Найти в Дзене
Автомобилист

Великий обман маркетологов: почему полный привод на льду не спасает, а наоборот — провоцирует ДТП

Зима. Трасса, покрытая коварной ледяной коркой, припорошенной снегом. В правом ряду аккуратно, со скоростью 70-80 км/ч, «крадутся» легковушки — Солярисы, Весты, Поло. Водители вцепились в руль, чувствуя каждое движение машины. И тут по левому ряду, вздымая снежную пыль, пролетает черный массивный внедорожник. 110, 120, 130 км/ч… Он идет уверенно, как ледокол. Водители малолитражек провожают его взглядом, полным зависти: «Вот это машина! Ему гололед нипочем, у него же 4WD!». Проходит десять километров. И мы видим этот же внедорожник. Только уже не в левом ряду, а в глубоком кювете, вверх колесами или обмотанным вокруг столба. Рядом стоит растерянный владелец (если повезло) и чешет затылок: «Как так? У меня же полный привод, лучшие шипы, куча электроники…». Давайте раз и навсегда разберем самое опасное автомобильное заблуждение: миф о том, что полный привод лучше держит дорогу на льду. Все начинается в автосалоне. Менеджер с горящими глазами рассказывает вам про интеллектуальную систему
Оглавление

Зима. Трасса, покрытая коварной ледяной коркой, припорошенной снегом. В правом ряду аккуратно, со скоростью 70-80 км/ч, «крадутся» легковушки — Солярисы, Весты, Поло. Водители вцепились в руль, чувствуя каждое движение машины.

И тут по левому ряду, вздымая снежную пыль, пролетает черный массивный внедорожник. 110, 120, 130 км/ч… Он идет уверенно, как ледокол. Водители малолитражек провожают его взглядом, полным зависти: «Вот это машина! Ему гололед нипочем, у него же 4WD!».

Проходит десять километров. И мы видим этот же внедорожник. Только уже не в левом ряду, а в глубоком кювете, вверх колесами или обмотанным вокруг столба. Рядом стоит растерянный владелец (если повезло) и чешет затылок: «Как так? У меня же полный привод, лучшие шипы, куча электроники…».

Давайте раз и навсегда разберем самое опасное автомобильное заблуждение: миф о том, что полный привод лучше держит дорогу на льду.

Почему мы верим в сказку о «всемогущем 4х4»?

-2

Все начинается в автосалоне. Менеджер с горящими глазами рассказывает вам про интеллектуальную систему полного привода, про муфты, блокировки и то, как этот автомобиль покоряет Эверест. Реклама по ТВ показывает, как кроссовер уверенно чертит дуги на замерзшем озере Байкал.

У покупателя формируется четкая нейронная связь: Полный привод = Безопасность = Сцепление с дорогой.

И действительно, когда вы трогаетесь с места на светофоре в гололед, полный привод творит чудеса. Пока моноприводные соседи шлифуют лед, судорожно мигая значком антибукса, вы нажимаете на газ и уходите в точку. Разгон уверенный, мощный, без рысканий.

Именно здесь и кроется дьявольская ловушка. Полный привод дает ложное чувство вседозволенности. Он маскирует реальное состояние дороги.
Владелец переднеприводного авто чувствует скользкую дорогу сразу — при попытке тронуться. Он понимает: «Ага, скользко, надо ехать тише».
Владелец 4WD этого момента не чувствует. Ему кажется, что под колесами чистый асфальт, ведь машина так легко набрала сотню! Озарение приходит позже. Обычно — когда нужно повернуть или затормозить.

Физика, которую нельзя купить за деньги

-3

Запомните аксиому, которую нужно выбить золотыми буквами на панели каждого кроссовера:
Полный привод помогает разогнаться. Но он никак не помогает остановиться.

У всех автомобилей — от старой «Оки» до премиального «Гелендвагена» — тормоза на всех четырех колесах. При торможении тип привода не имеет никакого значения. Двигатель отсоединен от колес (или работает на холостых), работают только колодки, диски и шины.

А теперь простая школьная физика.

  1. Масса. Полноприводные машины (внедорожники, кроссоверы) обычно тяжелее обычных седанов на 300–500 кг, а то и на тонну.
  2. Инерция. Чем тяжелее предмет, тем сложнее его остановить.

На льду тормозной путь тяжелого джипа будет длиннее, чем у легкой легковушки на такой же резине. Это факт. Законы Ньютона не берут взятки и не смотрят на шильдик «4WD» на крышке багажника.
Когда тот самый «летун» на джипе пытается резко оттормозиться перед фурой, его тяжелая машина превращается в неуправляемый снаряд. Шины скользят, АБС трещит, а масса толкает машину вперед.

Повороты: где полный привод становится врагом

-4

«Ладно, — скажете вы, — тормозит он так же. Но в повороте-то он должен быть устойчивее! Там же четыре колеса гребут!»

Это второе опасное заблуждение.
На чистом льду
боковая устойчивость автомобиля зависит исключительно от сцепных свойств шин (шипы, состав резины) и работы подвески. Тип привода здесь играет вторичную, а иногда и отрицательную роль.

Давайте посмотрим, как ведут себя разные типы привода в критической ситуации (занос) на скользкой дуге:

  1. Передний привод: Самый понятный для обычного водителя. Машину начало сносить? Не бросай газ резко, держи руль в сторону поворота, слегка тяни машину тягой. Инстинктивно понятно.
  2. Задний привод: Сложнее. Занесло? Сбрось газ, руль в сторону заноса. Требует навыка, но реакция предсказуема.
  3. Полный привод: Это уравнение со множеством неизвестных.

Поведение полного привода в заносе зависит от его конструкции.

Постоянный честный полный (как на старых Audi или Subaru, Niva): В заносе машина скользит всеми четырьмя колесами наружу поворота. Вывести ее из этого состояния крайне сложно, требуется филигранная работа газом и рулем. Ошибся — улетел.

Подключаемый полный (как на 95% современных кроссоверов): Это самое страшное. Вы заходите в поворот как на переднеприводной машине (ведь муфта разомкнута). Вдруг передние колеса проскальзывают. Электроника «просыпается» и внезапно, пинком, подключает заднюю ось. Баланс машины мгновенно меняется! Только что у вас был снос передней оси, и вдруг — резкий занос задней. Неподготовленный водитель просто не успевает среагировать на изменение характера автомобиля за доли секунды.

«Кроссоверный синдром»

-5

Проблема не в технике. Проблема в голове.
Высокая посадка («я вижу всё!»), хорошая шумоизоляция («я не слышу дороги») и мощный мотор создают эффект капсулы. Водитель теряет связь с реальностью.

Ему кажется, что он в танке (в хорошем, надежном смысле слова), который защитит от всего. Но на льду коэффициент сцепления у всех одинаковый — около 0.1–0.2 (против 0.7–0.8 на асфальте).
Полный привод позволяет отодвинуть грань дозволенного при разгоне, но когда эта грань перейдена в повороте — срыв происходит внезапно, резко и на гораздо более высокой скорости, чем у монопривода.

Если «Солярис» поползет наружу поворота на скорости 50 км/ч, водитель испугается и сбросит газ.
Кроссовер будет держать до 70 км/ч, а потом улетит так, что никакая система стабилизации (ESP) не поймает. Кстати, про ESP. Многие думают, что она всемогуща. Но электроника может лишь подтормаживать колеса. Если сцепления с дорогой нет (голый лед), ESP бесполезна. Она не может создать силу трения из воздуха.

Так что, полный привод — это зло?

-6

Конечно, нет. Я сам езжу на полноприводном автомобиле и не хочу пересаживаться обратно.
Полный привод — это комфорт.

Это возможность выехать из заснеженного двора, пока другие машут лопатами.

Это уверенная парковка в сугробе.

Это стабильность на снежной каше (при равномерном движении).

Но это не средство для гонок по льду.

Памятка выживания для владельцев 4WD

Если у вас автомобиль с полным приводом, запомните три правила, которые сохранят вам жизнь и бампер:

  1. Ваш разгон обманчив. То, что вы стартуете быстрее всех, не значит, что вы остановитесь быстрее всех. Держите дистанцию в два раза больше, чем вам кажется достаточным.
  2. В поворотах — как все. Перед входом в скользкий поворот сбрасывайте скорость до той, с которой едут обычные легковушки. Не надейтесь, что задняя ось «довернет» вас в вираж. Она скорее вытолкнет вас на встречку.
  3. Шины решают всё. Полный привод на «липучке» среднего качества на льду проиграет переднему приводу на топовых шипах. Если купили дорогую машину — не экономьте на резине. Именно резина держит дорогу, а привод лишь крутит колеса.

Итог

-7

Перестаньте верить в магию шильдика «4WD» или «AWD». На зимней трассе, покрытой льдом, король не тот, у кого гребут все колеса, а тот, у кого есть голова на плечах и хорошие шипы.

Полный привод — это отличный помощник, чтобы не застрять. Но это плохой помощник, чтобы выжить на скорости. Не путайте проходимость с управляемостью.

Берегите себя, не гоняйте и помните: в кювете все приводы равны.

А вы чувствуете себя увереннее на полном приводе или считаете, что передний зимой понятнее и безопаснее? Жду ваши мнения в комментариях!