгорода подчинить себе Устюг и включить его в систему своих торговых отношений с северными и центральными российскими городами. Но Новгороду, в конечном итоге, совершить это не удалось. Устюг и соседние с ним вологодские земли, города и селения в 1368 году вошли в состав уже набиравшего тогда силу Московского княжества и стали важным форпостом в противостоянии Московского княжества с Новгородской республикой, продолжавшимся до 1478 года – года присоединения великим князем владимирским и московским Иваном III Новгорода и земель Новгородской республики теперь уже к Великому княжеству Московскому.
Устюг, хотя и находился в северной российской глубинке, всё же подвергся тем бедам, которые обрушились на Русь в века нашествия на её земли войска Великой монгольской империи или Монгольской Орды, а затем после её распада и отрядов Золотой Орды. В 1238 году Устюг был захвачен и разорён одним из отрядов Монгольской Орды и два года, пока не был освобождён от монголов дружиной владимирского княжества, находился под монгольским гнётом.
Но и в дальнейшем, в условиях продолжавшегося на Руси монгольского ига и ослабления в связи с этим власти удельных князей, во второй половине тринадцатого века Устюг не избежал надзора за всем тем, что происходило в городе и его окрестностях со стороны назначенного в 1262 году в Устюг так называемого баскака или представителя хана Великой монгольской империи. Подчинялись жители Устюга монгольскому баскаку по имени Багуй скрипя зубами. Но терпение их, как говорится, лопнуло, когда баскак Багуй взял себе в наложницы Марию – юную дочь одного из городских священников. Мария, узнав о том, что устюжане за это собираются с Багуем жестоко расправиться и затем утопить его в реке Сухоне, чтоб отвести беду от города, уговорила Багуя креститься по православному обряду и принять имя Иоанн, а после этого повенчаться с ней. И, как потом описывали этот случай летописцы тех лет, произошло чудо. Иоанн после крещения, стал настоящим добродетельным православным христианином и еще долгие годы до самой смерти находясь в Устюге, как монгольский баскак, снискал подлинное уважение жителей города. Иоанн и Мария после их ухода в иной мир были похоронены рядом с тогда деревянной Вознесенской церковью, а в 1648 году при её перестройке в каменный Вознесенский храм, их могилы оказалась под его основанием. Вознесенский храм сохранился до наших дней и является в Великом Устюге самым старинным городским храмом.
В 1364 году, при расширении рода владимирских князей по мужской линии, Устюг, как вотчина, был передан незнатному владимирскому князю Константину с образованием, с учётом окрестных земель, небольшого Устюжского княжества. В 1368 году в составе Владимирского княжества оно вошло в Московское княжество, затем с 1380 года и в Великое княжество Московское. Устюжское княжество просуществовало до 1474 года – года становления Великого княжества Московского в центральное княжество на Руси при правлении великого князя Ивана III.
Великое княжество Московское при великом князе Иване III.
Интересен и такой исторический эпизод из жизни Устюга случившийся в нём в 1436 году в период междоусобных войн на Руси. Меньший двоюродный брат правившего тогда великого князя московского Василия II, также по имени Василий, в 1433 году самозванно объявил себя великим князем московским и такое их противостояние, в том числе и военное, продолжалось более трёх лет. В его ходе весной 1436 года дружина князя Василия разорив несколько северных городков на своём пути, подошла к Устюгу, но захватить город с ходу дружине князя Василия не удалось. Тогда князь Василий решил взять Устюг хитростью. Он побожился перед жителями Устюга, что проведёт в городе только несколько дней, а затем отдохнув в нём, покинет его. Устюжане поверили ему и открыли городские ворота. Но коварный князь Василий сразу же стал грабить горожан и их дома, захватил и казнил воеводу Устюга Глеба Оболенского и часть его сподвижников. Сделав своё чёрное дело, князь Василий с дружиной покинул Устюг и пошёл походом на Вологду. Летом этого же 1436 года в одном из сражений с дружиной великого князя Василия II дружина князя Василия была разбита, а сам он был пленён, доставлен в Москву и по приказу великого князя Василия II ослеплён.
А через два года в начале зимы 1438 года на Устюг напал отряд вятчан или жителей вятских земель, которые в то время ещё не входили в Великое княжество Московское и подожгли город.
После нападения вятчан, устюжане окружили свой город высокой деревянной стеной и укрепили её земляной насыпью. Кстати сказать, в 1459 году в период покорения Великим княжеством Московским вятских земель, боевой отряд устюжан в составе московского войска приняли участие в отвоевании и присоединении к Москве вятских городов Котельнич и Орлов, а в дальнейшем и города Хлынов, главного тогда города Вятского края, ныне это город Киров, главный город Кировской области.
Через три года после поджога Устюга отрядом вятчан, к городу подошёл большой отряд двинян или жителей будущих архангельских земель, которые в то время также ещё не входили в Великое княжество Московское. Отряд двинян несколько дней простоял под Устюгом защищённым деревянной стеной и земляным валом, но захватить его не решился и без брани, то есть без боя, покинул место своего стояния.
В том же пятнадцатом веке в конце его первой половины в период противостояния Великого княжества Московского с Казанским ханством, весной 1446 года Устюг подвергся набегу отряда казанских татар численностью до одной тысячи воинов. Отряд казанских татар добрался сухопутными и водным путями до Устюга и попытался захватить его. Устюжане отбили это нападение и глава отряда казанских татар, оценив силы защитников города, после первого же приступа согласился отойти от Устюга, если устюжане откупятся деньгами и всякой рухлядью, так в те времена назывались меха. Устюжане согласились и тем самым спасли город от повторного штурма и возможного его при этом сожжения. Как описывает современник ход дальнейших событий, на обратном пути из Устюга отряд казанских татар подвергся нападению со стороны дружины, собранной из жителей стоявших рядом с Устюгом городов, предупреждённых устюжанами о появлении в тех местах данного отряда. Отряд казанских татар понёс при этом большие потери, а при переправе на плотах через реку Ветлуга, не сумевшие одолеть её бурного течения, почти все оставшиеся в живых воины этого отряда утонули.
В середине этого же пятнадцатого века Устюг снова стал местом выяснения властных отношений, но теперь уже между великим князем Василием II и его двоюродным братом князем Дмитрием Шемякой, который, кстати сказать, в своё время выступил на стороне великого князя Василия II в его противостоянии с князем Василием, о чём уже сказано выше. В 1450 году князь Дмитрий Шемяка для расширения своих владений захватил Устюг, входивший в земли подвластные великому князю Василию II и объявил Устюг своей резиденцией, а всех жителей Устюга, кто противился этому арестовывал, допрашивал, а затем топил в реке Сухоне. Князь Дмитрий Шемяка при этом, как когда-то и князь Василий, также объявил себя великим князем, создав тем самым опасный прецедент для дальнейшего сплочения российских княжеств вокруг Москвы. Через два года дружина великого князя Василия II отбила Устюг у князя Дмитрия Шемяки, но самого его пленить не успела, так как он сбежал в Новгород. В Новгороде князь Дмитрий Шемяка прожил не более года и неожиданно в рассвете сил умер, не исключено, отравленный подосланными людьми великого князя Василия II.
Великий князь Василия II (годы жизни1415-1462). Князь Дмитрий Шемяка (годы жизни1419?-1453).
После смерти великого князя Василия II, его сын – великий князь Иван III в годы своего правления не раз отправлял боевые отряды устюжан в составе московского войска на отвоевание с целью присоединения к Москве Двинских, Вятских, Пермских, Югорских и Казанских земель. Может быть в силу успехов устюжан в тех московских походах, тот же великий князя Иван III в 1478 году распорядился снести в Устюге все дома развалившиеся и пострадавшие при нападениях на город и частых пожарах, а и на их местах отстроить новые. Весной 1488 году он же отправил в Устюг небольшую дружину, чтобы та стояла в Устюге до осени и берегла его от нападений отрядов вятчан.
В шестнадцатом веке Устюг, в процессе расширения Великого княжества Московского, стал терять свое былое приграничное военное назначение, но всё больше в тех северных краях повышать своё торговое значение. Как уже сказано выше, Устюг, находясь на пересечении важных сухопутных и водно-речных торговых путей, славился не только умением торговать, но и налаживать торговые связи как с городами соседних княжеств, так и с городами ряда северо-западных европейских стран. Не случайно Устюг в небольшом числе городов на Руси был принят в так называемый Ганзейский союз, созданный в середине тринадцатого века или, другими словами, в торговое братство свободных европейских городов, расположенных на берегах Балтийского и Северного морей. В силу этого, в середине шестнадцатого века торговое значение Устюга при создании в 1547 году на месте Великого княжества Московского Русского царства стало таковым, что царь Иван IV, он же царь Иван Грозный, при введении им в 1565 году особой формы царского правления получившей имя Опричнина, включил Устюг в перечень подчинявшихся только ему опричных городов Русского царства и во всех государственный бумагах распорядился прописывать Устюг как Великий Устюг (читайте мою заметку «Опричнина в России. Взгляд на неё из наших дней).
Значение Великого Устюга в торговой системе Русского царства на его Севере в отсутствие тогда прямых выходов к Балтийскому морю, поднялось ещё выше после возведения в 1584 году в устье Северной Двины деревянной крепости Новохолмогоры для защиты северных водных торговых путей, которая со временем расстроилась до речного-морского города-порта, получившего в 1613 году имя Архангельск.
Все последующие годы шестнадцатого века и начальные годы семнадцатого века Великий Устюг жил в условиях привычной устоявшейся мирной торговой жизни, прирастая новыми городскими православными храмами и церквями, а в окрестностях и новыми монастырями.
Великий Устюг в конце шестнадцатого века.
В Смутное время на Руси, при всех его печальных событиях и последствиях в виде голодных годов и неясности, кто же правит в то время в Русском царстве и каким властям подчиняться, Великий Устюг в этой смуте оказался в более благоприятных условиях чем центральные и западные российские города и веси. Но всё же на завершавшемся этапе Смутного времени в конце января 1613 году Великий Устюг был осаждён одним из бандитствовавших в тех северных краях отрядов оставшихся от разгромленного в августе-сентябре 1612 года в Москве и Подмосковье войска Лжедмитрия II, но захватить и разграбить Великий Устюг ему не удалось.
Пожалуй, если так можно сказать, новая история жизни Великого Устюга началась в годы правления на Руси царя Петра I. Как известно, проводя на Руси свои реформы и преобразования, в 1708 году царь Пётр I разделил страну на восемь губерний. Великий Устюг вошёл в состав Архангельской губернии, а в 1719 году получив статус провинциального города, став центром Великоустюжской провинции. Сам же царь Пётр I кратковременно побывал в Великом Устюге трижды – в июле 1693 года, мае 1694 года и снова в мае, но теперь уже 1703 года. В тот 1703 год вместе с царём Петром I в Великом Устюге побывал и его сын тринадцатилетний царевич Алексей, которого царь Пётр I с малых лет подготавливал к царствованию на Руси. Все эти недолгие однодневные посещения Великого Устюга царём Петром I были связаны у него с плаваниями по северным российским рекам в Архангельск, который при отсутствии в те времена выходов России к Балтийскому и Чёрному морям являлся тогда на Севере Руси основным торговым и кораблестроительным городом Русского царства.
Во время посещения Великого Устюга в 1703 году, царь Пётр I обратил своё внимание на лес находившийся рядом с городом в так называемой Орловской роще, состоявший из высоких стройных сосен и распорядился объявить Орловскую рощу «заповедной государевой», а сосны использовать для изготовки корабельных мачт. Чтобы не загубить тот лес вырубкой сосен, царь Пётр I вскоре прислал в Великий Устюг семена сосны и лиственницы, закупленные специально для этого в Германии.
Кстати сказать, из всех российских царей и императоров в Великом Устюге побывал только один из них, а именно царь Пётр I. А вот памятник царю Петру I в Великом Устюге на берегу реки Сухони был поставлен только в августе 2024 года.
Не забывал царь Пётр I Великий Устюг и в последующие годы своего правления. Неоднократно, по его Указам, из Великого Устюга в Санкт-Петербург в целях его отстраивания, как впрочем и из многих других городов Русского царства, отправлялись разные мастеровые люди вместе с семьями.
В том же восемнадцатом веке в 1780 году в ходе административных реформ проводимых императрицей Екатериной II Великоустюжская провинция была включена в составе Вологодского наместничеств, а в декабре1796 года по Указу теперь уже императора Павла I Великий Устюг стал уездным городом вновь образованной Вологодской губернии.
Забегая несколько вперёд, скажу, что Великий Устюг в статусе уездного города Вологодской губернии оставался до 1918 года. В том же 1918 году при проведении теперь уже в Советской России своих административных преобразований, Великий Устюг стал ни мало ни много губернским городом вновь образованной Северо-Двинской губернии, В 1929 году Северо-Двинская губерния была объединена с Северным краем и Великий Устюг получил при этом статус окружного города Северо-Двинского округа Северного края. В 1930 году Великий Устюг становится в том же Северном крае районным городом, а в 1936 году в том же статусе городом Северной области, созданной на месте Северного края. В 1937 году Северная область была разделена на Архангельскую и Вологодскую области и с тех пор Великий Устюг остаётся одним из городов Вологодской области.
Великий Устюг в том же восемнадцатом веке в условиях выхода России после окончания Русско-шведской войны 1700-1721 годов к Балтийскому морю несколько понизил своё торговое значение, как бы замер в своём развитии. В 1780 году императрица Екатерина II утвердила герб Великого Устюга, который значительно отличался от гербов других российских городов, но, по своей сути, соответствовал месту расположения Великого Устюга на стыке слияния двух рек и образования в силу этого новой реки. А в 1983 году у речного вокзала в Великом Устюге в честь Нептуна, изображённого на гербе города, была установлена бронзовая фигура Водолея.
В 1998 году художником Олегом Свириденко был предложен новый герб Великого Устюга с его держателями Дедом Морозом и Нептуном, который просуществовал до 2000 года, затем в Великом Устюге снова вернулись к гербу времён восемнадцатого века.
Герб Великого Устюга с 1780 по 1989 год (на гербе в первом его описании изображён Нептун, изливающий воду из двух кувшинов в поток воды. Кстати сказать, такое изображение впервые появилось в 1730 году, как утверждённая императрицей Анной Иоанновной эмблема Великоустюжского полка. Кроме герба и флага по типу герба, Великий Устюг с 2004 года имеет и свой гимн, созданный местными поэтом и композитором). Герб Великого Устюга с 1989 по 2000 год. Бронзовая фигура Водолея (назвать фигуру Нептуном в то советское время по понятным нам сегодня соображениям не решились).
При всём этом надо сказать, что, Великий Устюг, подрастеряв свое былое торговое значение, растянувшись вдоль левого берега реки Сухони, стал одним из значимых центров распространения в тех северных краях православной христианской веры и православного паломничества, прирастая новыми храмами, церквями и монастырями.
Картина «Устюг Великий. Панорама города от реки Сухоны» (нарисована художником Василием Березиным в 1795 году. Находится в Москве в Государственном историческом музее и имеет размеры в обкладке 82х370 сантиметров).
На протяжении восемнадцатого века, как впрочем и в другие прошедшие века, в основном деревянный Великий Устюг неоднократно горел, а наиболее сильный пожар в городе, как было сказано об этом в донесении в Санкт-Петербург, произошёл летом 1798 года из-за «прекрайней тесноты». В результате того пожара из более чем пяти сотен домов сгорело добрая их половина. В следствие этого, на уровне Вологодского губернатора было принято решение разработать несколько планов перестройки Великого Устюга из которых был утверждён план губернского землемера Голубева, учитывавший при расширении улиц Великого Устюга сохранение старой системы застройки города вдоль берега реки Сухони.
Кстати сказать, кроме пожаров, почти ежегодно город повергался и весенним подтоплениям со стороны реки Сухони.
Так в наводнении, случившемся в Великом Устюге в 1638 году водой, снесло до ста пятидесяти домов, стоявших вблизи речных берегов. Такое же сильное наводнение произошло в Великом Устюге и в 1903 году, о чём свидетельствует приведённая ниже фотография.
В 1804 году генеральный план строительства Великого Устюга был окончательно утверждён. В то время в торгово-ремесленном городе проживало около одиннадцати тысяч жителей, насчитывалось до полутора тысяч домов, ста семидесяти лавок, двадцати храмов и церквей. Полному выполнению этого плана помешала начавшая летом 1812 года Отечественная война, основные события которой прошли стороной от Великого Устюга, но многие устюжане, как и когда-то в 1612 году пошли воевать, но теперь уже не с польским войском, а с войском Наполеона Бонапарта. Перестраивался Великий Устюг в течение почти всего девятнадцатого века. К началу двадцатого века все улицы в городе, которых было более сорока, имели только прямолинейное исполнение.
Купцы, проживавшие в девятнадцатом веке в Великом Устюге, как могли заботились о процветании своего города, строили каменные дома, новые храмы и церкви, многие из которых сохранились и до наших дней. В Великом Устюге работали фабрики по изготовлению тонких льняных тканей, канатов, кистей разного назначения, заводы, выпускавшие льняное масло, олифу, фанеру, пиво. А в 1866 году в Михайловском затоне Великого Устюга появилась мастерская по ремонту речных судов и барж, которая со временем наладила их выпуск и своими силами. Среди купцов Великого Устюга следует выделить купца первой гильдии Василия Кострова, который 1878 году вместе со своими сыновьями основал «Северо-Двинское буксиро-товаро-пассажирское пароходство» или «Северо-Двинское пароходство», внёс большой вклад в благоустройство Великого Устюга и дважды в 1867 году и в 1880 году избирался его главой.
Зимний отстой судов у причалов судостроительного завода в Великом Устюге в середине прошлого века (водно-речное транспортное сообщение было в Великом Устюге основным до 1977 года. При строительстве во второй половине девятнадцатого века Вятско-Двинской железной дороги её трасса прошла в пятидесяти верстах севернее от города, что значительно сказалось на общее дальнейшее развитие Великого Устюга. А предложения устюжских купцов за свой счёт протянуть в город железную ветку, не были поддержаны).
Кстати сказать, среди акционеров, состоявших в Совете по управлению Российско-американской компанией, осваивавшей с конца восемнадцатого века до середины девятнадцатого века Русскую Аляску, был и устюжский купец Михаил Булдаков, который вложил немало своих средств в подготовку первой российской морской кругосветной экспедиции Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского на парусниках «Надежда» и «Нева» 1803-1806 годов (читайте мою заметку «Аляска. Сегодня не наша, а когда-то была и наша». Части первая, вторая и третья). В июле 2019 года Михаилу Булдакову в Великом Устюге был установлен бронзовый памятник.
В том же девятнадцатом веке в Великом Устюге продолжило развиваться и совершенствоваться мастерство народных промыслов, истоки которых уходили в прошлые века, пожалуй, даже во времена первых летописных упоминаний об Устюге. Среди них умение устюжских кузнецов создавать из кованого железа разные нужные в хозяйстве горожан бытовые поделки и ажурные решетки для оград устюжских церквей. Славились не только в Великом Устюге, но и далеко за его пределами работы городских мастеровых из тонких листов жести, на которых они особым «секретным» способом наносили разного вида рисунки, названные в народе «мороз по жести». Не менее известны были на Руси и изделия устюжских мастеровых из бересты с вырезанными на ней ажурными рисунками. Но, пожалуй, наибольшую известность не только в Российской империи и при царском дворе, но и во многих европейских станах принесли Великому Устюгу изделия из серебра с чернёными рисунками работы устюжских мастеров.
Ларец с рисунком «мороз по жести», сработанный в девятнадцатом веке. Изделия из бересты с ажурными рисунками. Серебряные изделия с чернёными рисунками.
Великий Устюг подошёл к двадцатому веку во всей своей, даже можно сказать былинной красоте, которая всё же была малознакома большинству жителей Российской империи из-за природных особенностей нахождения Великого Устюга в малодоступных северных краях.
Таким виделся Великий Устюг в начале двадцатого века нашим современным художникам.
А о дальнейшей жизни Великого Устюга на его историческом пути, приведшего в конечном итоге этот город к всероссийской известности, будет рассказано уже во второй части этой заметки …
Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 19 декабря 2025 года.
Все материалы для написания заметок взяты из открытых информационных источников. Присоединяйтесь к чтению и других моих заметок. Подключайте к этому родных людей, друзей и знакомых!
Канал «Феофан грек собиратель» в Дзене подключён к системе материальной поддержки авторов заметок. После входа в мой канал в окне «Поддержите автора» нажмите «Поддержать» и, как говорится, принимайте соответствующее решение!
Мои заметки выходят периодически по пятницам.
Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!
Обещаю вас ждёт много интересного!
Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для их распространения другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!
Продолжение заметок следует