Найти в Дзене
Наум, приди!

Пять этажей символизма: великие саратовцы на ВДНХ

19 декабря в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ откроется крупный проект Музея Москвы, который словно сводит воедино три реки и три художественных центра: «Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920–1940-х». Проект подготовили искусствоведы и историки советского искусства Ксения Гусева и Надежда Плунгян.
В экспозиции — сотни живописных, графических и скульптурных

19 декабря в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ откроется крупный проект Музея Москвы, который словно сводит воедино три реки и три художественных центра: «Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920–1940-х». Проект подготовили искусствоведы и историки советского искусства Ксения Гусева и Надежда Плунгян.

Кураторы выставки на пресс-показе. 18 декабря 2025 г. Фото автора
Кураторы выставки на пресс-показе. 18 декабря 2025 г. Фото автора

В экспозиции — сотни живописных, графических и скульптурных произведений из собраний российских музеев, включая Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина. Произведения созвездия волжских художников первой половины XX века — выходцев из Саратовской губернии — тех, кто влиял и творил в Москве и Ленинграде.

Работы Петра Уткина и Кузьмы Петрова - Водкина. Фото автора
Работы Петра Уткина и Кузьмы Петрова - Водкина. Фото автора

Посетитель проходит путь саратовских мастеров: от В. Э. Борисова‑Мусатова и вдохновленных им художников объединений «Голубая роза» и «Алая роза», через радикальные новации авангарда и проекты советской фрески — к поискам новой картины 1930–1940‑х годов. Это путешествие знакомит и с отдельными именами, и с масштабом их влияния: Москва — Павел Кузнецов и скульптор Александр Матвеев; Ленинград — К. С. Петров‑Водкин, Пётр Уткин, Алексей Карёв, Александр Савинов. Наши земляки творили и преподавали, распространяя семена традиций, разлетевшихся  из той самой «мусатовской певучести», когда Саратов по праву считался столицей Поволжья.

Скульптура А.Т. Матвеева
Скульптура А.Т. Матвеева

Скульптура Матвеева на фоне работ друга Павла Кузнецова. Фото автора
Скульптура Матвеева на фоне работ друга Павла Кузнецова. Фото автора

Для меня эта выставка стала кульминацией удивительной поездки, насыщенной встречами и событиями. Было два мероприятия в Академии художеств, связанные с Павлом Кузнецовым и хвалынскими пленэрами, презентация книги о Московском училище живописи, ваяния и зодчества в Глазуновке, где, собственно, и училась саратовская плеяда, выставка Татлина в Зотов Центре — и вот мощный проект в павильоне «Рабочий и колхозница», занимающий пять этажей! 

По сути это — концепция целого музея, который логично было бы разместить в Саратове. 

Искусствовед и коллекционер Валерий Дудаков на презентации каталога работ Павла Кузнецова. 15 декабря. Фото автора
Искусствовед и коллекционер Валерий Дудаков на презентации каталога работ Павла Кузнецова. 15 декабря. Фото автора

Выставка — утешение и светлая грусть: именно в этом году Саратов фактически лишился щедрого дара крупнейшего коллекционера русского символизма Валерия Дудакова. Ещё несколько лет назад он обещал, при выполнении определённых условий, передать своё собрание в Саратов и тем самым заложить Центр русского символизма там, где это казалось наиболее естественным. Уже было выбрано место под строительство у мемориального дома‑музея Павла Кузнецова, создан архитектурный проект, но реализация затянулась из‑за необходимости проведения археологических работ. Многие думали, что можно ничего не делать, а Дудаков будет терпеливо ждать. Странности, правду о которых мы никогда не узнаем. Нерасторопность саратовских чиновников. Административные тряски и частая смена директоров Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева (в ведении которого находится сеть мемориальных музеев и где планировалось создать Центр русского символизма). Немаловажную роль сыграло и отсутствие в саратовском художественном музее харизматичной фигуры, способной на масштабные инициативы и переговоры с властью. Все это привело к тому, что коллекция Дудакова оказалась в Нижнем Новгороде. Там губернатор Глеб Никитин действовал быстро и чётко. Приняли коллекцию, оценённую специалистами примерно в 3 млрд рублей. 

-7

Так мимо Саратова пролетели сокровища Врубеля, Кузнецова, Уткина, Матвеева, Ларионова, Судейкина, Сарьяна и других, так саратовские идеи оплодотворили Нижний Новгород. Может быть это и не так уж и грустно для Саратова. Кстати, на одном из мероприятий в Академии художеств, я оказался рядом за столом с Валерием Дудаковым, который в кулуарах извинялся перед саратовцами за сложившуюся ситуацию. 

Я никогда не задумывался дальше того, что саратовская земля дала миру сразу несколько гениальных художников. Но эта выставка позволила увидеть их в масштабе и влиянии на художественные процессы 1920‑х—1940‑х гг. в главных городах огромной страны. 

Алексей Карёв долгое время находился в тени своих более именитых земляков.
Алексей Карёв долгое время находился в тени своих более именитых земляков.

-9

-10

Новая выставка в Москве — это не просто региональный квасной патриотизм, а внешний, столичный взгляд искусствоведов и музейных институций на историю русского искусства, где Волга, Москва и Нева звучат одним многоголосым аккордом. Выставка несовершенна, но в этом её человеческая правда -она масштабна, идейна и вдохновенна.

-11

Если вы тянетесь к тихому, глубокому искусству, рожденному на берегах больших рек, — идите. Пусть выставка станет поводом увидеть Волгу не только как пейзаж, но и как центр русского символизма, дарящий нам свою певучесть и память.

-12