Найти в Дзене
Максим Искатель

«Учитель продолжается в ученике и Почему алмазники другие»

“Делай вопреки, делай от руки
Мир переверни, небо опрокинь
В каждом наброске, в каждом черновике
Учитель продолжается в своём ученике” По новому роду деятельности мне довелось близко пообщаться с мастерами алмазного бурения нашего региона. И я был поражён их открытостью. Эти ребята горят своим делом и с неподдельным блеском в глазах готовы часами рассказывать о нюансах сверления и резки армированного бетона, о выборе коронок, о тонкостях технологии. Они добродушны и не видят в коллегах по цеху врагов. За эту щедрость души я им искренне благодарен и всегда рад общению. Сегодня, в эпоху, когда любую технологию можно разобрать по косточкам на YouTube, бессмысленно выстраивать стены и скрывать «ноу-хау». Клиенты голосуют рублём, ориентируясь на отзывы и репутацию на Авито, Яндекс Услугах, в профильных чатах. Ценят не секретность, а честность, скорость и безупречный результат. На фоне этого здорового информационного обмена я особенно остро вспоминаю иную реальность — начало 2000-х, время д
Оглавление

“Делай вопреки, делай от руки

Мир переверни, небо опрокинь

В каждом наброске, в каждом черновике

Учитель продолжается в своём ученике”

По новому роду деятельности мне довелось близко пообщаться с мастерами алмазного бурения нашего региона. И я был поражён их открытостью. Эти ребята горят своим делом и с неподдельным блеском в глазах готовы часами рассказывать о нюансах сверления и резки армированного бетона, о выборе коронок, о тонкостях технологии. Они добродушны и не видят в коллегах по цеху врагов. За эту щедрость души я им искренне благодарен и всегда рад общению.

Сегодня, в эпоху, когда любую технологию можно разобрать по косточкам на YouTube, бессмысленно выстраивать стены и скрывать «ноу-хау». Клиенты голосуют рублём, ориентируясь на отзывы и репутацию на Авито, Яндекс Услугах, в профильных чатах. Ценят не секретность, а честность, скорость и безупречный результат.

На фоне этого здорового информационного обмена я особенно остро вспоминаю иную реальность — начало 2000-х, время дефицита не только денег, но и знаний.

Эпоха закрытых дверей: ювелирный цех, 2004 год

Отработав полгода инженером на Туимском заводе после института, я сбежал от тоски и безденежья в маленькую ювелирную мастерскую на рынке Абакана. Интернета в нынешнем понимании не было. Знания хранились в головах мастеров, а доступ к ним охранялся ревностно. Каждый специалист был самодостаточным островом, видя в любом новом человеке угрозу своему куску хлеба.

За работой старых мастеров приходилось подсматривать украдкой, из-за плеча. Один виртуозно плёл и паял только цепи, другой ваял ажурную филигрань, третий идеально закреплял камни. Ассортимент изготавливаемых ходовых изделий был поделён, и пересекать чужие границы считалось дурным тоном. Заработок старых мастеров был относительно хорошим (так как каждый делал несколько популярных украшений) и они не стремились познавать новые технологии и процессы.

Инженерный подход: ломая барьеры

Моё инженерное образование не позволяло мириться с такой разобщённостью. Мне хотелось понять весь процесс целиком, от сплава до полировки. Поначалу меня встречали настороженными вопросами - Почему такой любопытный. Но постепенно, увидев мой искренний интерес и неконкурентные намерения, мастера стали ко мне расположены. Они расслабились и начали понемногу делиться тем, что умели.

Это был удивительный обмен: они учили меня чувствовать металл, а я объяснял им физику пайки или свойства сплавов. Мои первые серьги и кольца были кривоваты, но для меня — бесценны. «Брак, — говорили учителя, — переплавляй и пробуй снова». Их сдержанная похвала после десятой попытки стоила больше любой премии.

Своя ниша: цепи-легче пуха

Чтобы расти и зарабатывать, нужен был свой продукт. Я нащупал нишу — ультралёгкие цепи «бисмарк» весом менее 3,5 граммов (от 3,5 грамм цепи плелись и паялись относительно легко и были заняты) . Это была ювелирная эквилибристика: звенья размером с песчинку, пайка под лупой, невероятный процент брака. Но когда цепочка в 2,8 грамма ложилась в ладонь невесомым шёлковым шнурком, я понимал — это оно. Моя «золотая жила».

Урок предательства: ученик, который оказался оружием

Я начал зарабатывать, так как цепи легче и покупают чаще. Успех привлёк негативное внимание управляющего. Ему не нравилось, что я много зарабатываю, задавая «нездоровую» планку другим. Ко мне подсадили «ученика» — парня с каменным лицом и нулевым интересом к ремеслу, но с жадным вниманием к моим цепочкам.

Я - наивный хакаский парень, окрылённый доверием, выложился в обучении, как когда-то мои наставники для меня. Через полгода этот «выпускник» начал гнать на продажу цепи менее 3,5 грамм, но дешевле и абы как, с молчаливого одобрения шефа. Качество проиграло сиюминутной выгоде. Мне предложили снизить расценки. Я отказался и ушëл.

Это был горький, но бесценный урок. Он показал, как беспринципность и короткое мышление некоторых сущностей убивает дело. Когда-то успешная мастерская вскоре развалилась, а истинные мастера коллеги ушли как и я в свободное плавание.

Новая философия: почему алмазники — другие

Теперь, окунувшись в мир алмазных технологий, я вижу прямую противоположность той старой системе. Здесь ценят силу сообщества. Если у кого-то проблема со сложным проёмом, в чате тут же подскажут решение. Конкуренция есть, но она здоровая — в качестве работы, а не в сокрытии знаний.

Мой новый выбор — алмазное бурение — это выбор свободы. Оно даёт не просто доход, а контроль над своим временем. Можно интенсивно поработать несколько дней, чтобы обеспечить себя на недели вперёд, и посвятить освободившиеся часы жизни, семье, развитию.

Эта профессия, как и любое истинное ремесло, строится на трёх китах: мастерство, честность и готовность делиться. Именно так, вопреки старым страхам, и продолжается в учениках всё лучшее, что есть в Учителе.

#ремесло #история #профессия #мастерство #предательство #алмазноебурение #ювелир #личныйопыт #философияработы #сообщество