Найти в Дзене

Рецензия на книгу Татьяны Малашиной «Три маленькие летние сказки» от критика Мари Москва

Читаем «Три маленькие летние сказки» — небольшую книгу Татьяны Малашиной, писательницы и художницы из Череповца. Сказки вышли в издательстве «Танюша», а иллюстратором выступила Елена Селиванова. Автор специализируется на добрых сказках, в своей работе делает акцент на традиционные ценности, семейное чтение и праздники — так, в её портфолио есть истории про Яблочный Спас, Пасху и Рождество. Но мы с вами погружаемся в тёплые летние дни, будто нет за окном ни зимы, ни снега! Прежде всего хочу отметить, что написать сильный текст в короткой, а тем более ультракороткой форме — это задача со звёздочкой. Не спорю, создать захватывающую литературную вселенную тоже сложно. Тем не менее писатели признаются, что рассказ может быть сложнее романа. Что уж говорить про детские истории! Их простота глубоко иллюзорна: сколько элементов должно сойтись, чтобы книга полюбилась читателю. Нужен ясный и чёткий текст (казалось бы, пара страниц рукописи на книжку-картинку), в котором каждое слово на своём ме

Читаем «Три маленькие летние сказки» — небольшую книгу Татьяны Малашиной, писательницы и художницы из Череповца. Сказки вышли в издательстве «Танюша», а иллюстратором выступила Елена Селиванова.

Автор специализируется на добрых сказках, в своей работе делает акцент на традиционные ценности, семейное чтение и праздники — так, в её портфолио есть истории про Яблочный Спас, Пасху и Рождество. Но мы с вами погружаемся в тёплые летние дни, будто нет за окном ни зимы, ни снега!

Прежде всего хочу отметить, что написать сильный текст в короткой, а тем более ультракороткой форме — это задача со звёздочкой. Не спорю, создать захватывающую литературную вселенную тоже сложно. Тем не менее писатели признаются, что рассказ может быть сложнее романа. Что уж говорить про детские истории! Их простота глубоко иллюзорна: сколько элементов должно сойтись, чтобы книга полюбилась читателю. Нужен ясный и чёткий текст (казалось бы, пара страниц рукописи на книжку-картинку), в котором каждое слово на своём месте. Нужен аккуратный выбор художника, который сможет продолжить идею и интонацию автора в визуальном оформлении. Нужны вёрстка, детали, декоративные элементы, формат, качество печати — в детской книге важно всё!

Кажется, в «летних сказках» Татьяны Малашиной сходятся все элементы, чтобы привлечь пристальное читательское внимание, пусть истории и совсем небольшие.

В первой сказке Медвежонок знакомится с Летом — впервые в жизни! Спокойный рассказ помогает маленькому читателю понять, что год имеет определённую структуру и цикличность, и каждый сезон хорош по-своему. Лето успевает «натворить дел» — это активное, яркое время. Зато зимой все крепко спят: наступает время отдыха и замедления.

Во второй сказке автор использует абсолютно рабочий приём — перенос детских проблем на животный мир. Так, воспитательница Гуля Ивановна присматривает за крошечными воробушками на клумбе с бархатцами и парадоксальным образом напоминает воспитателя из человеческого детсада. Радость узнавания так важна маленьким детям! «Как я», «как у меня», — восхищается читатель. Помимо образа воспитателя легко считывается и то, что «мамы и папы улетают на раздобытки». Эта забавная формулировка может прижиться во многих семьях! Ещё в этой истории интересно то, что два вида птиц мирно сосуществуют и помогают друг другу (воспитатели — голуби, подопечные — воробьи). Тем самым автор предлагает классную тему для обсуждения в семье: бывает ли дружба в мире животных и какие формы она принимает?

Ну а последняя сказка про капельку Нику не только рассказывает маленькому читателю о круговороте воды в природе, но и наводит на мысль о том, что меняется не только капелька воды — человек ведь тоже бывает в разном настроении, часто без всякой видимой причины! Собранный и рассеянный, грустный и весёлый, задумчивый и озорной. Почему так? Ещё один повод для семейной дискуссии!

Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: лидеры общественного мнения», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: лидеры общественного мнения», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив