Мне всегда казалось, что переломы - это вещи, которые случаются с кем-то другим, не со мной. За 34 года своей жизни я сломала только мизинец на руке в летнем лагере, да и то там была трещина. Поэтому, когда я в очередной раз отправилась на прогулку с собакой, я совершенно не думала, что это мои последние нормальные шаги на ближайшие несколько месяцев...
Мы недавно завели щенка породы корги, и все (заводчик, кинологи, ветеринары) в один голос говорили нам, что растущему щенку вредно ходить по лестнице (особенно вниз), и как минимум до 6 месяцев на прогулку щенка нужно спускать на руках (мы живем на 5 этаже пятиэтажки, лифта нет). В результате спускаясь с 4 этажа на третий и не видя ступенек из-за собаки на руках, я оступилась мимо последней ступеньки на лестничном пролете и "очень грациозно", как мешок с картошкой, упала прямо перед собой. Слава богу, собаку при этом не уронила и не упала на неё, она вообще как на лифте спустилась с высоты моего роста на пол и ничего не поняла).
То, что я упала не просто так, я поняла сразу. Ощущение было, как будто я просто решила внезапно присесть и аккуратно опустилась на землю. Но в процессе падения у меня возникло подозрение, что ноги "складываются" как-то не так, как им положено по природе. Больше всего было похоже на то, как отображается анимация гибели "скелета" в каких-то старых играх, когда все кости складываются в одну кучку и сверху такой череп)) В общем, в кучу сложилась сначала моя правая нога, сверху левая, а потом остальная я и на самом верху собака. Поэтому ещё до того, как упасть, я поняла, что, видимо, уже не встану сама.
Первое, что меня удивило сразу, и из-за чего я ещё какое-то время надеялась, что всё обойдётся - мне было совсем не больно. Не болела ни нога, ни руки, которыми я "тормозила" при падении - ничего, как будто я не упала, а просто села на ступеньках посидеть. Я всегда думала, что ломать ногу - это очень больно, и боялась. А в итоге даже ничего не поняла (сначала...)
Тем не менее, пытаться вставать я не стала, сразу села поудобнее на площадке между этажами, кое-как подвинув пострадавшую ногу (правую), взяла собаку за поводок и стала звонить мужу. При этом разговаривала я вполне спокойно, но соображала очень плохо. Видимо, был какой-то шок, я сначала не могла вспомнить, как позвонить и куда, потом не могла сообразить, что сказать. Не помню, что я сказала, но муж пришёл (он был дома). Пока муж звонил в скорую, я позвонила на работу, чтобы сказать, что после обеда я уже к работе не вернусь, так как скорее всего сломала ногу. На работе не особо поверили, что я прям сломала ногу и не буду работать в ближайшее время, потому что говорила я также абсолютно спокойным голосом, как будто я собралась на 10 минут в магазин отпроситься. Это было второе, что меня удивило - отсутствие эмоций. До этого мне казалось, что если сломаю ногу, то буду рыдать или материться или ещё что-то. Хотя я никогда не видела, как кто-то что-то ломает, хз, может, все себя так ведут. В общем, странное ощущение.
А вот дальше начались неприятные открытия, прям одно за другим:
Оказывается, очень трудно спуститься с 4го этажа по лестнице со сломанной ногой. Врач со скорой принесла шину, прибинтовала к моей ноге, и дальше мне пришлось как-то на одной ноге вставать, прыгать по лестницам, потом выходить из подъезда и залезать в машину скорой помощи. Особенно "позабавило", что машину водитель оставил метрах в 10 от подъезда и сначала не хотел подъехать ближе, мотивируя тем, что "ну а что вы, допрыгать не можете?". Слава богу, удалось уговорить подъехать. Для себя решила, что в следующий раз лучше ломать ногу не выше 1-2 этажа или даже прямо на улице =))
Вообще любые манипуляции со сломанной ногой делать очень трудно и страшно. В больнице меня отправили на рентген, а по результатам рентгена - в перевязочную. Везде приходилось перелазить с каталки на каталку или на стол и обратно. Это жесть, я вам скажу. Руками ногу поднимать страшно и тяжело, самой ногой шевелить страшно и больно, когда посторонние к ней прикасаются - вообще кошмар. Но это всё были цветочки и вполне ожидаемо. А вот дальше начались прям "сюрпризы"
В перевязочной хирург сообщил мне, что да, у меня действительно перелом, и меня нужно положить на скелетное вытяжение. И для этого он сейчас вставит мне спицу в пятку. А затем очень быстро обколол ногу лидокаином с двух сторон, взял шуруповерт, вставил в него здоровенную спицу и ПРОСВЕРЛИЛ ПЯТКУ НАСКВОЗЬ!!! Вот это я охренела в этот момент, надо сказать!!! Два часа назад я шла на прогулку с собакой, а теперь мне сверлят ногу! И при этом лидокаин похоже вообще не подействовал, так как было больно всё время этой процедуры. Врач "обещал", что будет терпимо - ну что ж, я это и правда пережила, но орала в голос. Хорошо, что это было недолго.
Затем меня укрыли моей курткой (я к тому моменту была в трусах, штаны сняли в перевязочной) и надолго оставили тупо в коридоре в обнимку с сапогами и сумкой. А потом перевезли в другой корпус, где наконец разместили в палату. И уже там сюрпризы продолжились.
Мне сказали, что нужно делать операцию, но на завтра все операции уже расписаны, поэтому оперировать будут не раньше, чем послезавтра. Ещё я узнала, что такое скелетное вытяжение. Ногу положили на специальную подставку, и к спице, торчащей из моей ноги, прицепили груз в 5 кг через какие-то блоки так, чтобы сам груз висел за спинкой моей кровати. Обещали, что с вытяжением нога будет меньше болеть - я такого не заметила. Путем нехитрых логических вычислений я поняла, что раз операция через 2 суток, а на ноге висит 5 кг, значит, именно в такой позе, как сейчас, я проведу ближайшие ДВОЕ СУТОК. И ничто не сможет этого изменить. Это было второе потрясение! Я видела в кино, как лежат люди на вытяжении, и думала, что даа, это тяжело, но вот когда сама попала в такую ситуацию - оказалось, это просто жесть! Больше всего у меня через 2 суток болела пятка на ноге с грузом, так как её было невозможно никуда сдвинуть или повернуть никаким способом, там кость упиралась подставку и мне удавалось только изредка напряжением мышц ноги слегка приподнять её секунд на 10. Да и в остальном оказалось, что лежать на спине столько времени без возможности повернуться хоть немного - это очень тяжело. Пока я лежала, я услышала, как в коридоре врач по телефону сказал по поводу какой-то пациентки "ставьте ей скелетку на обе ноги" и очень искренне пожалела эту пациентку! У меня хоть одна нога могла двигаться. Не знаю, как бы я это пережила, если бы и этого не было. Хотя выбора у меня всё равно не было никакого.
Дальше пришло понимание, что за двое суток до операции мне хоть как придётся ходить в туалет. И делать это придётся, конечно, в судно. Это было ожидаемо, учитывая перелом, но психологически очень тяжело. Но гораздо хуже я себя почувствовала, когда мне сообщили, что накануне операции всем пациентам перед операциями на ноги в обязательном порядке делают клизму. И с учетом моего скелетного вытяжения, делать её мне будут прямо в палате при остальных пациентах. А ещё выяснилось, что в нашей палате нет двери, так что данная процедура будет проводиться ещё и на виду у всех, кто ходит по коридору мимо палаты. Койка моя, конечно, стояла прямо напротив этой двери. Это полный трэш! Тот факт, что на саму операцию нужно будет надеть подгузник и потом какое-то время после операции провести в нём, был уже ерундой...
К вечеру, когда вся суматоха улеглась, я составила список вещей, которые мне понадобятся, скинула мужу, и потянулось о-о-о-очень до-о-о-олгое ожида-а-а-ание.
Сюрпризы, кстати, и не думали прекращаться.
Нас в палате было 4 человека. Я, ещё одна женщина с переломом лодыжки, очень веселая и позитивная, она ждала операцию на следующий день. Эта женщина могла ходить, так как на ноге был гипс, и очень, ОЧЕНЬ мне помогала. Я безумно ей благодарна, не знаю, как бы я всё пережила без неё. Также в палате лежала бабушка 94 лет с переломом вроде бы шейки бедра, уже после операции. Она мало разговаривала, но за время разговоров я заметила и поразилась тому, насколько у неё живой ум и ясное сознание в этом возрасте! Она с удовольствием рассказывала про пансионат в котором она живет, тоже всё с позитивом, в общем, также очень приятная соседка. Ну и третья женщина, которая с нами лежала, тоже мне сначала показалась нормальной. Но такое впечатление начало пропадать буквально через пару часов.
Весь первый вечер я провела в телефоне, общаясь с родными, договариваясь с мужем, улаживая дела на работе. Не разговаривала, а только переписывалась. Поэтому была несказанно удивлена, когда эта третья соседка внезапно заявила мне, что я поступаю нехорошо. Я попыталась выяснить, что я сделала не так. Это было сложно, так как оказалось, что соседка почти ничего не слышит, но в итоге она пояснила, что я поступила нехорошо, когда назвала соседей по палате "кретинами". Тут я немного офигела, так как за последние пар часов я вообще вслух ничего не говорила и уж точно ничего не говорила про соседей. Но это опять же были цветочки. В общем, выяснилось, что у этой соседки что-то не то с головой, возможно, какая-то травма случилась вместе с переломом, или ещё что-то. Но в итоге в геометрической прогрессии стало расти её недовольство мной и обвинения в мою сторону. Причём, высказывала она их без перерыва просто в пустоту, весь вечер, а затем ещё целый день. Ну и конечно она рассказывала это все всем людям, которые к ней приходили - медсестрам, врачам. На следующий день к ней приходил психиатр, а потом вроде бы ей дали какое-то лекарство, после чего она хотя бы перестала жаловаться в пустоту (а может, просто устала). Но мнения своего не изменила.
По итогу 3 суток нахождения с ней в палате я выяснила следующие вещи:
Я на самом деле дочь какого-то врача или медсестры, которая с этой женщиной поругалась ещё до моего приезда. И я лежу в палате "фиктивно", "по блату", от кого-то скрываюсь.
Всё время, пока я лежала в палате, я записывала всяческие кляузы о соседях по палате в своём телефоне.
Я сговорилась с медбратом, ночью он принёс мне бумагу, и мы с ним вдвоём распечатали обличительные листовки, в которых говорилось о том, что эта самая соседка ворует детские шапки и продаёт их на рынке.
Ночью на больницу пытались напасть, в результате её окружили войска на машинах, машины светили фарами в окна, а в холле больницы проходило собрание. Вот именно там в холле мы с медбратом вывесили эти обличительные листовки, и все их увидели. И теперь все, кто мимо палаты идёт по коридору и заглядывает в дверь, видят эту самую соседку и укоризненно на неё смотрят, как на воровку.
Это если вкратце. Там ещё была куча всяких бредовых идей, но эти наиболее меня затронули.
Особенно страшно стало, когда этой соседке разрешили ходить, а я лежала на вытяжении. Я очень боялась, что она решит доказать, что я симулянтка, подойдёт и стукнет меня по ноге. Конечно, глядя на сине-зелено-фиолетовую ногу, сложно было заподозрить, что я притворяюсь, но мало ли, что ей в голову взбредет. Слава богу, она оказалась не буйной, просто жаловалась на меня всем.
На следующий день приехал муж, привез мне всё необходимое и ушёл разговаривать с врачом. Вернулся и огласил следующий крайне неприятный сюрприз - мне предложили выбор, или бесплатная операция с установкой пластины и гипсом чуть ли не на полгода, либо операция по установке штифта, без гипса, с минимумом разрезов, но за 65000 рублей. Муж уже выбрал платный вариант, осталось только смириться( Потом пришёл анестезиолог, сказал, что мне будут делать спинальную анестезию, и у меня опять же есть выбор - быть на операции в сознании бесплатно или за 5000 проспать всю операцию. Также предложил дополнительное обезболивание после операции за 2000. Я очень боялась самой операции и боли после неё, поэтому пришлось на всё согласиться.
На следующий день меня забрали на операцию ближе к вечеру. Медбрат порывался поставить мне ещё и мочевой катетер, но я его убедила, что у меня есть подгузник, и не надо - слава богу, хоть этой неприятной процедуры удалось избежать. На операцию увозили в одном подгузнике под простынкой, но вместе со "скелеткой", и с гирей 5 кг. Трудно было перебираться с койки на каталку вместе со всей этой конструкцией на ноге, но медбрат сказал, что если её снять, то будет очень больно. Также не особо приятно было ехать по коридору, там в некоторых местах были какие-то ребристые полы (то ли для слепых, то ли для хромых), и на них каталка мелко дрожала, как и груз, висящий на ноге, что было довольно неприятно.
Сама операция прошла хорошо, шла два с половиной часа. Как меня туда привезли - я помню, как анестезию делали - тоже помню (о, это божественное ощущение, когда сделали укол, и по ногам разлилось приятное тепло! с моими вечно мерзнущими ногами это был самый настоящий кайф). А дальше ничего не помню до момента, когда я услышала голос хирурга, который убеждал меня не поднимать голову, а я несмотря на это пыталась поднять её и посмотреть на людей вокруг, так как мне мерещились даты у них над головами, как будто бы это были даты рождения и предполагаемой смерти. Забавный глюк)
После того, как прошла операция, жизнь понемногу начала налаживаться. На следующий день я выпросила костыли и начала потихоньку ходить. Самый кайф был впервые самостоятельно дойти до туалета, я очень долго ждала этого момента. Хотя, как выяснилось, на одной ноге садиться на унитаз и вставать с него было довольно трудно.
Первое время ходила вообще понемногу, сначала было нельзя вставать, так как сказали, что из-за спинальной анестезии могут быть головные боли, если быстро начать сидеть и ходить. Потом выяснилось, что и от ходьбы на костылях очень быстро устаешь. В итоге я раздобыла ещё и ходунки, пробовала ходить на них.
Операция была в четверг, а выписали меня в понедельник. Я почему-то думала, что мне разрешат наступать на ногу к тому моменту. Однако при выписке хирург сказал, что на ногу вообще нельзя наступать ещё 8 недель! А потом он скажет, что дальше делать по результатам контрольного рентгена. Это была, конечно, крайне неприятная новость!
Из больницы меня везла служба доставки лежачих больных, так как я была не особо в состоянии ходить и уж тем более подниматься по лестнице на 5 этаж. А дальше я 8 недель провела дома почти безвылазно, ходила по квартире с ходунками. Выходила из дома только для поездки на снятие швов, на сдачу крови и на рентген. Болели руки, так как внезапно при любом передвижении вес тела стал приходиться на них. Особенно ладони в местах упора в ходунки. Болела нога, временами сильно, особенно ночью. Болели голеностопный и коленный суставы. На фоне всего этого началась депрессия, было очень обидно вот так оказаться запертой в квартире, с больной ногой, с трудом ходить, постоянно нуждаться в помощи. Муж помогал очень сильно, взял на себя прогулки с собакой 3 раза в день, готовку, все домашние дела. Я ему очень-очень благодарна!
В итоге я 10 недель совсем не наступал на ногу, потом мне разрешили наступать на неё на 30% то есть так, чтобы если встать на весы, на них отображалось число в 30% от моего веса. Сначала сложно было без весов рассчитать, даже была идея примотать весы к ноге и так и ходить))) Ещё через 2 недели хирург разрешил полностью опираться на ногу, и далее примерно месяц я училась ходить заново, сначала с одним локтевым костылем, потом без него. В итоге полноценно ходить стала к июлю (через 4 месяца после перелома), но ещё месяц, наверное, нога быстро начинала болеть на прогулке, и я не могла никуда далеко ходить. Сейчас уже хожу и даже бегаю нормально. Но голеностопный и коленный суставы так и болят. Нужно было ходить на физиотерапию, чтобы их разработать, но я не стала, теперь вот пожинаю плоды.
Вот такая история. Сейчас каждый раз, когда где-то поскальзываюсь и оступаюсь, перед глазами проносится картина, как я падаю на многострадальную правую ногу, и она опять ломается. Но так как в ней сейчас стоит длиннющий титановый штифт, мозг начинает представлять, что сам штифт не ломается, а ломает саму кость, куда он установлен, что кажется ещё страшнее, чем первый перелом. Бррр... Никому не рекомендую ломать ногу, в общем, ходите по лестницам аккуратно!