Найти в Дзене
Lady Stihriona

Новый капитализм как "меховые наручники", или почему любой бунт (включая феминизм) идёт против этой системы.

Я не раз говорила, что люблю своих читателей за то, что подкидывают (сами не подозревая) замечательные темы для статей. На сей раз произошло так же. Но всё по порядку. Вот буквально вечером прочла комментарий одного читателя, который доказывал, что, мол, "феминизм — инструмент капитализма для увеличения потребления". Ну, сразу скажу, крайне спорная точка зрения, однако на интересные мысли меня это высказывание навело. По большому счету, все мысли в той или иной степени мной озвучивались и ранее, но как-то не во взаимосвязи между собой, а скорее по отдельности и по поводу разных тем. Но вот попробую связать это в целостную картину. Итак, для начала соглашусь с комментатором в том, что феминизм появился в связи с возникновением капитализма и развитием индустриализации. Поясню кратко (так как подробно об этом писала уже не раз). Патриархальные отношения были свойственны в основном аграрным цивилизациям. Причин тому было множество. Земледелие дало возможность более компактного и оседлого

Я не раз говорила, что люблю своих читателей за то, что подкидывают (сами не подозревая) замечательные темы для статей. На сей раз произошло так же. Но всё по порядку. Вот буквально вечером прочла комментарий одного читателя, который доказывал, что, мол, "феминизм — инструмент капитализма для увеличения потребления". Ну, сразу скажу, крайне спорная точка зрения, однако на интересные мысли меня это высказывание навело. По большому счету, все мысли в той или иной степени мной озвучивались и ранее, но как-то не во взаимосвязи между собой, а скорее по отдельности и по поводу разных тем. Но вот попробую связать это в целостную картину.

Итак, для начала соглашусь с комментатором в том, что феминизм появился в связи с возникновением капитализма и развитием индустриализации. Поясню кратко (так как подробно об этом писала уже не раз). Патриархальные отношения были свойственны в основном аграрным цивилизациям. Причин тому было множество. Земледелие дало возможность более компактного и оседлого проживания. Оседлое проживание дало возможность накопления имущества, но привязало к земле. Земля стала основой выживания и важнейшим имуществом. Процесс перехода к оседлому образу жизни сопровождался выделением отдельных родов и семей, их имущественным обособлением. А разница в качестве земельных участков приводила к расслоению благосостояния разных семей. Так как мужчина обладал большей физической силой, чем женщина, то являлся более полезным для рода работником, что привело к патрилинейности. А патрилинейность (женщины уходят из рода, мужчины остаются) привела к тому, что женщина стала "чужачкой": либо родилась в роду, но уйдет в другой (и чем раньше, тем лучше), либо, если пришла из другого рода, то чужая по факту, которой еще нужно стать своей. Это отразилось на урезании имущественных прав женщин — имуществом, и в первую очередь землей, распоряжаются мужчины. В условиях земледельческой общины патрилинейность и патриархальный уклад жизни имели свои обоснования и положительные стороны. Гендерное разделение труда, в частности, обязанность мужа содержать жену, в тех условиях были естественными и даже полезны для выживания общины.

Однако с развитием индустриализации аграрные цивилизации стали превращаться в индустриальные. Земля перестала быть единственным и основным источником выживания. Центр экономики сместился в города и на производства. В условиях городской культуры женщина, находящаяся на иждивении мужа, была уже не столь естественным явлением, и новые условия жизни требовали изменения отношений. Патриархальная культура трещала по швам – женщины стали востребованы на производстве и получили возможность обеспечивать себя самостоятельно или приносить доход в семью вместе с мужем. Таким образом, имущество стало формироваться не только за счет мужчин, но и за счет женщин. Эти изменения как в быту, так и в обществе привели к возникновению феминизма и вопросов о том, почему женщина, работая, как и мужчина, не имеет права распоряжаться имуществом, не имеет права голоса в обществе и не имеет права обучаться престижным профессиям. Возникли требования законодательно уравнять права женщин с правами мужчин. В общем-то, эта первая волна феминизма добилась поставленных задач: так или иначе, в большинстве стран на законодательном уровне было прописано, что гражданин обладает равными правами вне зависимости от половой или иной принадлежности.

Вот теперь поговорим о капитализме. Капитализм вырос из феодализма напрямую. Первые мануфактуры и заводы создавались теми же помещиками, а первыми рабочими становились крепостные крестьяне, которых просто переводили с работы в поле на работу на фабрике или заводе. Во времена "дикого" капитализма эксплуатация рабочих была более чем высокой и откровенной, прямой. Конец девятнадцатого — начало двадцатого веков ознаменовался наиболее высоким уровнем эксплуатации рабочего класса. Мизерные зарплаты, рабочий день по 13–14, а то и 18 часов, нищенские условия жизни. Всё это привело к возникновению коммунистических и социалистических идеологий, к борьбе рабочих против эксплуатации. В результате революционных настроений и, в том числе, в результате революции, произошедшей в России, стало понятно, что прежняя форма капитализма себя отжила и требуются перемены. В те времена особо развит был марксистский феминизм, шедший рука об руку с движением социалистических и коммунистических политических течений и являвшийся частью этого движения.

Новая политика капитализма была, впрочем, связана не только с опасениями развития революционных ситуаций, но и с экономическими реалиями нового времени. «Выжимать все соки» из рабочих стало не выгодно, так как рынок оказался не безграничным, и покупательская способность основной массы населения была тем ниже, чем ниже были зарплаты рабочих. Как результат — кризис перепроизводства, отсутствие свободных рынков сбыта, убытки уже самих производителей и капиталистов. Старый капитализм зашел в тупик. Капитализму пришлось меняться. Возник новый подход к формированию рынка. Производителям нужны не только рабочие руки, производящие товар, но и покупатели. А чтобы покупали товар, нужно дать деньги, то есть повысить зарплаты, улучшить социальные условия жизни, дать возможность стремиться к улучшению своего материального положения, а значит, больше покупать товаров. Рынком стал править оборот, а не экономия расходов.

Особую роль в этом новом витке «гуманного капитализма» сыграла кредитная система. Ранее кредиты банки выдавали редко и в основном производителям или торговцам, в новой системе кредиты стали массовым инструментом. Логика была проста: у населения нет денег? Хорошо, пусть возьмут в долг под гарантию банка, потом вернут деньги банку с процентами. Казалось бы, выгодно всем. Производитель сбывает товары, получая от банка деньги, может выплачивать, даже повышать зарплаты, увеличивать оборот, увеличивать производство, покупатели получают возможность приобрести товар здесь и сейчас, а заплатят потом, банки получают свои проценты. Все довольны и счастливы.

Сейчас не стану детально расписывать результат, глобальный во влиянии на финансовое положение современной экономики. Говорила уже и не раз: мы живем по сути в "виртуальной" экономике, работающей на несуществующих "деньгах будущего", загоняя всё в более далёкое будущее, беря всё более долгосрочные кредиты. То, что эта держащаяся на "честном слове" экономика когда-либо придет к логическому концу, то есть мыльный пузырь лопнет, кажется понятным, но большинство предпочитает этого не видеть, ведь сейчас всё хорошо.

Но главное в контексте данной статьи не это. Чем отличается новый капитализм от старого? Основным принципом нового капитализма стал "пряник". Работникам даются щедрые обещания, работникам даются неплохие (казалось бы) зарплаты, работникам дается перспектива карьерного роста, а, соответственно, и роста благосостояния. Это заставляет работников держаться за рабочие места, стараться активно работать и лезть по карьерной лестнице, надеясь когда-либо достичь высот и стать одним из счастливцев-миллионеров. Более того, даются не просто обещания и красивые слова, дают деньги, дают зарплаты. Но капиталисту эти деньги нужно вернуть. А вернуть он их может через получение прибыли. Как повысить прибыль? Нужно заинтересовать покупателя, завлечь, удержать и заставить покупать как можно чаще и больше. Тут идут в ход любые трюки, придуманные менеджерами за последние годы: скидки, распродажи, акции, кэшбэки. Идет активная реклама и создание образа "престижных товаров", внушается мысль, что коль ты достиг "престижной" должности, тебе нужно обладать такими товарами. Устраивается бум покупок, заманивая покупателей любыми средствами, главное – уговорить купить товар. Учитывая, что многие товары приобретаются через оформление кредита, это двойная выгода для капиталиста: с одной стороны он получает прибыль от банка, а банк потом будет уже взыскивать долги с покупателя, с другой стороны, запутанный кредитами работник вынужден работать более активно, перерабатывать, держаться за свое место, бояться его потерять, ведь нужно выплачивать кредиты.

Но система "мягкого капитализма" действует еще хитрее. Тут она работает не сама, а рука об руку с государством, с политиками. Система создает иллюзию удовлетворенности населения. Человеку внушается высший приоритет – материальные блага. Что может быть выше и лучше? И они вот они. Бери, покупай, чтобы купить, работай. Нет денег прямо сейчас? И ничего страшного – возьми кредит, заплатишь потом. Человек окружает себя множеством ненужных, по сути, вещей, удовлетворяет свое чувство значимости, приобретая "престижные" вещи. Главное – удержать человека в состоянии удовлетворенности, создать ему эту иллюзию и привлечь к стараниям увеличивать эту удовлетворенность все больше.

Поясню, о чём я. Обставить квартиру (взятую в ипотеку) кучей разных предметов – это уже перестало быть фактором удовлетворенности само по себе. Работа, и приходить в квартиру, забитую хламом, чтобы поспать и снова бежать на работу, или сходить в выходной в магазин и добавить ещё новый хлам, – это полбеды. Внушается главная мысль: "Нас всё устраивает, нам и так хорошо, зачем нам какие-то перемены". Привязанный к рабочему месту наручниками, покрытыми позолотой и мягким мехом, работник с чувством удовлетворенности продолжает работать и носиться, как белка в колесе. Воспитывается индивидуализм, человек втягивается в виртуальное пространство, заменяя им обычную жизнь. Знакомства? В интернете. Покупки? Зачем ходить в магазин, можно заказать через интернет. В играх можно почувствовать себя королём или легендарным воином. Хочется выплеснуть возникший негатив? Тоже пожалуйста – изруби пару сотен монстров в игре в капусту или поругайся с кем-то на форумах и в чатах. Воспринимая себя ведущим активную жизнь, удовлетворенным имеющимся, человек продолжает завязать на работе и трудиться ради приобретения новых вещей, поддерживая колесо "мягкого капитализма".

Так причем же тут феминизм? Феминизм, как и анархия, к примеру, – это бунт против системы, это выражение неудовлетворенности существующим положением. Любой бунт опасен для системы, так как идет с ней вразрез. Бунт опасен тем, что заставляет человека встряхнуть себя, выйти из состояния мнимой удовлетворенности и начать борьбу за что-то или против чего-то. Борьба же, когда она не только ограничивается интернетом, выводит людей из зоны псевдо-комфорта и открывает глаза на реально существующие проблемы. Борьба разрушает сложившийся тихий мирок «белок в колесе», которые получают за быстрый бег очередные орешки, но вынуждены стараться бежать еще быстрее. Так что феминизм – не инструмент системы капитализма. Это один из инструментов, эту систему взрывающих, уничтожающих и ведущих к переменам. Это инструмент решения реальных проблем, а не «где купить очередную туфту и как на нее получить кредит».

-2

Отдельно хотелось бы напомнить уважаемым читателям и комментаторам в частности: будьте взаимно вежливы при общении в комментариях и соблюдайте культуру общения. Комментаторы, позволяющие себе хамство, оскорбления и нецензурные выражения в адрес автора или других комментаторов, получат предупреждение; при повторном аналогичном поведении возможен бан. Всего наилучшего!

Другие мои ресурсы:

Моя персоналка в ВК

Группа ВК "Правильный Феминизм"

Сайт "Вечевая республика"

Сайт фонда ФППД "Факел Свободы"

Telegram канал "Социал-либертанство"