К Полине, ее трем сыновьям и дочке мы приезжаем в Барановичи поздно вечером буднего дня. Мама успела закончить работу, забрать старших из школы, а младших — из садика. А еще в перерыве сделала примерно миллион дел, которые растворяются в ежедневной рутине многих женщин. И все же история семьи Масловых уникальна: девять лет назад у них родилась пара двойняшек — Тимофей и Мирон. Спустя несколько лет Полина забеременела во второй раз — и врачи с удивлением сообщили, что и в этот раз будет двойня. И нет, эта история не про ЭКО, так вышло случайно. «Мы не простые многодетные», — с улыбкой говорит девушка.
«Мы были в шоке: двоен в роду никогда не было»
Сразу ответим на вопрос «А где же папа?»: муж Полины работает дальнобойщиком и сейчас находится в рейсе. Домой Максим приезжает на несколько недель, а до этого — минимум три месяца работы. Так что справляться с домом, четырьмя детьми, работой и без преувеличения морем бытовых дел Полине нужно самой.
Оставляя детей с игрушками и мультиками в компании пса Цезаря, мы уходим на кухню. Дальше примерно каждые минут 20 раздается «Мама!». Кто-то или зовет Полину, или приходит что-то рассказать ей, или попросить телефон, или просто посидеть на коленках. Как иначе, если дома сразу четверо детей и только одна мама?
— С мужем нас познакомила моя подружка — мне на тот момент было лет 16—17, — рассказывает Полина. — Потом Максим ушел в армию — мы периодически созванивались. Затем он вернулся, мы увиделись и начали встречаться. И вот уже десять лет вместе.
Первая беременность наступила, когда Полина как раз доучивалась в колледже. То самое УЗИ, которое показало двойню, совпало с последним экзаменом.
— Помню, что меня ждала мама, чтобы подвезти на экзамен. Я вышла и рассказала, что у меня будет двойня, — в шоке были все! Ведь двойняшек в роду не было ни у меня, ни у мужа. Мы даже не задумывались о таком варианте. Максим отреагировал нормально: возможно, на тот момент еще не очень понимал, что нас ждет, — смеется белоруска.
Беременность, несмотря на двойню, проходила без серьезных осложнений. Но в 32 недели Полину положили на сохранение — лежать пришлось вплоть до планового кесарева сечения в 37 недель. Наконец в декабре 2016 года родились Ярослав и Тимофей.
— Мальчишки были большими — почти по 3,5 килограмма каждый! По весу и росту все было хорошо, но им нужно было окрепнуть, поэтому еще около двух недель мы провели в роддоме. После выписки нам помогали моя мама и бабушка мужа. Так вышло, что Максим — сирота, его воспитывала именно бабушка.
Но большинство хлопот все же легли на молодых родителей. Смену подгузников, кормление, купание и прочие дела Полина и Максим старались делать по очереди. Спустя годы Полина вспоминает, что им серьезно повезло с младенцами: обошлось без бессонных ночей.
— Но, как это часто бывает у двоен, один ребенок спокойный, второй — крикливый. Ярослав мог 24/7 орать, а Тимофей в это время спал. На самом деле, все было нормально. Я даже могла одна пойти с ними гулять — просто собираться нужно было быстро-быстро. Когда мальчикам был почти год, мы узнали, что нам бесплатно положена няня — она приходила на четыре часа в день.
Дальше Тимофей и Ярослав пошли в садик. Примерно в это же время папа начал уезжать в рабочие командировки. И хотя помощь оставалась, большинство забот легли уже на Полину.
— До сих пор, когда с мужем обсуждаем тот период жизни, я говорю: меня было невозможно разозлить, я не плакала от усталости или ощущения беспредела, при этом дома всегда был порядок. Мне кажется, и дети у нас были такие хорошие, совсем не разбалованные! — смеется Полина.
«Во второй раз должна была быть тройня»
Когда Полина узнала о второй беременности, сразу же подумала о девочке. Мыслей о том, что снова может быть двойня, у родителей поначалу не было.
— У меня было что-то вроде мечты — прогуляться с одиночной коляской. Ведь до этого я всегда гуляла с двойной, а с ней далеко не везде получалось проехать или всунуться в автобус. То ли дело с одиночной! — восторженно говорит Полина. — Когда врачи сказали, что у нас снова двойня, я опешила. Страха не было: Ярославу и Тимофею на тот момент уже было почти 5 лет. Да и мы с мужем уже знали, как плюс-минус проходит детство двойни, — не скажу, что нам было прямо тяжело. А вот сейчас, когда детей уже больше, — да.
Вторая беременность, по словам Полины, проходила даже легче первой. И это несмотря на командировки мужа и двух сыновей рядом.
— Уже точно не помню, как мы сказали Тимофею и Ярославу, что у нас появятся еще малыши. Думаю, они что-то понимали, глядя, как у меня растет живот, — улыбается Полина.
Мечта о дочке все же осуществилась: во второй паре родилась Василиса. Совсем недавно ей и Мирону исполнилось 4 года. Кстати, многодетной мамой Полина стала в 25 лет.
— После рождения младших я была уверена: раз все получилось хорошо со старшими, то и тут обойдется без проблем. Возможно, в тот момент я не осознавала, что их будет сразу четверо! — улыбается девушка. — С другой стороны, я и не хотела, чтобы дети появились поздно.
— Хотели бы еще детей?
— Нет! — быстро отвечает Полина. — Девочка у нас уже есть, так что пока хватит. Врачи, кстати, удивлялись, говорили, что две двойни подряд — это редкость, тем более если родители молодые и не прибегают к ЭКО. Наверное, нам это для чего-то нужно.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Полина Маслова (@maslovamaslova97)
— Причина, по которой вы больше не хотите детей, в том, что все может повториться?
— Сто процентов! Со второй беременностью и вовсе должна была быть тройня, но на сроке 5—6 недель одного мы потеряли. Не могу сказать, что чувствовала утрату: значит, так должно было случиться.
Подъем в шесть утра, динозавры, самбо и гимнастика
Пока мы говорим на кухне, где-то в большой комнате начинается небольшой конфликт. К маме тут же приходит младший, Мирон. Мальчик забирается на колени к маме и тихо рассказывает, кто из братьев, по его мнению, был не прав. Полина терпеливо слушает.
— Что он тебе сделал?
— Пугал, — тихо говорит Мирон.
— Так иди ты его напугай!
— Не могу-у-у.
Спустя время приходит уже Василиса — девчушка бойко просит у мамы телефон. Оказывается, ей не очень интересно смотреть мультики, которые выбрали братья. А вот игры выглядят куда более увлекательными.
Тем временем мы с Полиной говорим о расписании дня и укладе жизни семьи. Выглядит все примерно так: просыпается мама каждый день около шести утра, дальше — сборы на работу, подъем младших и подготовка к садику. Василиса, улыбается Полина, любит поспать, так что даже комбинезон частенько приходится надевать на еще полусонного ребенка.
— Старшие учатся во вторую смену, поэтому, если им нужно на уроки к двум часам, я приезжаю с обеда, смотрю, как они собрались, и отвожу в школу. Если же мальчишкам к часу, то на занятия они ходят сами. По понедельникам Василиса с Мироном ходят на гимнастику, по вторникам и четвергам у Тимофея и Ярослава самбо. Вечерами по пятницам мы никуда не ходим — приходим домой и ничего не делаем.
Меня до сих пор спрашивают, как я справляюсь, пока муж в командировках. Но понятно, что все на свете не успеешь. Бывает, что сразу после работы я быстро еду за Василисой и Мироном, переодеваю дочь на тренировку прямо в садике, затем за старшими, только потом домой. Если успеваем вернуться к семи вечера, то, в принципе, многое успеваем.
Кстати, старшие мальчики учатся в одном классе. Правда, не сидят за одной партой: все дело в разнице зрения.
— Помню, в детстве Тимофей и Ярослав играли вместе дома, но в садике даже на фотографиях сидели по разные стороны. Сейчас у них разные интересы, друзья. Возможно, в силу возраста, но они постоянно что-то делят, дерутся, могут даже кричать друг на друга. Затем приходят ко мне и рассказывают, что сделал другой. В плане учебы все средненько. Домашние задания мальчики делают сами — сперва на черновик, затем мы с мужем проверяем.
Еще один важный бытовой момент — готовка. Тут, рассказывает мама, все строго: готовится одно конкретное блюдо, а дальше выбор за ребенком, есть это или капризничать. Кстати, с финансовой точки зрения траты на продукты в большой семье — основные. Точных подсчетов Полина не ведет, но с улыбкой говорит: в магазин они ходят часто.
В бытовом плане стало легче после переезда в частный дом три года назад. Например, не нужно переживать, если сломается лифт, а еще хватает территории для активных игр — тех же прыжков на батутах. Ну и, конечно, отпадают возможные конфликты с соседями из-за шума.
Пока Полина занимается готовкой (сегодня в меню любимые всеми пельмени), мы идем пообщаться с ребятами. Но сперва — краткий портрет каждого ребенка от мамы.
— Василиса не такая прямо девочка-девочка, она у нас мадам с характером. С ней либо хорошо, либо никак. Ее нельзя ругать или кричать: она начинает злиться, а если уж обиделась, то все начинает ходить ходуном. Может и обзываться, а через пять минут сама подойдет, обнимет и скажет: «Мамочка, я тебя так люблю!»
Мирон у нас, наверное, будущий зоолог: в последнее время ему особенно нравятся динозавры. Он даже на своем языке пытается выговорить названия. А еще он обожает пледы, которыми мы их с Василисой укрывали еще маленькими, — приходим с прогулки, и он тут же заворачивается.
Ярослав — взрослый пацан. Он более спокойный, я бы даже сказала, рассудительный. Тимофей, наоборот, более эмоциональный.
Наверное, в характере каждого примерно по половине от меня и от мужа, хотя в чем-то дети полностью от нас отличаются. Если говорить о внешнем сходстве, то Мирон и Тимофей — копия папы, а Ярик и Василиса больше похожи на меня.
Иногда, честно признается Полина, между собой дети могут спорить за внимание мамы. А вот «самым маминым сыном» девушка называет младшего, Мирона.
— У старших тоже бывает ревность, но теперь это чаще касается покупок. Условно говоря, одному купила «киндер», а другому нет.
«После декрета решила поработать санитаром в морге»
Учитывая, что из-за работы папы Полина может в течение нескольких месяцев оставаться с детьми одна, логично спросить: получается ли хоть как-то расслабиться у мамы четверых детей?
— За последние четыре года я ни разу не ночевала без детей, мы постоянно вместе. Можем съездить к моей подружке, а могут гости прийти и к нам. Как-то у нас за раз собралось 11 детей!
Конечно, моим подругам, у которых нет детей, находиться в таком шуме сложно. Как-то моя мама на время уехала в Польшу, и к нам переехала моя младшая сестра. Она как раз тот человек, которому нужна тишина. И как только ей исполнилось 18 лет, она тут же решила уехать. Даже шутила, что больше никогда к нам не приедет.
Иногда немного переключиться нужно и Полине: банально поскролить соцсети, чтобы освободить голову. Правда, на такие передышки получается выделить не больше получаса за раз — остальное время многодетной мамы расписано.
Например, после девяти вечера нужно искупать и уложить младших, а это дело может занять вплоть до нескольких часов. Самое важное для малышей — это даже не сказки или песенки, а чтобы мама физически была рядом.
Помимо заботы о детях, у Полины есть и фултайм-работа. Сейчас девушка — экономист по образованию — работает в местном ЖКХ. А когда-то, едва выйдя из декрета, успела поработать санитаром в морге.
— Мы сидели с подружкой и посматривали вакансии. Увидела эту, и стало так интересно: что там делают? Но поработала я недолго — четыре месяца. В принципе, зарплата устраивала, но сейчас у меня более удобный график. Наверное, я бы хотела какое-нибудь время совсем не работать, но в то же время думаю: просто сидеть дома? Да, возможно, в таком случае у нас был бы порядок. Но хочется общаться и со взрослыми людьми, — улыбается Полина.
В то же время шумная и активная жизнь уже стала привычной. Полина уверяет, что тишина во время того же маникюра вызывает у нее дискомфорт. И правда: только во время нашего разговора постоянно слышатся голоса, топот, разговоры, а на фоне — работающий телевизор.
— Кстати, как дети между собой решают, что смотреть?
— Как только включается телевизор, начинаются споры. Я не встаю ни на чью сторону и включаю то, что не назвал никто. Не хотите? Не смотрите. Не скажу, что я строгая мама. Тем более если я до сих пор пугаю их, что сейчас позвоню папе, — улыбается Полина. — Да, могу накричать, но это потолок. Если старшие мальчики ссорятся, могу усадить их за стол и объяснить, что они остаются самыми родными людьми друг другу. Надеюсь, что однажды они поймут смысл этих слов. Еще я очень-очень тревожная мама, ведь постоянно что-то происходит! Но, слава богу, никаких серьезных ЧП у нас не было.
Ближе к Новому году, рассказывает Полина, домой должен вернуться Максим. Несмотря на расстояние, уверяет героиня, в их отношениях с мужем все хорошо. А каждый вечер в семье есть своя маленькая традиция — созваниваться и рассказывать папе обо всем, что случилось.
Как раз во время этого разговора Василиса с улыбкой показывает на планшете рисунок.
— Это папа, только маленький! — хохочет девочка.
— Сейчас муж в командировке уже пять месяцев — это, конечно, сложно. Но так получилось впервые, обычно его нет около трех месяцев. Конечно, когда муж дома, то всем веселее. Тогда и я разгружаюсь: дети настолько скучают по папе, что ко мне даже не подходят.
На самом деле, именно сейчас я ощущаю, что значит быть многодетной мамой. У каждого ребенка проявляется свой характер, всем что-то нужно. В то же время я не заметила, как быстро пронеслось время: старшим уже по 9, а младшим по 4! Честно, когда-то мне казалось, что из всех моих подружек я последняя выйду замуж и последняя стану мамой. А вышло все совсем иначе. Значит, так было нужно.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by