Найти в Дзене
Сириус Автодром

Автомузей Ника Панули: пространство эмоций, скорости и культурного наследия автоспорта

Когда вы входите в музей Ника Панули на Сириус Автодроме, первое ощущение — это место, где прошлое, настоящее и эмоции встречаются в металле, коже, хроме и в подкапотном пространстве. Место, где каждая деталь вызывает интерес, воспоминания и открывает новый взгляд на историю автомобилестроения и автоспорта. От идеи к реальности: уникальная коллекция на гоночной трассе Автомузей Ника Панули — это не просто частная коллекция автомобилей, а комплексная экспозиция, объединяющая более 50 гоночных и ретро‑автомобилей, а также артефакты, отражающие культуру и историю автоспорта и автомобильной эстетики. Музей находится внутри Главной трибуны Сириус Автодрома. Здесь скорость, технология и эмоция имеют особое значение, и музей стал естественным продолжением гоночной истории этого пространства. Музей, построенный из эмоций Чтобы понять музей, надо понять его создателя. Основатель музея — Николай Константинович Панули — был коллекционером особого типа. Он собирал эмоции и истории, которые стоят
Оглавление

Когда вы входите в музей Ника Панули на Сириус Автодроме, первое ощущение — это место, где прошлое, настоящее и эмоции встречаются в металле, коже, хроме и в подкапотном пространстве. Место, где каждая деталь вызывает интерес, воспоминания и открывает новый взгляд на историю автомобилестроения и автоспорта.

От идеи к реальности: уникальная коллекция на гоночной трассе

Автомузей Ника Панули — это не просто частная коллекция автомобилей, а комплексная экспозиция, объединяющая более 50 гоночных и ретро‑автомобилей, а также артефакты, отражающие культуру и историю автоспорта и автомобильной эстетики.

Музей находится внутри Главной трибуны Сириус Автодрома. Здесь скорость, технология и эмоция имеют особое значение, и музей стал естественным продолжением гоночной истории этого пространства.

Музей, построенный из эмоций

Чтобы понять музей, надо понять его создателя.

Основатель музея — Николай Константинович Панули — был коллекционером особого типа. Он собирал эмоции и истории, которые стоят за каждым автомобилем.

«Мне важно не просто иметь автомобиль, а видеть реакцию людей, которые приходят сюда… Когда человек видит то, что знаю я, — это настоящее удовольствие», — говорил Николай Панули.

Его подход — глубоко личный, почти интимный. Он не пытался быть публичной фигурой, не стремился «раскручивать» своё имя. Скорее, он хотел сохранить память о времени, людях, технологиях и страсти, которые стояли за каждой коллекцией. Каждый экспонат попадал сюда только тогда, когда в нем было что-то, что тронуло самого Николая Константиновича. Вот уже пять лет, как Николая Панули нет с нами, но его дело продолжает его семья.

Первый гость — Берни Экклстоун: начало красивой традиции

Николай Константинович говорил об этой истории с доброй улыбкой. В 2014 году, вскоре после того, как Гран-при России был признан лучшим этапом сезона, Экклстоун был на ужине, где оказался и Панули. Он рассказал Берни о музее. Тот кивнул — и пришёл.

После этого каждый год, когда чемпионат приезжал в Россию, Экклстоун заходил в гости, смотрел обновления, комментировал экспозицию, иногда долго рассматривал отдельные артефакты.

Так музей получил негласного «крестного отца», а дата 19 декабря 2014 года, когда Берни Экклстоун впервые посетил музей, стала отмечаться как день рождения музея.

-2

Легендарные автомобили и интересные факты

Автомобили здесь не просто стоят — многие из них на ходу. Точнее, все, кроме двух. О них ниже.

Сотрудники музея принципиально сохраняют техническую живость экспонатов:
— заводят
— обслуживают
— иногда вывозят на демонстрационные заезды

И среди экспонатов — машины с биографиями, которые могли бы стать отдельными книгами. Jaguar XJ220, American LaFrance, Buick Roadmaster, Imperial LeBaron, ГАЗ-14 «Чайка» — и десятки других. Рассказываем про некоторые из них.

ГОНОЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ

На объекте Формулы 1 непременно должны быть болиды.

Jaguar R5 В

Настоящий болид F1 Jaguar R5 B сезона 2004 Марка Веббера — это один из главных экспонатов музея.

Николай Панули: «Первым, почему именно Jaguar, в 2014 году меня спросил Берни Экклстоун. Ответ простой: если взять всю Формулу 1, то как раскрашен Jaguar, делает его самым красивым болидом. И эта летящая «кошка» мне сразу понравилась в 2000-х годах».

Невероятными усилиями Николай Константинович добыл разобранный болид, отреставрировал его и теперь он является центром притяжения фанатов Формулы 1, хоть в нем и отсутствует мотор.

-3

Формула «Русь»

Российский гоночный болид монокласса (2001-2006 гг.).

Факты:

  • Двигатель Alfa Romeo Twin Spark 16V, мощность — 157 л.с.
  • Пространственная рама из стальных труб, стеклопластиковые обтекатели
  • Шины Dunlop 595, дисковые тормоза прямоугольного сечения

Болид участвовал в национальном чемпионате на трассах Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя потенциал российских инженеров.

Dodge Viper CC Venom 1500

Этот спорткар, выпущенный под номером 21, сегодня существует в единственном экземпляре. Специально подготовленный для соревнований по дрэг-рейсингу, Dodge Viper CC Venom 1500 прошел через значительные доработки. Обратите внимание на парашют, благодаря которому этому монстру удается балансировать при торможении.

Факты:

  • Разгон — 100 км/ч за 1,9 сек.
  • Расчетная скорость — 420 км/ч
  • Всего выпущено 100 экземпляров
-4

ЛЕГЕНДЫ И ИСТОРИИ

Ferrari F40 (1990)

F40 — последний суперкар, созданный при жизни Энцо Феррари, и единственный экземпляр в России.

Факты и характеристики:

  • 2,9‑литровый турбированный V8, разгон до 100 км/ч за 4,1 сек.
  • Максимальная скорость — 324 км/ч
  • Только 1315 экземпляров выпущено серийно
  • В музее F40 — настоящий символ инженерного дерзания конца XX века

F40 был первым серийным автомобилем с кевларовыми панелями кузова и алюминиевым шасси, что делало его невероятно лёгким и быстрым для своего времени.

Николай Панули говорил, что можно приехать на Ferrari F40 на работу, затем, возвращаясь домой, по пути заехать на гоночный трек и, не меняя характеристик, погонять по трассе. Уникальность. Стиль. Легенда.

-5

Seagrave (1958)

Самый масштабный экспонат в музее — пожарная машина Seagrave. Помимо размера она поражает особенной историей. Как и все пожарные автомобили, она долго служила американскому народу, а затем заняла достойное место в одном из клубов пожарных в отставке, которые бережно хранили Seagrave.

Факты:

  • Двигатель — 10 л, 12-цилиндровый
  • Мощность — 215 л.с.

11 сентября 2001 г. – в день, когда террористы врезались в башни-близнецы и произошла катастрофа, все машины, которые были на ходу, отправились на помощь. Seagrave не остался в стороне. Последняя дата в бортовом журнале именно этой машины — 11.09.2001 г.

-6

Jaguar XJ220 (1996)

Jaguar XJ220 создавался, чтобы вернуть славу марки Jaguar в Ле‑Мане.

Факты:

  • Название XJ220 отражает максимальную скорость — 220 миль/ч ≈ 349 км/ч
  • Двигатель: наддувной V6 мощностью 550 л.с., разгон 0-100 км/ч за 3,9 сек.
  • Серийный выпуск — всего 285 экземпляров; в музее представлен автомобиль №76.

Проект XJ220 начинался как инициатива команды добровольцев «Субботний клуб», работавших над автомобилем по вечерам вне официальной поддержки Jaguar.

-7

Kaiser Darrin

Этот нереставрированный редкий экземпляр — одна из самых нестандартных машин середины XX века. Это единственная серийная машина в мире, двери которой уезжают в передние крылья. Всего было выпущено 435 автомобилей, которые сегодня представляют интерес для коллекционеров по всему миру.

Факты и характеристики:

  • Двигатель — 6-цилиндровый, мощностью 90 л.с.
  • Разгон 0–100 км/ч — 15.7 сек.
  • Максимальная скорость — 152 км/ч
-8

Lamborghini LM002 (1991)

Иногда судьба автомобилей бывает очень короткой. Так случилось с этой экспериментальной машиной: производитель элитных суперкаров Lamborghini выпустил… внедорожник, который очень привлек создателей сериала «Бригада: Наследник». Новый автомобиль, выпущенный под номером 328, был взорван и сброшен со скалы в реку. Не муляж, настоящий редкий автомобиль. Николай Константинович не мог пройти мимо этого факта, нашел то, что от него осталось, у каскадеров, пропустил через реставрационную мастерскую, и вот кинозвезда перед вами.

-9

СТИЛЬ

Imperial LeBaron Hardtop Coupe (1969)

Эталон премиального стиля Chrysler.

Факты:

  • Длина кузова — 5,834 м, самый длинный серийный автомобиль США 1969 года
  • Модель LeBaron — первый автомобиль в стиле Fuselage Look
  • Двигатель — 8-цилиндровый, 350 л.с.; разгон 0–100 км/ч — 9,6 сек. максимальная скорость — 200 км/ч

Необычная решетка радиатора и скрытые фары повторяют эстетику Dodge Charger того же концерна.

-10

Buick Roadmaster Limited Riviera (1958)

Флагманский американский седан с огромным количеством хрома и роскошным интерьером.

Факты:

  • 8-цилиндровый двигатель мощностью 300 л.с.
  • 0–100 км/ч за 10,5 сек., максимальная скорость — 191 км/ч
  • Кабриолетные версии оцениваются в 200–250 тыс. долларов США

Roadmaster — один из автомобилей с наибольшим количеством хромового декора в истории автопрома США. Именно про него шутили: «Если вы едете по шоссе, а навстречу вам едет Buick Roadmaster Limited Riviera, берегитесь — вы можете ослепнуть от своих же фар, свет которых отражается от этого количества хрома!»

-11

ГАЗ-14 «Чайка» (1977–1988)

Советский представительский автомобиль ручной сборки.

Факты:

  • 8-цилиндровый двигатель мощностью 217 л.с., максимальная скорость — 172 км/ч
  • Всего выпущено 1114 экземпляров
  • Беспороговая конструкция и низкий центр тяжести для комфорта и устойчивости

Первый экземпляр подарен Леониду Брежневу на день рождения. Оснащён двумя системами кондиционирования и отопления, недоступными рядовым советским автомобилям того времени.

-12

СТАРЕЙШИНЫ

Ford Model T (1925)

Самая старинная машина в музее — американский полицейский фургон Ford Model T. Он был задуман как недорогой автомобиль, в котором можно было перевозить преступников и правонарушителей.

Первая серийная модель вышла с завода в Детройте 27 сентября 1908 года. Фургон сменил повозку с лошадьми и получил прозвище «Жестяная Лиззи», так как одной из самых распространенных кличек лошадей была «Лиззи».

В 1999 году «Жестяная Лиззи» заняла первое место в конкурсе «Автомобиль века», став самым значительным автомобилем ХХ века. На сегодняшний день это одна из редких коллекционных моделей.

-13

American LaFrance Brockway Torpedo (1928)

Один из старейших американских пожарных автомобилей, до сих пор на ходу.

Факты:

  • Максимальная скорость — 50 км/ч
  • Бескапотная компоновка, тщательно продуманные механизмы
  • Продукция American LaFrance оказала влияние на развитие пожарной техники в США

Машина построена более 90 лет назад, но до сих пор полностью функциональна и участвует в выставках и демонстрациях.

Архивная фотография Toyota Team и пилота RDS Никиты Шикова
Архивная фотография Toyota Team и пилота RDS Никиты Шикова

Атмосфера музея и впечатления посетителей

Музей — живое пространство: машины на ходу, коллекции пополняются, есть возможность сфотографироваться в культовых автомобилях и приобрести фирменные сувениры и одежду. Посетители отмечают детали, уникальность и эмоциональный заряд. Ещё подчеркивают атмосферу, историческую ценность и образовательный эффект: здесь интересно и детям, и взрослым.

Автомузей Ника Панули — это пространство, где живут истории, инженерные решения и эмоции. Каждая машина, каждый артефакт и каждая деталь рассказывают свою историю и приглашают посетителей стать частью автомобильной культуры, пройти путь от ретро до современных спорткаров, от инженерной мысли до человеческой страсти.

Уникальность музея: что делает его особенным

Музей Ника Панули — не классический музей и не частный гараж. Он стоит на пересечении двух миров:

  • историческая точность
  • эмоциональное восприятие
  • подлинность
  • раритетность

На фото Николай Панули
На фото Николай Панули

Место, куда приходят за ощущениями

Музей построен так, что его можно пройти за час. Но хочется оставаться дольше: читать подписи, рассматривать редкие детали, слушать истории от сотрудников, и — главное — чувствовать атмосферу.

Так говорят и тысячи посетителей — журналисты, туристы, инженеры, гонщики, дети, взрослые. Кто-то приходит за историей. Кто-то — за визуальным удовольствием. Кто-то — чтобы показать ребёнку, что машины могут быть искусством.

-16

Если попробовать в одном предложении описать автомузей Ника Панули, оно будет таким:

Это музей, который создаёт эмоции — и сохраняет их.

Он существует ради того, чтобы люди чувствовали, удивлялись, восхищались, вдохновлялись. И в этом — его уникальность. В этом — его душа. И в этом — его создатель.

В Автомузее только два автомобиля, которые не на ходу. О них мы рассказали в этой статье. Пишите в комментариях ваши версии, какие это автомобили. А чтобы убедиться в правильности ответа, заглядывайте в музей.

Автомузей работает ежедневно с 10:00 до 19:00. С мая по октябрь — с 10:00 до 20:00.

https://siriusautodrom.ru/museum