Найти в Дзене

Что с поэзией? О смене роли Поэта в современном мире

Что с поэзией? Или образ Поэта – Проводника. Тот, кто должен согреть Что с поэзией? Или образ Поэта – Проводника. Тот, кто теперь должен согревать
Я частенько наталкиваюсь в сети на стоны различных седовласых литературных мужей в духе «Господи! Что же стало с поэзией?». Крутить и вертеть тезис можно по-разному. Что стало с поэзией? Что стало с читателем? Что стало с автором... Где новые Пушкины и Есенины?! Где новые гении, Боже мой, вокруг одни бездари, несчастная русская поэзия, прямо премии вручать некому (хотя, все премии всё равно будут вручены тем своим, кто максимально отработал повестку). И нет, я сейчас говорю не про каких-то неизвестных ноунеймов из интернета, ибо их призвание – вечное страдание. Вот пусть и страдают, не лишайте их удовольствия пострадать.
Я говорю о личностях, которых знаю лично. Даже некоторых преподавателей из Литературного института. Ежели кто себя узнает и обидится – милости прошу. Тут дело каждого узнавать себя и обижаться. А статус «бывший преподава

Что с поэзией? Или образ Поэта – Проводника. Тот, кто должен согреть

Что с поэзией? Или образ Поэта – Проводника. Тот, кто теперь должен согревать

Я частенько наталкиваюсь в сети на стоны различных седовласых литературных мужей в духе «Господи! Что же стало с поэзией?». Крутить и вертеть тезис можно по-разному. Что стало с поэзией? Что стало с читателем? Что стало с автором... Где новые Пушкины и Есенины?! Где новые гении, Боже мой, вокруг одни бездари, несчастная русская поэзия, прямо премии вручать некому (хотя, все премии всё равно будут вручены тем своим, кто максимально отработал повестку). И нет, я сейчас говорю не про каких-то неизвестных ноунеймов из интернета, ибо их призвание – вечное страдание. Вот пусть и страдают, не лишайте их удовольствия пострадать.
Я говорю о личностях, которых знаю лично. Даже некоторых преподавателей из Литературного института. Ежели кто себя узнает и обидится – милости прошу. Тут дело каждого узнавать себя и обижаться. А статус «бывший преподаватель» - это не гарантия извечной правоты человека «по определению».
Все эти стоны – не стоят выеденного яйца и являются «застольными» беседами. Когда разговор ради разговора и стон ради стона. Ради красивого картинного страдания. Ибо больше пострадать не о чем. Ради извечно закатанных глаз чванливой и утонченной интеллигенции, которая есть как на либеральной стороне, так и на стороне условных патриотов. Что забавно, и те и те, делают вид, что гуторят о культуре и духовности, прочно и незыблемо, простой народ презирая.
Так, а что же нынче с поэзией?! А ничего!!
Давайте подумаем и признаемся честно…А когда поэзия была явлением массовым? Во времена Пушкина и Жуковского? Ага, прям так интересно народу было «что там Пушкин».
Позже народу также интересно было «что там Гиппиус с Мережковским» в своих салонах делают и как они там рифмами играются после очередного марафета в «Стойле Пегаса», где полураздетая Коломбина по столам прыгает.
Первый массовый интерес к поэзии – интерес к отдельным личностям Серебряного века вроде Есенина или Маяковского. Следующий массовый всплеск интереса – в советское время. Когда литература стала профессией и образовалась корпорация, охватывающая если не всех, то многих. К слову, некоторые «седовласые мэтры» из числа преподавателей Литературного института, нынче в православные переписались и брызжут ядовитыми слюнями в сторону «кровавых большевиков». Слегка подзабыв, что институт был основан именно в советское время, а профессией, да еще и приносящей профит, литературу сделали именно «кровавые большевики». Именно «кровавые большевики», дали эту работу людям, которые ничего не умели, только писать. В молодой, строящейся стране, им позволили оказаться подле самой сердцевины – там, где кирпичик за кирпичиком, закладывалась новая идеология. Идеологию (логично!) разрабатывают идеологи. Необходима была кузница кадров. Советы это прекрасно понимали.
В целом же, поэзия – явление определённого социального среза. Назовите еще одну эпоху, когда поэты собирали огромные залы, вроде поэтов-шестидесятников. После распада СССР всё просто встало на свои места. В советское время литература являлась своего рода «корпорацией». У любой корпорации есть правила и условия существования человека, желающего быть включенным в корпорацию. Отсюда извечный взволнованный гомон людей 60 + «Ах, как вы не состоите в союзах? Как это вы не член?» и еще хлеще, возмущение на ироничное «зачем мне это надо?». Ах, как вы смеете, фи и фу!
Нет, ну вот реально, зачем? Членство в очередном союзе, пусть даже самом главном, сделает человека знаменитым? Добавит таланта? Поднимет интерес аудитории? Нет, конечно. Редкие бонусы – это в кругу «своих». Отсюда же миф об идеальной первой книге. Твоя первая книга должна быть идеально вылизанной, ибо она «твое лицо». Всё правильно, раньше был только один вариант публикации – на бумаге. Косякнешь, и члены «корпорации» будут встречать по «первой книге». Сейчас, литературный мир предлагает сотни новых возможностей. Литресы, Ридеро… Вот даже на «Поэмбуке» (самая простая платформа для свободной публикации) за последние пару лет, появился свой конструктор, с помощью которого сам автор может сверстать книгу и заплатив за это не самые большие деньги, похвастаться тиражом. За дополнительную денежку, платформа твой сборник и в Книжную палату отправит, и другие плюшки тебе предложит. Иди куда хочешь, публикуй что хочешь. В том числе, на Литрес или Ридеро, ты можешь много раз перезаливать файл своей книги, с бесчисленным количеством правок. Что касается «встреч по первой книге»…Чаще всего, в наше время, автор издает первую книгу в качестве подарка своим уже ПОСТОЯННЫМ читателям. Во времена соцсетей и множественных литературных платформ, любого автора, еще ДО выхода его первой книги, уже знают как облупленного. Он уже имеет свою пусть не большую (а может и большую, зависит от активности), но стабильную аудиторию, которая давно уже все твои стихи знает, и всего тебя вдоль и поперек. «первую книгу» приобретают скорее как сувенир, лояльно настроенные к автору люди. Как подарок для самих себя. Или…о, славная традиция вступительной статьи, авторства какого-нибудь седовласого мэээтра! Это тоже традиция, чьи корни там, в советском времени, когда литература была «корпорацией». Признак «хорошего тона», если твой сборник предваряет такая статья. Серьезно? Вы, правда, думаете, что широкому читателю не все равно? Вы на самом деле считаете, что читатель такой несамостоятельный барашек, что без мэтра Васи Пупкина и вот этого "похлопывания по плечу" не разберется нравится ему писатель или нет? Это я всё про автора. А если заглянуть на читательскую сторону? А там то же самое. Читатель теперь сам всё решит.
Нет сейчас больше того, что в советское время называлось «литературным процессом». Нет литературной корпорации. Просто нет. И с этим просто надо смириться. Все остальное – следствие. Нет корпорации и все что происходит, происходит само по себе. Подчиняясь общим законам мироздания, а не искусственным законам литературы.
Мир стал слишком многообразен. Он предоставляет людям множество возможностей и открытых дверей. Это люди чаще всего входят «не в те двери» или вообще лезут в какие-то убогие форточки. Но мир в этом не виноват, он-то как раз наоборот развивается, двигается в сторону расширения и углубления. Ну, не интересна людям поэзия как некое комплексное «высокопарное, высокодуховное» явление. Не интересна. И у меня вопрос: а должна ли быть интересна? Представьте себе мир, пространство, вселенную, где все до единого (или почти все) ходят, уткнувшись носом в томики Блока, Байрона или Надсона. Включая прачек у реки, всех трактористов и даже всех нейрохирургов. Одной рукой оперирует, второй томик Надсона держит. Или запоем читает вместо того чтобы спать, после пятичасовой операции. Где и когда вы такой мир видели? Назовите эпоху.
Поэзия ЕСТЬ и существует. Более того, её продолжают употреблять те, кому поэзия интересна изначально. И поэтов – масса. Просто все больше хотят писать, нежели читать других. Просто мы стали эгоистами и пишем, пишем, пишем. Но не читаем. Однако исключает ли это интерес к поэзии или её плачевное состояние? Пусть интерес кривобокий и односторонний, но он есть. Вы меня извините, но посчитайте, сколько существует литературных платформ для свободной публикации и сколько там обитает авторов и читателей. Для кого всё это? Это что, отсутствие «интереса к поэзии»? Ах, седовласым мэтрам выбрать не из кого? Ну, это сугубо проблемы седовласых мэтров. Знаете, в чем здесь смысл? Не поэзия ушла. В связи с многообразием мира ушло время «седовласых мэтров», которые считали, что имели право задавать моду и решать, даже не кто талантливый/бездарный, а кого «благословлять», а кого нет.
Наступило время, когда читатели/слушатели САМИ будут выцеплять из огромного потока, интересных им Авторов. И в целом поэзия теперь стала – явлением ЛИЧНОСТЕЙ. Читатель ищет и будет искать персоналий, а то и персонажей, которые ему по каким-либо причинам близки. По энергии, по духу, по взглядам, по способу рифмовки, по содержанию или форме художественного мира. Фсё. Смиритесь с этим.
Техническое мастерство, форма, игра в стили, темы – всё это становится вторичным и останется кулуарной игрой для членов литературных кружков. Читатель же пойдет за ЛИЧНОСТЬЮ. Если мы говорим о качественном читателе, способном на глубокое погружение, чей интерес (и одобрение), измеряется не в лайках и репостах, а определяется способностью мыслить, и который не забудет любимого автора, если завтра отключат интернет, такой читатель будет искать своего Проводника с волшебной дудочкой, своего Данко. Проводника, который будет помогать ему прожить нынешнее тяжелое время, вместо чуждого настоящему русскому человеку психолога (явление, более растлевающее умы, нежели что-то созидающее внутри человека).
А не играть с рифмой, стилем, жанрами и формами (исключение – если такая игра, является органичной природой самого автора). Роль Автора поменялась. Сейчас поэт – это Проводник и в широком смысле Собеседник, друг, а не идеолог и уж тем более не Мессия, который обязан прийти в этот мир «новым Пушкиным». Кстати...А как вы себе представляете явление этого «нового Пушкина»? Каким он должен быть, чтобы угодить не всем, но хотя бы большинству? Ладно, пусть угодит половине. Нет, трети. И прийти он должен, чтобы…что? Культуру из руин поднять, задав тон на одно единственное собственное имя? Опять же, не кажется ли вам что это слишком бесперспективно в связи с тем, что мир стал невероятно многообразен. Это если идеологию не трогать… А если тронуть? Явится новый Пушкин, но будет он не православным, а родновером, атеистом или мусульманином.
И? Стонущие седовласые старцы, первыми попытаются его забить, не дав сказать и слова.
Так, что давайте тему «новых Пушкиных» не трогать. Сейчас, чтобы стать пишущим Автором, нужен оплаченный интернет и собственная активность, если не планируешь писать в стол. А если плюс к этому есть хоть какие-то деньги, то еще лучше. Всё те же сайты предлагают невероятное количество услуг. Поэт даже идеологом не будет, но потому что с идеологией у нас полный швах.
Дальше уже вопрос качества. Это вопрос сложный, поскольку он–то как раз в упомянутую выше идеологию и культуру упирается. Нас всеми правдами и неправдами пытаются затолкать в две диаметральные крайности. На одной стороне – уровень культуры с канала ТнТ, где юмор, это когда шаболды на экране все виды половых извращений обсуждают. С другой стороны – жизнь в дремучей стране, где нет ничего кроме православного храма и попыток запретить всё и всех, кто не понятен церковному руководству. Золотой середи у нас для нас как будто бы нет. Адекватный человек, посмотрев на всё это, ты тем более плюнет с высокой колокольни и уйдет в свободное плавание. И неважно автор ты или читатель. Но! Читатель, будучи носителем определенного культурного уровня, опять же, пойдет за своим Автором. И вот тут уже, кто-то выберет арбуз, кто-то свиной хрящик. Кто-то пойдет за глубоким и мыслящим поэтом, кто-то, обладая клиповым мышлением, выберет бледную девочку-поэтку из питерского андеграундного подвала, пишущую про глинтвейн и плед. Кто-то найдет для себя автора, пишущего даже о войне талантливо, а кто-то удовлетвориться рифмовкой «Донбасс – нас», главное, чтобы Z номинально на лбу у автора стояла. И всё это многообразие есть, оно существует, оно реально. Читателю, сугубо плевать на то, кого седовласые мэтры хвалят друг перед другом на съездах, кого покровительственно похлопывают по плечу.
В таких случаях, всегда вспоминаю своих читателей. Особенно тех, кто со мной уже давно. И со вкусом у них всё в порядке. Однако никто из них в глаза не видел ни одной моей публикации из журналов-толстяков. Почти все они пришли ко мне через интернет. А сколько читателей нашло меня по хештегу #федорбасманов! А сколько читателей в один прекрасный день, прислали фотографии из Переславля, Рязани, Коломны, Полоцка…с теплыми словами благодарности и рассказами о том, что на эти поездки их вдохновили мои стихи о Фёдоре. Попав в воронку после прочтения стихов, рыщут ли мои читатели в поисках какое там у меня там образование (литературное или нет) и сколько у меня наград? Сомневаюсь.
Во многом, понять всё это, помогла мне собственная любовь к Михаилу Горшенёву и попытки понять природу собственной влюбленности в эту личность. Влюбленности, казалось бы, запоздалой. К своим почти сорока, я получила литературное образование, прочитала приличное количество книг, посмотрела приличное количество фильмов, освоила две профессии, науку историю, но нашла отдохновение души именно в такой своеобразной нише. За кем пойдут теперь люди и кто им нужен? Сейчас пришла странная новая эпоха – эпоха Личностей. Поэтов – актеров, поэтов – проводников, поэтов – собеседников, поэтов – друзей. Умеющих увлечь. Поэтов, не салонных «бледных немочей», а полнокровных и теплокровных.
Кто ныне назначит новых «Пушкиных»? Никто. Пушкин, он вообще один единственный. И второй случиться не обязан. И даже второй Есенин случиться не обязан.
А своего главного поэта каждый назначит себе сам.
С поэзией – все норм. Времена просто изменились. И роль поэта изменилась.

Мой ТГ-канал https://t.me/dorogafedbas

-2