Найти в Дзене
БИЗНЕС Online

Чулпан Закирова: «В искусстве много фантазеров. Мы же стараемся опираться на общепризнанные ценности»

Худрук ансамбля «Казань» о масштабном национальном шоу, детских проектах и музыкальном театре «Самые большие наши достижения всегда были в хореографических спектаклях — от простых танцев мы перешли к зрелищным и содержательным танцевальным спектаклям. Хотелось бы сделать масштабное национальное шоу, которым можно гордиться на международном уровне», — рассказывает худрук Казанской городской филармонии и ансамбля танца «Казань» Чулпан Закирова. В уходящем году ее хореографический коллектив проехался по кавказским регионам, солистка спектакля «Юсуф-Зулейха» Саида Мухаметзянова была номинирована на премию «Тантана», а детский ансамбль выступил на «Поле чудес». О том, как удивлять искушенного зрителя, чем «татарская джигитовка» похожа на кавказскую лезгинку и какие премьеры готовятся в КЦ «Чулпан», — в интервью «БИЗНЕС Online». — Чулпан Ринатовна, оглядываясь на весь прошедший год, какие итоги можете подвести? — Год получился насыщенным и в плане расширения творческого процесса, и в плане у
Оглавление

Худрук ансамбля «Казань» о масштабном национальном шоу, детских проектах и музыкальном театре

«Самые большие наши достижения всегда были в хореографических спектаклях — от простых танцев мы перешли к зрелищным и содержательным танцевальным спектаклям. Хотелось бы сделать масштабное национальное шоу, которым можно гордиться на международном уровне», — рассказывает худрук Казанской городской филармонии и ансамбля танца «Казань» Чулпан Закирова. В уходящем году ее хореографический коллектив проехался по кавказским регионам, солистка спектакля «Юсуф-Зулейха» Саида Мухаметзянова была номинирована на премию «Тантана», а детский ансамбль выступил на «Поле чудес». О том, как удивлять искушенного зрителя, чем «татарская джигитовка» похожа на кавказскую лезгинку и какие премьеры готовятся в КЦ «Чулпан», — в интервью «БИЗНЕС Online».

   Чулпан Закирова: «По согласованию с министерством культуры России наш ансамбль танца „Казань“ в 2025 году побывал с гастролями в Краснодарском крае, в Дагестане, Башкортостане и крупных городах Поволжья». Фото предоставлено Чулпан Закировой
Чулпан Закирова: «По согласованию с министерством культуры России наш ансамбль танца „Казань“ в 2025 году побывал с гастролями в Краснодарском крае, в Дагестане, Башкортостане и крупных городах Поволжья». Фото предоставлено Чулпан Закировой

«Очень часто, когда пытаются поразить зрителя — и жонглируют, и висят вниз головой, и поют и прыгают одновременно»

— Чулпан Ринатовна, оглядываясь на весь прошедший год, какие итоги можете подвести?

— Год получился насыщенным и в плане расширения творческого процесса, и в плане участия наших артистов в многочисленных мероприятиях, проходящих, как в культурном центре «Чулпан», так и вне этого здания. Это и районные, и городские, и республиканские мероприятия, гастроли наших творческих коллективов по городам и районам республики, регионам России. Без ложной скромности скажу: нет ни одного более-менее значимого мероприятия, куда бы нас не приглашали выступать. А их так много, что нам приходится иногда выбирать. Но главное, что наше искусство востребовано всегда.

По согласованию с министерством культуры России наш ансамбль танца «Казань» в 2025 году побывал с гастролями в Краснодарском крае, в Дагестане, Башкортостане и крупных городах Поволжья. Каждый концерт на этих гастролях превращается в незабываемую встречу с новой публикой, а это возможность показать национальное искусство Татарстана. Скажу честно, повсеместно ощущается огромный интерес как к Татарстану, так и к его самобытной культуре.

С тех пор, как мы переехали в свою реконструированную базу — культурный центр «Чулпан» — наши возможности значительно расширились, и благодаря накопленному потенциалу, получилось в полном объеме создавать собственные творческие проекты. За пять лет под крылом Казанской городской филармонии собралось большое количество профессиональных артистов: вокалистов, танцоров, музыкантов, артистов различных жанров. Мы создали детскую филармонию, которая объединяет сегодня свыше 900 детей по всему городу.

Мы зачастую позиционируем себя как национальная филармония, так как у нас аккумулируются творческие силы, работающие на благо развития национальной культуры Татарстана. Мы не зацикливаемся только на современном, а стараемся обращаться к историческим событиям и личностям. Это значительно расширяет диапазон наших творческих поисков. Часто обращаемся и к мировой классике. Так, например, наши спектакли «Великий Шелковый путь» и «Голливуд» знакомят зрителей с богатством мировой культуры и традициями других народов. Каждая деталь этих спектаклей связана с конкретным событием и конкретными историческими именами. С чем мы не работаем — это фантазийные истории. Сегодня в искусстве много фантазеров. Мы же стараемся опираться на общепризнанные ценности! У сегодняшнего зрителя масса источников для получения информации, и они без труда могут проверить твою творческую концепцию. А то, что наши спектакли всегда идут с аншлагом говорит, что мы на правильном пути. Такое доверие благодарного зрителя многого стоит.

— В этом году вы ездили с гастролями в Дагестан. Как вас там приняли? Они ведь и сами являются признанными лидерами в стране в исполнении народного танца.

— Очень тепло! Когда мы были в первый раз в кавказских республиках (Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии), даже не ожидали, что будет такой интерес зрителей. Они, видимо, хотели сравнить, как будут выглядеть татарский и русский танцы в исполнении коллектива из Татарстана. А когда наши парни исполняли свою джигитовку, то зал неизменно взрывался аплодисментами уже по ходу танца. Кавказцы — горячий народ, не умеют скрывать свои эмоции. Татарский танец в исполнении ансамбля танца «Казань» нисколько не уступил лезгинке, а, наоборот, показал всю мощь мужского характера татарского народа — немного сдержанного, скрытного, но непременно своего, искреннего, родного.

Мы уже много лет дружим с государственным ансамблем танца «Молодость Дагестана». Познакомились во время зарубежного фестиваля и с тех пор сотрудничаем. Они помогают нам с костюмами, ножами и кинжалами для кавказских танцев, с музыкальными инструментами.

Помнится, выдающийся драматург Туфан Миннуллин, который всегда с удовольствием посещал все концерты ансамбля в театре имени Камала, выразил свое восхищение так: «Наконец-то я увидел на сцене татарский мужской танец. Сохраните его, развивайте дальше. Вы на правильном пути. У мужского танца должна быть особая сильная энергетика». В этом мы в чем-то даже схожи с танцевальным темпераментом кавказской лезгинки. И теперь «Татарская джигитовка» — хит нашего репертуара. Вроде бы — где Татарстан, а где Дагестан, но местным жителям всегда интересно посмотреть на другую культуру. Сколько раз мы ездили на гастроли по заграницам, и в любой стране к культуре другого народа относятся с большим уважением.

Во время нынешних гастролей мы проехали по городам Дагестана, давая с ансамблем «Молодость Дагестана» совместные концерты. Дагестанцы были в восторге от наших выступлений. Оказалось, что им очень близки не только наши танцы, они живо интересуются нашей историей. Мы рассказали им о Кул Гали, ибн Фадлане и Кул Шарифе. Их это сильно впечатлило. Совсем недавно ансамбль «Молодость Дагестана» приезжал в Татарстан с гастролями. Причем выступали они не только в Казани, но и в Арске, Зеленодольске, Набережных Челнах, а в Нижнекамске их почти 10 минут не отпускали со сцены.

— Расскажите о премьерах этого года. Какие спектакли вы презентовали?

— В конце 2024 года в рамках подготовки к 850-летию со дня рождения основоположника татарской поэзии Кул Гали (его будут праздновать в 2033 году) и 800-летия его знаменитого произведения «Сказание о Йусуфе» («Кысса-и Йусуф»), мы поставили вокально-хореографический спектакль «Юсуф-Зулейха». Сюжет произведения принадлежит большому тюркскому миру, поэма Кул Гали понятна культуре многих восточных стран и даже инсценирована в их фильмографии как коранический сюжет. Спектакль уже год в нашем репертуаре и до сих пор к нему огромный интерес. Исполнители главных ролей Саида Мухаметзянова и Руслан Закиров были номинированы на республиканскую театральную премию «Тантана», получили спецприз.

Параллельно в эти дни готовятся две премьеры: мюзикл «Алые паруса» по повести Александра Грина, ставшей символом мечты и надежды, и сказка «Бременские музыканты». Кстати, тенденция обращения к музыкальным спектаклям не случайна. Если взглянуть на общую федеральную творческую индустрию, многие выбирают постановки, оформленные с помощью различных выразительных средств. В Москве мода на мюзиклы идет уже целое десятилетие и, кажется, не собирается пока останавливаться. Зритель сейчас искушенный — предложений много, и удивлять его нелегко. Мы все это производим сами — выручает многолетний опыт, собранный по крупицам.

Лично я всегда за чистоту эксперимента: главное не навредить, не испортить. Очень часто, когда пытаются поразить зрителя — и жонглируют, и висят вниз головой, и поют и прыгают одновременно — в смешении жанров невозможно даже определить в каком формате строится продукт. То же самое иногда происходит сегодня с татарским танцем. Коллективов в республике сейчас множество, интерес к хореографическому искусству радует, но с национальным материалом нужно обращаться очень аккуратно. В национальном танце, как в зеркале, отражаются характер, привычки, нравы и дух народа.

Важно, чтобы люди относились к искусству танца глубинно, обращались к источникам, с детства учились у профессионалов, а не так: «Я сейчас тут нафантазирую и налеплю…». Этого я категорически не приемлю. У нас работают мэтры танца — выходцы из советской хореографической школы, высокообразованные, преданные своей профессии, и по-настоящему влюбленные в нее, горячие патриоты нашего города и республики, истинные воспитатели молодого поколения.

«Даже пятилетний ребенок должен уметь в кругу семьи исполнить кусочек татарского и русского танцев»

— С того момента, как вы переехали в реконструированный «Чулпан» пять лет назад, что-то изменилось в политике коллектива? Все-таки бо́льший зал — бо́льшая ответственность.

— Наша непосредственная аудитория — это родители воспитанников, которые живут вместе с нами. У нас такая семейственность царит в самом хорошем смысле! Зайдешь в «Чулпан», — дети с ног сбивают, пройти негде. Когда Рустам Нургалиевич открывал наш центр, то пожелал, чтобы жизнь в нем кипела. И она действительно кипит — с утра до позднего вечера!

Мы стараемся утверждать свои стандарты, свои традиции. Во многом это удается благодаря активному привлечению к нашим проектам постоянных, преданных нам зрителей. Так, уже пять лет подряд к новогодним каникулам мы выпускаем детские музыкальные спектакли-сказки. Например, на эти новогодние праздники планируется сыграть не менее 30 спектаклей, в которых также активно участвуют наши маленькие артисты, занимающиеся в детских ансамблях. Вы бы видели, как меняется поведение этих ребят и девчонок, когда они вместе с профессиональными артистами стоят на одной сцене. Нетрудно здесь наблюдать благотворный воспитательный эффект занятий в детской студии.

Сейчас активно готовимся к новогодним спектаклям. Оглянуться не успели, а все билеты уже раскупили. Причем многие приходят по 5-7 раз. Почему наши постановки интересны? Во-первых, мы внедряем в содержание фишки, которые современным детям хорошо заходят. Но ни в коем случае не портим основу — она должна соответствовать первоисточнику. Если нет основы, все разлетится. Во-вторых, добавляем интерактивные эксперименты. В спектакле про Аладдина в сцене, где он продает лампу, дети так эмоционально его отговаривают, они так вовлечены в сюжет и смотрят спектакль на одном дыхании, не шумят, не бегают. Родителям тоже интересно смотреть детские постановки, потому что шутки, юмор — для всей семьи: мамочки сидят и от души смеются. Я сама иногда с удовольствием смотрю спектакль, который у нас идет 2-3 года. Мне всегда интересна реакция зрителей. Это точный «барометр» состоятельности творческого труда целого коллектива.

— При ансамбле открыта образцовая детская хореографическая студия, где вы воспитываете новое поколение танцовщиков. Каких успехов они достигли? Какие еще есть детские проекты?

— Студия существовала при ансамбле, можно сказать, с самого первого дня: дети росли бок о бок с профессиональными танцорами. Начинали с 30 человек, а сейчас у нас занимается почти тысяча детей. На сегодняшний день работают 49 групп — от мала до велика. Наконец, получилось отдельно собрать мужскую трюковую группу, к чему мы шли несколько лет. Привлечь мальчиков в танцы — задача непростая.

Наши детские коллективы постоянно участвуют во многих творческих соревнованиях в республике и в стране и регулярно становятся обладателями гран-при престижных детских конкурсов и фестивалей. Нас часто приглашают выступать на сцене Кремлевского Дворца в Москве, поскольку мы входим в базу зарекомендовавших себя успешных творческих коллективов. Организаторы конкурсов и фестивалей очень часто звонят и просят «подкрепления», чтобы именно наши ребята выступили на том или ином соревновании. Участие в творческих конкурсах — это обязанность детских ансамблей, такова наша стратегия.

Даже пятилетний ребенок должен уметь в кругу семьи исполнить кусочек татарского и русского танцев. Понятное дело, что малышей родители приводят за ручку, но уже в 10-12 лет дети осознанно заявляют: «Я люблю народные танцы!». Любовь к народному искусству — это одна из основ воспитания, поскольку через нее приходит любовь к своей родине. Кроме того, занятие танцами — это не просто физическая нагрузка, но и всестороннее развитие личности (дисциплина, ответственность, коммуникабельность, раскрепощенность). В студии преподают уроки классического танца, акробатику, степ и другие. Весной будущего года готовимся побить российский рекорд по танцевальному искусству.

А еще в момент переезда в культурный центр «Чулпан» был создан детский вокально-инструментальный ансамбль. Дети поют исключительно на татарском языке. Также это единственный детский коллектив, который исполняет мунаджаты. Недавно они выступали в популярной передаче «Поле чудес» на Первом канале, где представили татарский колорит с песней «Рәхим итегез!».

«Когда мы создавали ансамбль, у всех был один вопрос: «Зачем нам еще один, если уже есть государственный?»"

— В 2026 году ансамбль танца «Казань» отметит 30-летний юбилей. Можете ли подвести некие итоги работы и отметить ключевые достижения коллектива за все это время?

— Главный итог и планы на будущее — не растерять то, что уже сделано, и продолжить, и приумножить в том же духе! Самые большие наши достижения всегда были в хореографических спектаклях — от простых танцев мы перешли к зрелищным и содержательным танцевальным спектаклям. Хотелось бы сделать масштабное национальное шоу, которым можно гордиться на международном уровне. Не возить по заграницам, а показывать гостям здесь с должным обрамлением: светомузыкой, сценографией и костюмами. Меня всегда интересует, какое шоу представляет тот или иной регион, поскольку на основе эпоса или зрелищного танца оно передает национальный колорит.

Когда мы создавали ансамбль, у всех был один вопрос: «Зачем нам еще один, если уже есть государственный?». На сегодняшний день в республике существует несколько государственных коллективов, которые образуют волшебный двигатель всей сферы танцевального искусства.

— Зарубежные гастроли планируете?

— В нынешних реалиях это сложно. Все ездят разве что «по правительственной линии». Коммерческие гастроли требуют грамотного импресарио, которых во всем мире единицы. Всех интересует наш продукт только в качестве заработка на долгосрочный проект типа выезда в Китай. Мы себе этого позволить не можем, потому что есть график мероприятий в Татарстане.

— В чем секрет долголетия ансамбля «Казань»?

— В сотрудниках, которые фанатично преданы своему делу и трудятся не ради денег. И в творческом багаже моего поколения, которое сейчас руководит ансамблем, в их высоком профессионализме, строгой дисциплине, требовательности и, следовательно, результативности. Человек — прежде всего, без него стены пустые. Все наши начинания подкреплялись многолетним самоотверженным трудом. Мы настолько «набили руку», что разбираемся не только в том, как собрать спектакль, но и в пошиве костюмов, в сценографии, в расстановке света, в качественном музыкальном сопровождении и так далее.

Ансамбль танца «Казань» возник не на пустом месте. В 1990 годы, в эпоху всеобщего подъема, в Татарстане произошла активизация творческих сил. Музейные комплексы и концертные площадки начали работать на материалах из фондов, архивов, мастерских художников. А филармоническое объединение на тот момент подтянуло к себе неравнодушных творцов и начало создавать проекты — работать в области развития национальной культуры, проводить общегородские праздники, которые привлекали на концертные площадки большое количество горожан и гостей Казани. В это же время и возник ансамбль танца «Казань», который уже много лет формирует хореографический пласт нашей республики. Весь накопленный опыт вылился сегодня в содержательное творческое объединение, которое создает собственные проекты и представляет Татарстан за его пределами.

— От формата чисто танцевальных или чисто вокальных концертов вы перешли к музыкальным спектаклям…

— Я много анализировала, что делают другие известные творческие коллективы в стране. Плюс корни потянули: я выросла в театре Камала, мама — артистка этого легендарного театра.

— Ни для кого не секрет, что в Казани не хватает еще одного музыкального театра. Вам не предлагали занять нишу?

— Вопрос сложный, его наскоком не решить. Он должен созреть постепенно. На серьезном уровне в отрасли разговор пока не идет. Есть высказывания отдельных энтузиастов. Мы тоже пытаемся внести свой вклад в пользу этого дела. Ведь жанр родился в Казани не сегодня, он возник еще во времена Салиха Сайдашева — вспомним «Голубую шаль». Музыкальные спектакли еще с тех пор прочно закрепились в памяти народа. Зритель и сегодня любят спектакли с синтезом музыки, песен, стихов и танцев, встроенных в сюжетную линию.

Ева Малиновская