Найти в Дзене
Нить разговора

"Триумфальная арка" Ремарка - история скитаний, мести и несчастной любви

Ноябрь 1938 года. Роман начинается и заканчивается недалеко от Триумфальной арки на площади Этуаль.
Герои знакомятся на мосту Альма (в тоннели под этим мостом в 1997 в автокатастрофе погибнет принцесса Диана). Но вначале расскажу о главном герое. Ему 40. Он участвовал в Первой мировой, был под Ипром, участвовал в Гражданской войне в Испании. Он был главным хирургом крупной Берлинской клиники. Но в 1933 пришли к власти фашисты. Он кого-то укрывал и помог бежать за границу. Был арестован и подвергнут пыткам в гестапо. Попал в госпиталь, где сумел бежать. Его девушку Сивиллу тоже арестовали. Он вела себя смело, дерзко. Но на третий день в концлагере повесилась. Вот уже 5 лет главный герой нелегально проживает в Париже. Последние два года под фамилией Равик. У него нет документов. И нет возможности заниматься врачебной практикой. Немецкие дипломы не признаются во Франции. Он проводит операции нелегально в клинике Вебера и иногда у известного парижского хирурга Дюрана, который считается с

Ноябрь 1938 года.

Роман начинается и заканчивается недалеко от Триумфальной арки на площади Этуаль.
Герои знакомятся на мосту Альма (в тоннели под этим мостом в 1997 в автокатастрофе погибнет принцесса Диана).

Но вначале расскажу о главном герое. Ему 40.

Он участвовал в Первой мировой, был под Ипром, участвовал в Гражданской войне в Испании. Он был главным хирургом крупной Берлинской клиники. Но в 1933 пришли к власти фашисты. Он кого-то укрывал и помог бежать за границу. Был арестован и подвергнут пыткам в гестапо. Попал в госпиталь, где сумел бежать. Его девушку Сивиллу тоже арестовали. Он вела себя смело, дерзко. Но на третий день в концлагере повесилась.

Вот уже 5 лет главный герой нелегально проживает в Париже. Последние два года под фамилией Равик. У него нет документов. И нет возможности заниматься врачебной практикой. Немецкие дипломы не признаются во Франции. Он проводит операции нелегально в клинике Вебера

и иногда у известного парижского хирурга Дюрана, который считается светилом, но в романе изображён как бездарь и очень жадный на деньги человек... А ещё Равик регулярно помогает Веберу осматривать девушек в борделе «Озирис».

Живёт он в отеле «Энтернасиональ», где много нелегалов. Где хозяйка для монархистов вывешивает портреты одних деятелей, а для республиканцев других...

«Энтернасиональ» - это всё, на что он может рассчитывать. Свой дом ему, нелегалу, не светит...
Если он попадает в руки полиции, то 2 недели ареста и высылка из страны... Повторный арест и полгода тюрьмы, потом высылка...
И вот этот Равик ночью на мосту Альма видит девушку, потерянную, ненормальную... Она планировала утопиться или была просто подавлена, непонятно. Он напоит её кальвадосом, даст покурить крепкий алжирский табак... Приведёт к себе в номер и уложит спать.
Так возникнет их любовь.

«Музыка нас связала,/ тайною нашей стала»... Их связал кальвадос...

-2

Не сразу она откроется ему, что она Жоан Маду, что ей 25. Она выросла в Италии. Мать англичанка, отец румын. Она немного знает русский. Она 2 года жила с Рачинским. Они приехали в Париж, чтобы расстаться. И он заболел воспалением лёгких и неожиданно умер. В Париже у неё никого и ничего. Поняв, что Рачинский умер, она и пошла как безумная к мосту Альма.

Равик помог ей порешать все вопросы и получить назад из отеля свои вещи. Он поселил её в другой отель. Она подаёт себя как певица, актриса. И с помощью своего друга Бориса Морозова он устроит её на работу в ночной бар «Шахерезада».
Морозов - друг Равика. Он работает швейцаром. Они часто выпивают и играют в шахматы.
Равик помог ей. И думал забыть о ней.
Но она напомнила о себе. Прислала статуэтку Мадонны, которая была в комнате с телом Рачинского.
Они встретятся ещё. И кальвадос сблизит их, будет большая любовь.

Но Равик боится этой любви. Понимает всю её недолговечность. Не хочет быть утесом, который волна размоет и поглотит.
Да и большего предложить любимой женщине он не может. А ей не нравится выступать в «Шахерезаде».
Влюблённые позволили себе вырваться дней на 8 в Канны, Антиб. Жоан катали на лодке, а он оставался на берегу.

В Париже Равик остановил артериальное кровотечение на улице пострадавшей женщине и был задержан полицией. Всплыло отсутствие документов. 2 недели ареста и высылка в Швейцарию. Вернулся он не сразу.
Когда он вернулся, Жоан уже не одна. Она ушла из «Шахерезады». Какой-то актёр снял ей хорошую квартиру. Она стала сниматься в эпизодических ролях.

«Подожди, дай мне время. Я хочу быть с тобой», - говорит Жоан. Но у себя дома держит кальвадос для Равика, и мятную настойку для другого.
Равик не хочет делить любимую женщину с другим. И пытается порвать с ней отношения.
Важную роль в романе играет месть. На улице Парижа Равик видит гестаповца Хааке, который пытал его, который издевался над заключёнными и виновен в смерти Сибиллы. Он дважды пытается его догнать, но теряет из вида.
В баре они знакомятся. Хааке не узнал Равика. Здесь он встречается с агентами и пытается развлечься. Он приезжает в Париж через каждые две недели. Договариваются встретиться через 2 недели.
Равик ждёт, поселяется в другом отеле, но Хааке не звонит. Он перепутал Принца Уэльского с Георгом Пятым. И вот неожиданная встреча. В Озирисе. Хааке один. Равик на машине Тальбо, которую снял для него Морозов. Равик везёт его в дом свиданий как знаток парижской клубнички... Резко тормозит и наносит удар гаечным ключом. Убивает Хааке, не произнеся ему приговор, который он очень хотел произнести. И хоронит тело в Сен-Жермене, тщательно всё продумав, изуродовав лицо и уничтожив все опознавательные знаки...

И тут наступает развязка. Актёр в приступе ревности смертельно ранит Жоан и едет к Равику за помощью. Равик доставляет Жоан в клинику Вебера, но шансов нет. Жоан обречена. Она умирает в муках и парализованной. Равик облегчает её боль уколами. Звучат их прощальные признания в любви. Она говорит по-итальянски, а он по-немецки.

-3

В этот же день начинается война. Равик не может похоронить Жоан. Просит организовать похороны Вебера и Морозова. Вебер тоже себе не хозяин. Его должны мобилизовать.
Равик возвращается в «Энтернасиональ», где его вместе с другими жильцами-нелегалами погрузили в грузовик и отправили в концлагерь.
На этом роман обрывается. С Морозовым договорились встретиться после войны в ...
Вот такой роман.

В нём много второстепенных персонажей. Пациентов Равика. Равик безмерно много пьёт, страдает бессонницей, не спит ночами, но он хирург-профессионал и всегда готов к сложнейшим операциям.

Одна девушка пострадала от подпольной акушерки, Равик не смог её спасти. Вскоре он оперирует её подругу. Спасает, но она становится бесплодной. И из модисток переходит под влиянием своего друга Бобо в проститутки.
Равик с Морозовым ставят на место пятерых испанских монархистов, которые слишком настойчиво приглашали их к своему столу. Плеснули стакан воды в лицо бравому испанцу, и это сошло им с рук. Это охладило пыл пьяных испанцев!
Равик насильно вывел из комнаты Бобо, который вёл себя грубо и не давал осмотреть пациентку...
Равик пытается получить с нелегальной акушерки деньги. Отданные ей 300 франков, но здесь у него ничего не вышло.
13-летнему парню Жанно он вынужден отнять ногу выше колена. Но парень рад. На выплаты от страховой компании он с матерью открывает молочный магазин. Потом он найдёт Равика и отблагодарит продукцией своего магазина. Парню всего 13. Он удивит своей хозяйской хваткой, знанием жизни и предприимчивостью.
Тяжел труд проституток в «Озирисе». Раз в неделю их проверяет муниципальный врач, и дополнительно хозяйка борделя оплачивает осмотр Вебера. Так поддерживается высокая репутация заведения. В случае выявления болезни девушек отстраняли от работы. И после выздоровления назад в «Озирис» не берут. Помощница хозяйки Роланда возвращается в родной Тур. Там умирает её тётя, и ей по наследству переходит магазин, который она превращает в кафе. Девушки на прощание дарят ей 6 плетеных кресел, Равик два столика под мрамор и хозяйка - кассовый аппарат.
Роланда даёт свой адрес Равику и готова его приютить в случае беды, но он считает это бессмысленным.
Кэт Хегстрем - богатая дама, 34 года. Равик сперва вырезает ей аппендицит, а потом через годы прерывает ненужную ей беременность от бывшего мужа, ставшего нацистом... У Кэт обнаруживается рак. Она уважает Равика, а он скрывает от неё диагноз. Он сопровождает ее на костюмированный бал высшего общества, но ливень помешал мероприятию.

Равик провожает Кэт в Америку. Уезжают все, кто может. Весь бизнес во Франции переходит на доллары. Капиталы выводят за границу. За несколько дней до объявления войны ночной Париж во мраке, проводят затемнение.
Совершает самоубийство сосед Равика. Он каждый день ходил смотреть на американское посольство. Его жена не была ему верна. А после его смерти продала его паспорт за 2 тыс франков.
Одна из жиличек «Энтернасионали» сходит с ума. Она всюду видит тараканов и громко кричит. Равик вколет ей снотворное.

Как и в «Ночи в Лиссабоне» один из жильцов «Энтернасионали» живёт за счёт коллекции картин импрессионистов.

В двух романах много общих деталей. Труп в номере, убийство немецкого фашиста, беженцы, герой вспоминает, как в детстве играл в индейцев...

Но в новом контексте эти детали по-новому смотрятся.
Хорошая книга. Рекомендуем к прочтению.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЛАЙК