Маруся укладывала магнитофон "Маяк" , который ей подарили на восемнадцатилетие, в большую сумку.
В коридоре орал Ванька. Мама пыталась запаковать его в огромную шаль, повязав ее прям на цигейковую шапку.
-Мама!!! Ну я что, я девчонка что-ли? Не буду я в этом на улицу выходить!!!
-А в чем ты хочешь идти? Ты, понимаешь, что в одной шапке ты не дойдешь? Морозище такой стоит!!! - укоряла его мама.
И правда, мороз завернул такой, что высовываться на улицу не хотелось. Если честно, высовываться не хотелось не только на улицу, но и из горячей ванны, где Маруся просидела больше часа. Дома батареи не справлялись со своей функцией обогрева. Стены, как ледяные глыбы, только что не покрытые инеем, просто отделяли улицу от помещения. Такого мороза не помнил никто.
Семья собиралась в гости, встречать новый год. Идти надо было на соседнюю улицу . Там, в пятиэтажке, семья маминого брата снимала комнату. Год назад у Борьки родилась дочка, а потому, чтобы с малышкой по морозу не ходить, решено было, что не они, а к ним придут в гости. Ваньке уже двенадцать, взрослый парень, не должен замёрзнуть по дороге.
Столпились в коридоре. Как полярники перед покорением Северного полюса, все были замотаны в шали, на ногах валенки, в валенках две пары шерстяных носок на ногах, штаны тоже не одни, варежки крепко запичканы в рукава пальто.
-Готовы все?- спросил отец.
Все кивнули. Подняли дружно сумки. Маруся с магнитофоном и конспектами по математике ( сессия на носу), Мама подняла сумку с праздничной одеждой и подарками, папа - с продуктами.
Отойдя от дома метров на сто, Ванька нежно поправил шаль на цигейковой шапке и взглянул на маму глазами, полными признательности и любви. Маруся перекидывала сумку с магнитофоном из одной руки в другую и старалась постоянно быть в движении. Идти до цели надо было еще два двора. Но каждый понимал, что это будет сделать сложно. Поэтому, дойдя до крайнего подьезда одного из домов, папа махнул всем в его сторону и "полярники" дружно ввалились в подъезд. Ванька и Маруся стали прыгать, мама и папа прилипли к батарее.
-Постоим тут немного, погреемся. И старайтесь рот не разевать на морозе, глотку заморозите,- дал команду отец.
-Интереснооо,- протянула Маруся , чувствуя, что губы не подчиняются ей, - Сколько градусов?
-Не меньше сорока, - ответил отец, - На заводе прогноз был, что движется какой-то антициклон...или циклон.
Папа работал на химическом предприятии. Азотнотуковом заводе. Сегодня была его смена, ночная. Но он как-то раз отработал за сменщика и попросил того подменить его сегодня в ночь. Поэтому на работу ему надо выйти только завтра с утра. Марусе нравилась такая постановка вопроса. Вместе с Борькой мужики могли устроить вместо Новогодней, Варфоломеевскую ночь. Но увы. Папе пить не придется, ибо на работу, а с одним Борькой семейство справится.
Отогревшись у батареи в подъезде, двинулись дальше. До соседнего дома. А там уже и до цели добежали.
Борькина семья, занимала одну комнату в двушке. Жена Борькина, Людмила, была коммуникабельной, компанейской и она с легкостью уговорила хозяина квартиры, открыть , только исключительно на новогодние праздники, пустую вторую комнату. Там разместили елку и телевизор.
Маруся подключила магнитофон к телевизору. Взяла она его не для того, чтобы устраивать танцы, а чтобы ночью дождаться программу "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады", которую покажут под утро , после огоньков и прочих советских фильмов, и записать что-то новенькое на катушки .
Расправившись с техникой, Маруся пошла помогать накрывать праздничный стол.
Кое-что на столе уже стояло. Винегрет, оливье, пирожки с капустой, кувшин с компотом и детский горшок, на котором сидела годовалая сестрёнка и усердно кряхтела .
-Фу, что это за натюрморт такой несъедобный?- Маруся поморщилась.
-Холодно на полу-то ей сидеть, тянет по полу, -просто ответила Людмила, нарезая докторскую колбасу .
Часы показывали половину одиннадцатого. Хотелось уже поесть, проводить год. Кстати, год был для Маруси неплохим. Она поступила в институт. Ей исполнилось 18 лет. Появились новые знакомые. Да, пока только знакомые. Кто-то из них обязательно станут друзьями, Маруся в это верила. А пока присматривалась. Немного напрягало то, что сразу после начала нового года, второго января начиналась сессия. Первая её сессия. Как-то всё сложится?
-Мам, мам, я хочу есть, -прогундел Ванька.
-Всё. Садимся за стол! -заорал Борька .
В нарядных платьях, в накинутых сверху телогрейках,в гамашах, шерстяных носках и шарфах на шее, женская половина семейства уселась за стол.
Борька и отец плотно занавесили окно одеялом и тоже поспешили приземлиться около своих тарелок.
Папа грустно ковырял вилкой оливье, запивая компотом, а Борис опрокидывал , как он утверждал, для сугрева, одну чекушку за другой, намекая , что пьёт за себя и за того, т.е. этого парня, которому завтра с утра надо идти на производство.
Ни за долго до полночи, все решили немного размяться, выползли из-за стола. Маруся и Ванька ушли в соседнюю комнату к ёлке и магнитофону с телевизором. Кинули на пол подушки и сели на них, так было теплее.
Папа взял матрас, который ему выделили, постелил его на кухне около батареи и соорудил себе спальное место, чтобы сразу после курантов кинуть на него своё тело.
Людмила укачала дочку и положила её в кроватку, которую предварительно нагрели горячей грелкой.
Мама собрала и помыла посуду, чтобы побулькаться в горячей воде, и поставила большую кастрюлю , в которой собиралась варить пельмени, чтобы похлебать горяченького.
Борька ушёл в туалет, где по его словам было от змеевика тепло и засел там на длительный срок.
В следующие минуты все подпрыгнули там, где находились. Маруся с Ванькой на подушках, папа около батареи, мама около раковины с посудой, Людмила у кроватки.
-Охренели чтоль соседи совсем!- выходя из туалета, заорал Борька- за каким .... так хлопать дверями! Он явно задремал на унитазе, пригрелся и был зол на соседей.
Но все остальные были с Борькой не согласны. Так дверями не хлопнешь!Стекла в момент хлопка зазвенели и чудом остались целы. Отец отодвинул одеяло на окне и вдали над домами увидел дым. Это было неблизко, скорее всего не в их районе города.
Стали строить догадки. Что это? Где это?
Как-то не по -праздничному пробили куранты. Открыли шампанское 🍾, выпили за наступивший Новый 1979 год.
На лестничной площадке зашумели соседи, слышались разговоры, шаги. Все строили догадки.
Ни телефонов, ни интернета, ничего, где можно было бы что-то узнать.
Борька с отцом вышли в люди. Через некоторое время папа пришёл и стал спешно собираться.
-Что случилась?
-На заводе взорвался цех, -сухо ответил отец. -Я поеду, все равно мне с утра туда. Сейчас приедет автобус . Да и смена сейчас моя.
Борька порывался тоже поехать, но его дружно осадили.
Отец уехал. Настроение у всех было не праздничное. Борька допил горячительное, все равно от него никто не ждал подвига, и лёг на место у батареи, которое папа готовил себе.
Ванька с мамой прижалась друг к другу на диване и вскоре уснули.
-Маруся, ты как?-спросила Людмила, - спать-то пойдёшь, я постелила.
Но Маруся твёрдо решила не спать. Только ближе к утру, когда с экрана телевизора АВВА допели про Happy new year, а Маруся записала эту песню и немного других на свой Маяк, только тогда она задремала на подушках под ёлкой.
Что же случилось тогда?
В новогоднюю ночь 1979 года Тольятти, как и многие другие города СССР, столкнулся с экстремальными морозами. Это было частью масштабного погодного явления, вызванного мощным антициклоном с Карского моря, который охватил значительную часть европейской территории РСФСР и Урала.
Температурные рекорды
По данным метеослужб, в ночь с 31 декабря 1978 года на 1 января 1979 года в Тольятти была зафиксирована температура около −43,4°C. В других городах региона показатели были ещё ниже: в Перми — −47,1°C, в Свердловске — −46,7°C, в Куйбышеве (сейчас — Самара) — −41,3°C.
Авария на «Куйбышевазоте»
Одним из самых трагических последствий морозов стала авария на тольяттинском заводе «Куйбышевазот». Из-за размораживания оборудования в одном из цехов произошёл взрыв, в результате которого погибли несколько человек. Ударная волна выбила все окна на соседней Тольяттинской ТЭЦ, что создало риск полной остановки станции. Что в такие морозы стало бы ещё большей катастрофой.
Проблемы с транспортом и инфраструктурой
Морозы привели к серьёзным нарушениям в работе транспорта. Трамваи, которые были единственным работающим видом транспорта в те дни, пострадали: от холода полопалась краска, и они продолжали ездить в таком виде почти до весны. Поезда задерживались из-за обрывов проводов, а некоторые составы застряли в пути.
Коммунальные проблемы
Экстремальные холода вызвали массовые аварии в системах центрального отопления. Попытки коммунальщиков увеличить температуру воды в трубах приводили к их разрыву. В результате многие дома остались без тепла и горячей воды. В Ульяновске, например, батареи центрального отопления лопались при температуре около −45°C, и их замена заняла больше недели после Нового года.
Влияние на жизнь горожан
Люди были вынуждены использовать все доступные средства для сохранения тепла: завешивали окна и двери плотной тканью, включали газовые конфорки и электрокамины. В квартирах стены покрывались инеем, а температура была настолько низкой, что некоторые жители праздновали Новый год в зимней одежде.
Вывод
Новогодняя ночь 1979 года в Тольятти и других регионах СССР стала испытанием на прочность для инфраструктуры, систем жизнеобеспечения и самих жителей. Экстремальные морозы привели к человеческим жертвам, массовым авариям и долгосрочным последствиям для экономики и экологии.
Вечером 1 января 1979 года отец вернулся со смены. Они долго разговаривали с мамой на кухне, периодически отгоняя от двери Ваньку, который совал свой нос и уши во все щели, чтобы послушать о чем рассказывал отец.
Маруся весь день читала лекции по математике. На завтра был экзамен. Но вечером и она, как Ванька , пыталась разузнать подробности.
Взрыв произошёл во время пересменки. Размороженое оборудование привело к утечке газа. Когда открыли ворота в цех, морозный воздух как-будто активировал газ и произошёл взрыв. Не исключено, что кто-то закурил. Людей отбросило далеко, к соседним цехам. В заводской столовой, что была рядом с цехом, вылетели стекла. В ночь работали повара. Одна женщина-повар погибла.
В прилегающем к заводам жилом районе , в домах тоже повылетали стекла. Уж если в другом районе, где жила Маруся стекла чуть не улетели, то что говорить о близлежащих дворах.
Год начинался со страшной трагедии, лютого мороза и мысли о том, что у каждого человека , видимо, и правда есть судьба.
Отец ещё долго находился в шоке. А что было бы, если он не подменился на эту ночь и вышел в свою смену?
Второго января, Маруся, нацепив на себя валенки, свитер и прочую экипировку , ехала в троллейбусе на первый экзамен в первой своей сессии.
-Пап, это тебе, -Маруся протянула отцу зачётку.
В синей книжечке, напротив наименования предмета "Высшая математика" было красиво написано: "Хор. 02.01.1979г."
Пусть всегда всё будет "ХОР."