? Назначение компрессора
Компрессор в бытовом холодильнике выполняет ключевую функцию — создание разницы давлений в герметичном холодильном контуре. За счёт этого хладагент, например R600а (изобутан) или R134a (тетрафторэтан), испаряется при низком давлении в испарителе и конденсируется при высоком давлении в конденсаторе, отводя тепло из внутреннего объема холодильника. Без компрессора процесс циркуляции хладагента невозможен.
Как устроен и работает компрессор
Компрессор представляет собой герметичный металлический баллон, внутри которого находятся:
• Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором;
• Поршневой насос или ротационно-пластинчатый механизм;
• Масляная ванна для смазки трущихся частей;
• В некоторых моделях - встроенное пускозащитное реле (РТС-реле).
При подаче питания на компрессор запускается электродвигатель, вращающий вал, соединённый с кривошипно-шатунным механизмом. Поршень начинает двигаться в цилиндре, создавая зону низкого давления для засасывания хладагента и зону высокого давления для его нагнетания. В результате хладагент перекачивается из испарителя в конденсатор.
? Почему в компрессоре две обмотки
Однофазный электродвигатель компрессора не может самостоятельно создать вращающееся магнитное поле, поэтому в конструкции используются две обмотки:
• Рабочая обмотка (Main winding или Run winding) - обеспечивает постоянное вращение ротора после запуска. Она подключена к сети постоянно и рассчитана на длительное тепловое воздействие.
• Пусковая обмотка (Start winding) - подключается только на момент запуска двигателя и помогает создать необходимое начальное вращающееся поле. После запуска отключается через пусковое реле или термореле.
Пусковая обмотка всегда имеет большее активное сопротивление и большую индуктивность, чем рабочая. Это необходимо для фазового сдвига токов, обеспечивающего начальный крутящий момент.
? Характеристики обмоток
Значения сопротивлений и индуктивностей могут немного варьироваться в зависимости от мощности компрессора и производителя, но общие диапазоны таковы:
• Рабочая обмотка имеет сопротивление от 3 до 15 Ом. В маломощных компрессорах (на 100-120 Вт) - около 4-6 Ом, в более мощных (200-250 Вт) - 8-12 Ом. Индуктивность рабочей обмотки обычно составляет 150-400 мГн.
• Пусковая обмотка имеет сопротивление от 10 до 40 0м. Часто встречаются значения 16-25 Ом. Индуктивность - от 300 до 800 мГн.
Для примера, у компрессора Embraco серии EGX 70HLP (140 Вт) рабочая обмотка имеет сопротивление около 7.2 0м, а пусковая - 18.6 Ом.
Если сопротивления измерены и не соответствуют норме, например пусковая обмотка показывает 5 Ом, это может указывать на межвитковое замыкание или пробой изоляции.
? Что произойдёт при межвитковом замыкании
Межвитковое замыкание - это повреждение обмотки, при котором изоляция между соседними витками разрушается, и часть витков замыкается между собой. Это вызывает:
• Снижение активного сопротивления обмотки — меньше витков участвуют в работе;
• Резкое падение индуктивности, например с 500 мГн до 80 мГн;
• Повышенный ток при включении, перегрев:
• Проблемы с запуском компрессора: щелчки, запуск с задержкой или полное отсутствие старта;
• Срабатывание тепловой защиты через несколько секунд после подачи напряжения.
Межвитковое замыкание чаще всего происходит в пусковой обмотке из-за перегрева при частом включении или плохом контакте в пусковом реле.
? Давление, создаваемое компрессором
Рабочие давления в системе холодильника при нормальной температуре:
• На стороне всасывания (испаритель): от 0.05 до 0.4 МПа (0.5-4 бар);
• На стороне нагнетания (конденсатор): от 0.8 до 1.6 МПа (8-16 бар).
В режиме холостого хода (при откачке воздуха из контура) компрессор должен создать разрежение до минус 0.8-0.9 бар.
Если компрессор не создаёт вакуума или давление слишком низкое — это может указывать на износ поршня, износ клапанной системы или утечку хладагента.
? Диагностика по внутреннему состоянию
Если компрессор вскрыт (например, в рамках разборки неисправного агрегата), можно оценить его состояние визуально и по остаточному сопротивлению:
1. Износ механики
• Царапины и задиры на стенках цилиндра;
• Стертые подшипники или шатун с люфтом;
• Следы прихвата или перегрева - могут говорить об отсутствии масла, перегреве или заклинивании.
2. Повреждение обмоток
• Потемнение, обугливание или оплавление витков;
• Запах гари от лака - часто при коротком замыкании;
• Отслоение изоляции - может свидетельствовать о превышении температуры более 130-150 °C.
3. Следы перегрева масла
• Масло густое, тёмное, с примесью сажи или обугленных частиц;
• Иногда видно налёт или лаковый осадок на деталях - это продукты разложения изоляции обмоток.
4. Следы разрушения клапанов
• В поршневой системе - выломанные или пружинящие клапанные пластины, иногда отколовшиеся части блокируют работу компрессора;
• Это часто сопровождается стуком при работе и низкой производительностью.
? Дополнительная информация
На корпусе компрессора обычно есть обозначения контактов:
• С (Common) - общий вывод:
• R (Run) - рабочая обмотка;
• S (Start) - пусковая обмотка.
Иногда на корпусе может быть надпись WS - это также обозначение пусковой обмотки (Winding Start), или маркировка от производителя.
Если было полезно, подпишитесь на канал Ремонт Холодильников👍